«Киевом владеют гоблины с челюстями»
01.10.2012 10:30
О самых интересных периодах истории Киева, о современных проблемах мегаполиса и его интересных местах рассказал коренной житель столицы, известный украинский писатель и скандальный журналист Олесь Бузина.

Новости Украины – From-UA: - Как Вы считаете, что сегодня из себя представляет Киев?

Олесь Бузина: - Сегодня Киев представляет собой большой-большой хутор, в котором проживает пять миллионов человек. Очень много приезжих, которые ищут в Киеве счастья и отдают городу свою энергию. Киев - город вампирический. Он высасывает людей. Достаточно посмотреть, какие люди едут в метро в понедельник, а какие в пятницу, чтобы понять это.

В принципе, Киев сейчас высасывает всю Украину. Такой вот довольно страшный город. Киеву любят говорить комплименты, но я бы здесь сразился. Я по отношению к этому городу не испытываю иллюзий. Киев – это город, который может человека удушить, не любит он, чтобы кто-то выдвигался, кто-то выскакивал наверх. Здесь такая атмосфера: непременно все сгладить, смягчить, все незаметно ночью растоптать.


Новости Украины – From-UA: - С какими проблемами сталкиваются киевляне сегодня?

Олесь Бузина: - Проблем две: у приезжих - как купить квартиру в Киеве, а у киевлян, которые здесь живут и у которых уже есть квартира, часто появляются псевдопроблемы. Например, людям, которые живут в 5-6-этажном доме, не нравится, что кто-то приватизировал их подвал, который они считают своим, но выйти на демонстрацию, бороться за него они боятся.

Существует очень много иждивенческих настроений среди киевлян во втором, третьем поколении. Им кажется, что кто-то должен сделать, чтобы всем было хорошо, но сами для осуществления этого палец о палец не ударят. Жители коммуналок, которые легко отдавали свое жилье в центре города, жители старых районов – самоуспокоенные пенсионерки, которые легко ведутся на мелкие подачки. Вот такой Киев.

Новости Украины – From-UA: - Как Вы считаете, в какой период времени Киев был на пике своего процветания?

Олесь Бузина: - У Киева было несколько пиков процветания. Первый пришелся на X-XII века, когда в силе была Киевская Русь. Тогда существовал мощный транзитный путь «из варяг в греки», на котором Киев вырос. Все это закончилось, когда в 1204 году крестоносцы захватили Византийскую империю, и транзит этот упал, основные торговые пути передвинулись на Волгу, начала подниматься та держава, которую мы называем Московской Русью. Монголо-татары в середине XV века подобрали уже хорошо ослабевший город. Поэтому первый всплеск киевской активности был вызван приходом варягов, приходом сюда князя Олега.

При поляках Киев был, скорее, похож на маленькое село, чем на город. В эпоху Богдана Хмельницкого в Киеве, по разным оценкам, проживало от шести до десяти тысяч жителей. Жизнь теплилась только на Подоле, центр польской власти находился на Замковой горе. В верхнем городе, там, где сейчас находится София Киевская, в те времена были руины, и жизнь там началась только с приходом московских стрельцов и рейтаров. В тот период возникли и существуют до сих пор две улицы – Рейтарская и Стрелецкая.


В составе Российской империи Киев стал постепенно подниматься. И создал этот новый, имперский Киев, который потом описывал Булгаков, не кто иной, как Николай I. Я описал этот период в книгах «Воскрешение Малороссии» и «Вурдалак Тарас Шевченко». Николай I за 30 лет своего царствования посетил Киев 17 раз. Ни один царь, ни один генеральный секретарь не посещал наш город столько, сколько посещал его Николай I. Что-то у него было связано с этим местом.

Он построил в Киеве крепость, от которой до сих пор остался Косой Капонир и Госпиталь. Построил первый стационарный мост через Днепр, проложил бульвар, который сейчас называется Шевченковский, а тогда он назывался Бибиковский, потому что герой войны 1812 года генерал Бибиков был киевским губернатором и осуществлял план Николая I по постройке бульвара. Император также построил Институт благородных девиц (ныне это Октябрьский дворец) и присутственные места (сейчас это Управление внутренних дел г. Киева). При Николае I была открыта первая киевская газета «Киевские губернские ведомости».

Этот человек дал толчок Киеву дальше – город стал очень быстро развиваться. Заметьте, что еще в середине XIX века на месте нынешней Площади Независимости было обычное болото, и называлось оно Козьим. Киевляне туда выходили охотиться на уток. В те времена Печерск не считался даже Киевом, это было отдельное место, где стояла Лавра. Нужно было переехать через этот страшный Крещатицкий Яр, чтобы попасть на Печерск – туда целый день ехали. В Козье-Болотском переулке снимал квартирку Тарас Шевченко, там даже остался небольшой музейчик. Но благодаря толчку Николая I началось развитие промышленности и торговли.

Второй пик процветания произошел на рубеже XIX-XX веков. Киев превратился в прекрасный город, его остатки мы видим до сих пор. В 90-х годах XIX века произошел строительный бум, и длился он вплоть до Первой мировой войны. За четверть века, с 1890-го по 1914-й год, появились все известные сейчас здания: Дом с химерами, застроились такие улицы, как Васильковская, выросли высокие дома на улице Николаевской.


Третий пик – это советский послевоенный Киев. От этого периода остался современный Крещатик. Строительство этой улицы было сталинским послевоенным проектом, улица так и осталась недостроенной. По задумке авторов проекта Крещатик должен был быть одной из самых красивых улиц города. Например, там, где сейчас находится гостиница «Украина» (она еще совсем недавно называлась «Москва»), должна была стоять московская высотка. Если вы обратите внимание на здание этой гостиницы, то оно какое-то недостроенное, в нем не хватает башни со шпилем и четырех башенок по концам.

Советский Киев имел еще очень интересную составляющую, в нем резко стала развиваться наука и высокотехнологичные отрасли. Было три точки, в которых с 40-х по 80-е годы XX века сосредоточилась научная мысль Киева. Это Киевский политехнический институт, который давал очень хорошее образование и выпустил массу квалифицированных инженеров, это Институт сварки им. Патона, который действительно оказался впереди планеты всей по этим технологиям, и авиастроительный завод Антонова – эти места придавали Киеву очень интересное лицо. Но постепенно все это разрушается, так как, к сожалению, советское наследие не поддерживается.

Новости Украины – From-UA: - Что же сейчас происходит с застройкой Киева?

Олесь Бузина: - Мы видим, как развивается новая хаотичная застройка: дома строят, но в них никто не живет из-за высоких цен на квартиры. Старые здания безжалостно разрушают, даже на Крещатике всадили гигантские дома за кинотеатром «Дружба», за этим красивым сталинским зданием, чтобы жить на Крещатике любой ценой.

К сожалению, таких многоэтажек много по Киеву. Мы можем видеть тяжелые, уродливые дома на киевских склонах, они, как сундуки, мало того, стоят пустые. Например, знаменитый дом-сундук возле метро Арсенальная так и стоит пустым. Если ты смотришь на него с Гидропарка вечером, то видно, что там не светятся окна. Там так никто и не живет. Сейчас Киев – это место, где консервируются наворованные по всей Украине деньги. Но я думаю, что бесконечно это продолжаться не может.

Новости Украины – From-UA: - Как Вы думаете, кто из современных мэров Киева интересовался самим городом за последние годы?

Олесь Бузина: - Киевских мэров было не так много. Уже забыли Салия и Косаковского, которые были перед Омельченко. А после Омельченко был господин Черновецкий, который убежал в Израиль. Время Черновецкого полностью потеряно для Киева, «молодая команда», если говорить политкорректно, – это гигантский развод. При Омельченко многое делалось, но многое и разворовывалось. Брусчатка на Крещатике, которая крошится под ногами, уродливые новострои – это омельченковский период. А разрушенный прекрасный Сенной рынок, который объявили аварийным? Он не мог быть аварийным, потому что в основу этого проекта был положен авиационный ангар сталинского периода. Это было прекрасное место в Киеве во всех отношениях, там был антикварный, букинистический рынок, старьевщики свои были, сложилась своя аура, это был второй Андреевский спуск. Также был продовольственный рынок, куда крестьяне могли привозить свои экологически чистые продукты и продавать. Это было особое место, стала складываться субкультура Сенного рынка, мне до сих пор жалко, что он исчез. Разрушить – разрушили, но вместо этого ничего не построили.


Если говорить честно, я не думаю, что с 1992 года какой-либо мэр делал что-либо хорошее для Киева. Добрых слов я не могу сказать ни про Косаковского, ни про Омельченко, ни про Черновецкого. Про Попова тоже ничего хорошего пока говорить не приходится, то есть все, что было, все так и продолжается. В тех же парковых зонах как строились дома, так они и продолжают достраиваться, как взорвалась уродливая многоэтажная застройка в центре города, так она и продолжается.

А этот позор, так называемый Замок Барона, который стоит на Ярославовом Валу! Конечно, никакого барона в этом доме никогда и не было, его построил один из новороссийских помещиков с красивой фамилией. Сейчас же там остались одни руины. Сам дом принадлежит некому господину Лойфенфельду (депутат Киевсовета, хотел провести внутри дома реконструкцию, но из-за кризиса решил его продать. – Ред.). У него не получается продать дом, потому что он хочет за него слишком большие деньги. А раньше там были коммуналки, и всех людей, которые там жили, куда-то расселили, потом вдруг дом оказался в частных руках. А сейчас он разрушается, прекрасно демонстрируя то, что частный владелец может разрушить все, что угодно.

С моей точки зрения, это один из самых красивых домов города Киева наряду с Домом с химерами. Но Ярославов Вал, 1 (адрес Замка Барона. – Ред.) я люблю больше, чем Дом с химерами. Когда-то там, на первом этаже, когда ты заходил, была надпись «Salve» (в переводе с латинского означает «здравствуй». – Ред.). Внутри вообще невероятно красиво, любой уважающий себя богатый человек там бы просто жил. Если бы этот дом принадлежал, к примеру, мне, я бы просто в нем жил, а несколько квартир бы сдавал в аренду. А сейчас этот дом превратился в символ жадности. Здание теперь охраняют какие-то жлобы и гоблины.

Новости Украины – From-UA: - Как Вы относитесь к сносу старых домов? Возможно ли остановить подобные акции городской администрации? У активистов сейчас это не очень получается.

Олесь Бузина: - Я думаю, что активисты все равно должны пытаться это делать. Конечно, мы понимаем, что городом Киевом сейчас владеют жадные, абсолютно некультурные бандиты. Есть бандиты культурные. Например, Петр I тоже был бандит, но он был из культурных, с высокими устремлениями. Любая власть в мире, американцы или наши, – всегда бандиты. Вопрос в том, имеют ли они чувство вкуса или это просто гоблины с челюстями.


Вот Киевом владеют гоблины с челюстями. Петербург построили красивые, умные бандиты, с тягой к изящному. Поэтому Петербург – это прекрасный памятник династии Романовых, целый город. А всем украинским властям, при Ющенко, при Кучме, при Януковиче, получается уродливый памятник. Все говорят банальную фразу: город потерял лицо. Вы не сможете привезти туристов в город, если в нем будут только вот такие руины.

И это не только в Киеве такая проблема, еще, например, есть Одесса. Там сделан только пятачок возле Екатерининской площади. А на Пушкинской, Дерибасовской ты можешь встретить столько уродства! На Пушкинской в Одессе можно увидеть отвалившиеся балконы, дома, которые превратились в груду кирпича, и ты видишь, что это тоже было построено людьми со вкусом во второй половине XIX века, когда Одесса процветала. Люди действительно выстраивали эти улицы, как моллюск застраивает красивую ракушку. Потом он умер, и в эту ракушку заползли какие-то мерзкие твари, жучки какие-то. И они сидят там, разрушая всё.

Новости Украины – From-UA: - Какое место Вы бы посоветовали посетить человеку, который первый раз приехал в Киев, для того, чтобы ощутить атмосферу города?

Олесь Бузина: - В Киеве осталось только одно место, где можно еще почувствовать атмосферу города. Это Софиевская площадь, где стоит памятник Богдану Хмельницкому и колокольня Софии, больше таких мест не осталось. И то, на этом месте нужно стоять спиной к гостинице «Хайят», чтобы не видеть этого уродства.

Новости Украины – From-UA: - Если бы Вам пришлось покинуть Киев, куда бы Вы переехали?


Олесь Бузина: - Кроме Киева есть еще несколько городов, где мне хорошо, – это Петербург, Москва и Венеция. Я вообще последнее время не чувствую себя привязанным к конкретному месту. Жизнь – она такая, что быть привязанным исключительно к одному месту просто глупо. Обычно о Киеве пишут люди, которые его покинули. Может, поэтому я о Киеве практически ничего не пишу, только отдельные главы. И то, потому что я здесь живу больше, чем в других городах, которых на свете много.

Люба Петрушко
Новости Украины - From-UA