Как депутаты Неньку продавали
09.10.2012 11:00
Депутаты Верховной Рады дружно отказались в очередной раз продлевать многострадальный мораторий на продажу сельскохозяйственной земли. А потом так же дружно проголосовали за продажу земельных участков прочего назначения иностранным юридическим лицам. И если парламентарии в очередной раз не изменят своё решение – а у них нередко бывает по семь пятниц на неделе, – то со следующего года в Украине начнется масштабный передел земли, причем на совершенно законных основаниях. Как говорится, рапсовые поля – олигархам, дачные участки – иностранцам! Если что, потом поменяются…

Как известно, государственная собственность на землю долгое время сильно мешала отечественным политиками и буржуям (и особенно политикам-буржуям), поэтому они провели в этом направлении очень глубокую реформу. В 2001 году стало возможным торговать землей несельскохозяйственного назначения – то есть любыми участками, которые по ведомости не значатся как картофельные грядки или вишневый сад. Покупателями выступали только украинские физические и юридические лица – теперь к этому еще не сожранному до конца пирогу допустят иностранцев.

А на селе земли, еще не выведенные из реестра сельхозугодий, были нарезаны на паи и до сих пор дожидаются своих новых владельцев. Ведь и дураку понятно, что украинское крестьянство в своем большинстве - это нищие с граблями в руке и беспородной клячей на поводке, а потому стать фермерами они не смогут, даже если очень сильно захотят. Иного же способа превратить украинское натуральное сельское хозяйство в агропромышленный сектор экономики нет, потому что нынешняя власть скорее отпустит эти поля в первозданное состояние дикой степи, чем согласится вернуть социализм и колхозы-миллионеры. Нет, в нашей стране миллионерами можно быть только частным лицам, да и то приближенным к Системе.


«Давайте зададим себе вопрос: а эти трудящиеся, которые работали в арго-промышленном комплексе, они в свое время получили наделы земель как долевой пай? Получили. А почему они им не воспользовались? Почему они не объединили их? Чего они будут простыми наблюдателями? Пусть они участвуют в этом процессе, пусть они идут наемными работниками, если они не смогли быть хозяевами. Это нормальный процесс», - заметил директор донецкого филиала Национального института стратегических исследований Юрий Макогон.

И, в общем-то, он прав. Кроме одного - как бы нищие ни объединялись в артели, толку от этого не будет. Ибо для производства сельхозпродукции нужны не только основные фонды (земля), но и техника, инструмент, материалы, дополнительные финансовые вливания на разные расходы, нужно ещё много чего того, что раньше было у колхозов и государства, а сейчас есть только у олигархов и корпораций. Так что пенять на бездействие людей, не замечая при этом их нищеты, это, пожалуй, необъективный и предвзятый взгляд на проблему.

Впрочем, давно уже понятно, что экономические реформы в Украине идут в точном соответствии с библейским пророчеством «у неимущего отнимется – и имеющему будет отдано». Однажды это обязательно случилось бы. Вопрос в том, почему мораторий на продажу сельхозугодий продлевали семь лет, порой преодолевая президентское вето, а теперь вдруг депутаты передумали. Что случилось?

«Мораторий был связан с одним: сегодня по Украине не проведена инвентаризация земель, не разделены земли государственной и коммунальной собственности, не разделены границы территорий. Ни одна территориальная громада не получила акт на свою территорию. Одно село может идти против другого, один город против другого, потому что будет борьба за каждую сотку земли. Хорошо, что хоть в прошлом году приняли закон про кадастр земли, - это тот шаг, который даст возможность провести инвентаризацию», - поясняет Валентина Семенюк-Самсоненко, экс-председатель Фонда госимущества Украины.


«Мораторий - это была плохая попытка не решать проблемы. Он мне напоминает такой пример из жизни: человек болен, а врачи говорят, что наложим мораторий и ничего не будем делать», - считает народный депутат Владимир Олийнык.

Что ж, если так, то этот бардак просто удивляет! И почему же за семь лет (!) никто так и не решил этот вопрос? И почему депутаты так заторопились запустить землю в продажу? Связано ли это с приближающимися парламентскими выборами? Оппозиционный депутат Андрей Павловский связывает эти два события напрямую:

«Я могу пояснить это тем, что власть не уверена в своих результатах на парламентских выборах, поэтому решили сделать это сейчас, потому что у них есть опасения, что новое демократическое большинство могло бы продолжить мораторий и никогда не проголосовало за предоставление права иностранцам скупать наши земли. А ПР пошла по самому плохому варианту, который только возможен: разрешили не только свободную продажу земли, но еще и разрешили покупать землю иностранцам».

Ну что ж, если это так, то в этом нет ничего удивительного. Украинские политики, особенно стоящие у власти, в канун решающих выборов всегда ведут себя, словно бегущие из Москвы французы: тащат всё мало-мальски ценное, что уцелело при пожаре. Недавно вот решили допустить к приватизации последние стратегические предприятия страны (в том числе жизненно важные), но этого, наверное, оказалось мало, решили прихватить и землю.


«Они все ресурсы разобрали, продали. Промышленности фактически уже нет, дожимают коммунальное хозяйство. У нас в стране остался только один серьезный ресурс – земля», - уверен в этом и Андрей Павловский.

Вот только интересно: неужели они не боятся, что следующая власть (если оная поменяется) не отменит все эти решения и сделки решением Печерского районного суда? Об этой особенности украинской юриспруденции хорошо осведомлены и за границей, откуда украинские политики с нетерпением ожидают иностранных инвесторов. По крайней мере, в своих публичных речах.

Возможно, что именно этот риск и толкнул депутатское большинство одобрить продажу земель иностранным компаниям. Подчеркнем: не иностранным гражданам, не мсье Ленуа или герр Бургеру, даже не Мойше Цукерману, а исключительно юридическим лицам, разным там «лимитед» и «систем капитал». Почему? Не потому ли, что большая часть этих компаний окажутся зарегистрированными на Кипре и в других офшорных зонах, а их фактическими владельцами будут украинские бизнесмены и политики? Действительно, вариант беспроигрышный: если что, то обчистить до нитки иностранную компанию новой власти будет несколько труднее, чем украинского гражданина (пусть и с депутатским мандатом).

Кстати, какая горькая ирония! Земля, которую не смогли захватить монголо-татары, не удержали поляки, с которой согнали турок и дважды гнали немцев, будет куплена каким-то Кипром и Каймановыми островами. Тьфу!


Хуже всего, что прихватить с собой они могут не только территорию под своими заводиками, виллами, стадионами. Так, Валентина Семенюк-Самсоненко опасается расширения процесса перевода земли из сельскохозяйственного в несельскохозяйственный статус. Подобные инциденты, по её словам, уже давно имеют место в Крыму, а виной всему отсутствие четкого, контролируемого законом механизма этого процесса. Таким макаром под элитную застройку землю могут выводить из аграрного сектора и скупать не то что гектарами, а квадратными километрами!

Не доверяет она даже настоящим иностранцам. Ведь если украинских олигархов земля интересует пока что с точки зрения возведения тут замков и супермаркетов, то европейцы алчно смотрят на Украину как на еще не выжатую до конца губку. Причем в самом прямом смысле слова: «Сейчас запас пресной воды в Европе на 70-75 лет, и идет борьба за наши недра. Если мы этот вопрос не отрегулируем, то Украина может стать колонией иностранных компаний, а потом еще и источником использования недр».

Впрочем, так или иначе, однажды у нас отнимут (прихватизируют) и воду – если не иностранцы, то собственные олигархи. Это неизбежно. Рядовых украинцев все эти земельные «реформы» волнуют лишь с точки зрения цены, по которой они смогут продать свой земельный участок, у кого он есть. А для остальных эта тема сугубо теоретическая. «Простые граждане, селяне, которые работают на земле, не смогут купить эту землю. Ее купят донецкие пацаны», - считает Андрей Павловский.


Реально огорчает одно – однажды, когда они скупят всё, что можно, мы уже не сможем свободно пойти в лес по грибы, пожарить шашлык на берегу, поиграть на лугу с детьми и собаками. Потому что тогда внезапно появятся халдей-секьюрити в камуфляже и, поигрывая дубинкой, заявит: эй, гражданина, ты сюда не ходи, ты туда ходи, тут земля совсем частная, да!

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA