Как поссорились Николай Янович с Виктором Федоровичем
10.10.2012 17:00
Украина – страна контрастов. Изобилие и нехватку чего-либо у нас можно наблюдать повсеместно. К примеру, много ли у нас в стране милиции? На митингах ее зачастую больше, чем самих протестующих. А на ночных улицах – никого. Во время знаменитого штурма трех членов банды Дикаева силовиков с БТР-ами и тяжелым вооружением было достаточно для полномасштабной военной операции. А при расстреле охранников «Каравана» - ни одного человека с каким-либо оружием поблизости. При проезде президента гаишники стоят на каждой улочке, а на аварийно опасных участках дороги – снова ни одного!

Похоже, представители власти тоже никак не могут понять, достаточно ли у нас силовиков. На днях премьер-министр Азаров в Одессе заявил, что с количеством и структурой милиции в Украине все просто идеально, так что никого разгонять не будут и даже повысят правоохранителям зарплаты. А еще чуть раньше Советник президента Андрей Портнов заявил, что Янукович инициирует сокращение нескольких тысяч работников спецподразделений СБУ и МВД.

Чтобы разобраться, наконец, в этой противоречивой ситуации, мы решили поинтересоваться, сколько же милиционеров и их разнообразных коллег по цеху нужно в Украине? Можно ли назвать нынешнее ее количество оптимальным? Президент и его правящая партия убеждают нас в том, что властная вертикаль сильна, как никогда. Почему же тогда представители разных ветвей власти озвучивают прямо противоположные версии по поводу того, какое будущее для силовиков они видят? И, наконец, как связано качество работы правоохранительных органов с их количеством и какую из силовых структур в Украине можно назвать самой бесполезной, а какую - самой необходимой? Обо всем этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


Народный депутат Украины от фракции НУ-НС, генерал-лейтенант милиции Геннадий Москаль связывает сокращение всех государственных органов Украины, не только милиции, с резким сокращением населения страны: «Нас было в 1991 году 52 миллиона, а сейчас 45,5, а госаппарат не сокращается, СБУ растет, милиция распухает и вооружается. Точно так же и депутаты должны сокращаться».

А что касается вопроса о том, почему разные представители власти озвучивают разные версии по этому поводу, эксперт ответил: «Если бы у нас в государстве знали, что делает левая и правая рука, у нас бы было меньше бардака. Там такие же самые проблемы, как были у Ющенко и Тимошенко, просто они не выносятся из избы на экраны ТВ и в Интернет».

Господин Москаль считает, что милиция должна быть профессиональным органом, а не землячеством «донецких» в Киеве: «Чем больше милиции — тем меньше результативность их работы. Какое может быть качество работы, если она сформирована по земляческому принципу выходцами из донецкого региона».

Бесполезными и ненужными он назвал несколько силовых структур: «Разведки не нужны: внешняя разведка, Главное управление разведки Минобороны, пограничная разведка. Они черпают информацию из одного компьютера и дурят президента. У нас больше силовых структур, чем даже было у Гитлера. Это его погубило, погубит и Украину».

По мнению журналиста, основателя Интернет-издания ОРД Станислава Речинского, противоположные заявления Азарова и Портнова отражают состояние войны между АП и Кабмином: «Заявления Портнова имеют под собой основания, то есть реформа действительно готовится, и будет сокращение прежде всего спецподразделений по борьбе с оргпреступностью и коррупцией. Это связано с вводом в действие нового УПК, и понятно, что это коснется не только милиции, но и подразделений СБУ, и подразделений, которые занимаются экономическими преступлениями».

«Но с точки зрения выборов это было сделано крайне не вовремя для власти, что и поспешил Азаров дезавуировать, потому что понятно, что сотрудники силовых структур должны быть уверены, что при нынешней власти им будет житься еще лучше, а здесь получается, что их будут нещадно сокращать, - продолжил журналист. - Но я думаю, что реформа все равно неизбежна, потому что численность милиции раздута и бюджет не потянет».

Кроме того, господин Речинский отметил другой вопрос, что Портнов заявлял об очень серьезных сокращениях, но не говорил о том, каким образом бюджет справится с выплатой выходных пособий этим людям, и, видимо, Азаров и имел в виду, что бюджет не потянет единоразовую выплату этих пособий.

«Если это будет механическое сокращение, то под него попадут как раз наиболее незащищенные категории сотрудников и наиболее работящие, те же самые опера, а аппаратный балласт останется», - предполагает он. Он не отрицает, что существует такая проблема нынешней милиции, когда не осталось людей, которые способны расследовать карманные кражи, но накопилось очень много кабинетных сотрудников, женщин например, которые не ловят бандитов, а перекладывают бумажки.


При нынешней системе власти Станислав Речинский считает все силовые структуры вредными: «По словам генерала Москаля, на дохлую лошадь больше всего похожа СБУ. Это был политический орган при СССР, а в независимой Украине он превратился в какой-то дубль милиции, потому что фактически там только одно подразделение (контрразведка), которое занимается не присущими милиции функциями, но она у нас тоже в деградирующем состоянии».

Журналист и телеведущий Константин Стогний считает, что никакую реформу нельзя проводить, не финансируя хорошо милиционеров, потому что людей сокращают, а нагрузка возрастает. «Сейчас почти 300 тысяч милиции, но надо учитывать, что из них почти половину составляют внутренние войска. Ни в одной нормальной стране такого нет, войска должны быть вообще выведены из состава милиции».

«Когда мы последний раз были с министром Могилевым в Европе, то в разговоре с министром внутренних дел Германии о спецподразделениях прозвучала умная мысль о том, что в Украине есть масса спецподразделений, хотя для такой страны, как наша, достаточно одного дееспособного, сильного антитеррористического подразделения, которое будет мобильным. А так получается, как во время захвата банды Дикаева в Одессе: милиция блокирует, войска подъехали, БТРы подогнали — и все сидят и ждут «Альфу», - приводит пример из собственного опыта господин Стогний.

Журналисту кажется, что СБУ не занимается тем, чем должна заниматься, а внутри страны дублирует милицию: «Когда доходит информация, что дипломы выпускникам академии СБУ вручают сотрудники американской спецслужбы, у меня складывается очень подозрительное отношение к функциям СБУ».

Также он отмечает, что судить о полезности и бесполезности каких-либо структур тяжело, мы не часто сталкиваемся с их работой: «Когда мы делали проект по захвату пиратами судна «Фаина», мы общались с представителями внешней разведки, и я понимал, насколько это сильные и нужные люди для защиты нас за границей. Но после этого я с ними больше не сталкивался, и мне кажется, что эта служба только проедает деньги».

«Правоохранительные органы лоббируют свои интересы всюду, и, конечно, они не хотят согласиться с этими сокращениями. Кстати, эти сокращения не представляются вполне обоснованными. Я считаю, что все это неправильно. Должна быть реформирована вся система уголовной юстиции. А они это не хотят делать, делается все полумерами. Они решили сократить, чтобы было, как в Европе, а кого, чего, зачем?» - не согласен с такими действиями политиков правозащитник, сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.

На его взгляд, необходимо всю систему уголовной юстиции рассматривать в комплексе и реформировать. Оптимальное количество милиции же, по мнению господина Захарова, зависит от того, какие функции она будет выполнять. На вопрос о силовых структурах, он, к своему сожалению, отметил: «От них всех так много вреда, но все-таки во всех службах есть квалифицированные работники. Милиция расследует преступления, предотвращает их. Управление госохраны охраняет людей, чиновников. Так что в каждой службе можно найти что-нибудь полезное».


Генерал-лейтенант, глава партии "Отчизна" Вилен Мартиросян придерживается позиции, что если милиция выполняет свои функции - охраняет правопорядок, то количество здесь роли не играет: «Но если огромная численность милиции, а криминогенная обстановка становится все хуже и хуже, то есть необходимость в виде наказания милиции провести сокращение: оставить меньше, да лучше. На сегодняшний день не надо ни сокращать, ни увеличивать, а надо дать им нормальную зарплату и установить очень строгий контроль за действиями милиции. Сегодня ситуацию спасет не количество, а качество — отношение людей к выполнению своих должностных обязанностей».

«Сегодня трудно назвать какую-то силовую структуру, которая работала бы на народ. Я занимаюсь социально-правовой защитой людей. Бывает, что ко мне приходят люди и говорят, что они не убивали, просто их избили и заставили признаться. Надо по-настоящему взяться за милицию, за СБУ, за войска. Вы не представляете, что сейчас там творится!»

Главный редактор журнала "Контрольный выстрел" Роман Василишин считает, что сколько бы ни было милиционеров, их все равно будет мало, потому что все новые из них немедленно начинают искусственно создавать вокруг себя очаги видимости криминальной напряженности: «Задачей украинской милиции и охранных структур вообще не является поддержание порядка в обществе. Их сверхзадача — генерировать прибыль для их фактических частных владельцев, кому эти будто бы государственные будто бы правоохранительные организации переданы «в кормление». Поэтому главная задача любого милицейского подразделения — это ежедневный рэкет населения, включая и тех же преступников. А в жернова правоохранительной машины у нас попадает только тот, кто не может откупиться».

Господин Василишин убежден, что все эти структуры предназначены для террора мирного населения, и еще не факт, что оказаться в руках преступников хуже, чем стать жертвой милицейского произвола: «С хорошо вооруженными преступными группировками они справиться не могут, так как всеобщий уровень умственного развития правоохранительной верхушки, как и всей правящей малины, начиная от президента страны и вниз… Ну, вы сами понимаете».


«Если вы возьмете соотношение силового блока, то по подсчетам получается, что у нас всех участников силовых подразделений, включая милицию, СБУ и частные охранные структуры, больше, чем было во всем СССР милиции и работников в структурах госбезопасности. У нас 380 тысяч состав МВД и 400 тысяч охранников в Украине. В сталинском СССР количественный состав НКВД и МВД вместе не превышал 250 тысяч», - отметил эксперт.

По его мнению, эта тема всплыла после случая в киевском «Караване»: «Лично мое отношение — я никакого сожаления не чувствую из-за того, что кто-то пришил парочку гнусных тварей - охранников, которые устроили там притон или пыточную камеру по рэкету населения. Просто-напросто состоялся показательный акт очищения Родины от грязи. С великим почином вас, дорогие товарищи!»

Лиза Монина
Новости Украины - From-UA