За что краснеть внукам Бандеры
15.10.2012 17:15
Министр образования Дмитрий Табачник в прямом эфире программы «Большая политика» заявил о том, что украинские националисты должны публично покаяться, признав исторические ошибки своих героев. По словам министра, даже советские коммунисты осудили преступления своих товарищей (культ личности Сталина), но ни один националист не осудил преступлений своих предшественников.

С этой точки зрения можно сказать, что коммунисты каялись постоянно, ведь еще при Сталине были расстреляны чуть ли не все старые коммунисты, а затем расстреляли расстрелявших. Возможно, если бы Сталин не умер, партия продолжила бы каяться до последней капли пролетарской крови. И все же, можно ли считать, что коммунисты покаялись? Об этом мы решили спросить у компетентных экспертов.

Также мы спросили о том, должны ли покаяться националисты? Если да, то за какие именно события прошлого? В те тяжелые времена, так или иначе, отличились все стороны конфликтов. А по счетам, как правило, платили собственной кровью. Чей счет можно назвать неоплаченным, ведь прошло столько лет, и большинства участников тех событий нет в живых? Перед кем все-таки стоит извиняться, а перед кем - нет?

Кроме того, националисты воевали не только с внешними врагами, но успевали уделять немало внимания и врагам внутренним. К примеру, националисты-бандеровцы успели повоевать с националистами-мельниковцами. Не стоит ли им в первую очередь просить прощения друг у друга? Когда наступит примирение всех сторон конфликта и нужно ли оно еще кому-либо? Почему единственной страной, принявшей на себя всю вину за ужасы мировой войны, оказалась Германия? Обо всем этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


Член политсовета ВО «Свобода», журналист, аналитик Игорь Мирошниченко от лица партии заявил: «Мы гарантируем Нюрнбергский процесс-2, если придем к власти. И наказание Коммунистической партии будет завершено после того, как коммунистическая идеология и деятельность Компартии на территории Украины будет запрещена, а все символы советской оккупации в виде памятников и названий улиц будут уничтожены. И тогда мы сможем сказать, что полностью осужден коммунизм и что восстановлена историческая справедливость».

Комментировать заявления Дмитрия Табачника господин Мирошниченко отказался, ссылаясь на то, что у него нет никакого желания обращать внимание на заявления невежды, который «как и наш президент, является проФФесором, не имея никаких научных званий, кроме того, человека, который является агентом спецслужб Кремля».

Игорь Мирошниченко не понимает, за что каяться националистам. Он, наоборот, убежден в том, что «националисты должны гордиться тем, что делали воины ОУН-УПА и другие украинские герои, защищая Украинское государство. И каяться за то, что у нас сегодня есть свое государство, это полный абсурд».

Член политсовета ВО «Свобода» сожалеет о том, что сегодня многие украинцы не имеют возможности в доступной форме получить информацию о нашей истории, и о Второй мировой войне в частности: «Но наши дети, безусловно, будут учиться на примерах героев, в том числе УПА».

Аналитик поделился своим личным наблюдением: «Проехав 2/3 Украины в рамках предвыборной агитации, в том числе и восток Украины, я сделал простой вывод: примирение уже давно произошло, и большинство украинцев адекватно воспринимают украинскую историю».

Главную проблему того, что люди не могут примириться окончательно, господин Мирошниченко видит в том, что «руководят нашей страной агенты Кремля, которые пытаются на теме языка, истории столкнуть лбами украинцев. Они действуют по принципу «Разделяй и властвуй». Но на самом деле примирение давно произошло. Я вам могу привести пример. Когда мы на одном из рынков Горловки проводили агитацию, то одна женщина, когда узнала, что мы бандеровцы, остановилась, перекрестилась и сказала: «Наконец-то вы пришли, ребята, потому что никто, кроме вас, этих бандитов не выгонит».


Журналист, телеведущий «5 канала» Роман Чайка уверен, что ту пропаганду неосталинизма, которую постоянно пропихивают наши коммунисты, считать раскаянием просто невозможно. «То, что позволяют себе говорить Царьков и Александровская, например, подпадает под уголовное право, и тут должна уже разбираться прокуратура, – заявляет телеведущий «5 канала». - Табачник манипулирует фактами, это не что иное, как фальсификация истории. Я думаю, что он как бывший депутат и действующий министр должен был бы стоять в первых рядах марша на 70-летии УПА, потому что ОУН-УПА боролась с Компартией и НКВД, чтобы он стал не министром южного украинского федерального округа России, а именно министром Украины. Поэтому требовать покаяния от националистов может только министр образования, например, РФ, которая есть правопреемником сталинской империи».

Господин Чайка считает, что украинские националисты не должны извиняться за то, что их предки принимали участие в военном конфликте на территории своего оккупированного государства: «Они не оккупировали другие страны, как это делала, например, в 1939 году Красная армия в Финляндии или Польше. Они боролись против кровавого сталинского режима. Это была защита своей территории и своих людей, поэтому каяться за это перед коммунистами нет никакой необходимости. Если бы наш политический класс знал свою историю, то у нас были бы совершенно другие знаменательные даты и памятные дни в нашем официальном календаре».

Журналист вспомнил исторический факт: «С 1939 года по 1941 годы из Лиги наций (потом эта организация стала называться ООН) были исключены три страны, ведшие оккупационные войны, — это Германия и Япония, а позже СССР за оккупационные войны в Польше и Финляндии. Вторая мировая война длилась 6 лет, из них 2 года союзником Гитлера был СССР. Искажение истории — это для тупого совка, который собирается голосовать за сталинистов в разливе Симоненко и компании».


Народный депутат Украины (ПР), президент Украинского Еврейского Комитета, бизнесмен Александр Фельдман не совсем понимает, как можно относить термин покаяние к сознанию людей, которые считают, что мораль появляется на основе отношений материального производства, что цель оправдывает средства и тому подобное. «Это нонсенс», - убежден господин Фельдман.
Президент Украинского Еврейского Комитета не думает, что «коммунисты в чем-то каялись. Осуждение культа личности Сталина было вызвано личными мотивами Хрущева и никак не коснулось отношения коммунизма к религии, к отдельным социальным группам и к другим отдельным моментам в коммунистической идеологии».
Бизнесмен не видит особой разницы между коммунистами и националистами, потому что «и те и другие призывают к революции. И те и другие оправдывают террор. И там и там, есть представление о «врагах», в борьбе с которыми все средства хороши».
«Все должны каяться – так говорят Писание и Пророки. Не только националисты и коммунисты. Только это должно происходить не перед выборами и не в эфире теле-шоу», - считает господин Фельдман.
Народный избранник убежден, что к публичным призывам к покаянию нужно относиться очень осторожно: «Такой призыв часто может прозвучать как призыв к самооговору и последующей расправе. Сегодня можно услышать много таких бредовых идей. Чтобы азиаты «покаялись» за татаро-монгольское иго. Чтобы россияне «покаялись» за преступления советского режима. Чтобы евреи «покаялись» за октябрьскую революцию. Разве все это имеет отношение к идее покаяния?».
В мире существует много примеров покаяния за ошибки истории, говорит Александр Фельдман, и это не только Германия, которая взяла на себя вину за все ужасы мировой войны: «Бывшие колониальные страны каются в жестокостях колониального периода. США извинялись за бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, за негуманное отношение к чернокожим, за притеснения коренного населения Америки. Цивилизованные люди вообще имеют свойство периодически каяться».


Профессор Украинского католического университета, доктор исторических наук Ярослав Грицак уверенно заявляет, что никто из коммунистов не покаялся за жертвы: «Я не слышал от Симоненко извинения ни за одну волну террора, которая была в Украине или за ее пределами. Более того, я считаю, что этого недостаточно, потому что на самом деле надо судить не только практику, но и саму идеологию коммунизма как извращенческую и преступную».

Также господин Грицак считает, что и националисты должны покаяться, так как «это есть обязанность каждой нормальной политической силы без исключения, включая и либералов. Если вы гордитесь своими героями — это ваше право, но вы должны нести ответственность и за их поступки. Это основополагающее правило, на котором построен фундамент Европейской унии».

Первым и самым основным преступлением, за которое нужно покаяться националистам, это
«события, произошедшие на Волыни в 1943 году. Это было в первую очередь преступление. Но это была и глупость, потому что это не имело никакого смысла на дальнейшую перспективу: главную зачистку поляков с Украины сделал Сталин сразу после войны», - считает профессор Украинского католического университета.

«Примирение необходимо, потому что если мы не примиримся, то мы останемся отравленными ядом истории, – убежден доктор исторических наук. - Пока мы не сведем счеты с прошлым, мы не можем провести нормально ни одну реформу — ни политическую, ни экономическую. Единственный способ избавиться от бремени истории — это не игнорировать его (это невозможно), а добиться примирения в истории. Украина в этом плане не уникальна: подобные проблемы с прошлым существуют и в других странах – Германии, Испании, Италии, Польше, России, Франции».

Ярослав Грицак считает для себя неприемлемой позицию Табачника, потому что «он требует извинений только с одной стороны, в то время как примирение всегда двустороннее. Должны извиняться националисты за их преступления, но должны извиняться и те, кто заявляет, что НКВД мало убило бандеровцев. За такое заявление в нормальном обществе судят. Должна быть воля двух сторон. И эта воля не есть чем-то простым и легким. А раскидываться заявлениями может кто угодно, особенно если это приносит какие-то политические дивиденды. Это безответственная политика безответственного политика».

Доктор исторических наук привел в пример испанский опыт: «Испания в этом плане очень похожа на Украину, потому что у них тоже была своя гражданская война. И после смерти Франка испанские политики поняли, что если они сейчас начнут спорить относительно истории, то Испания обречена. И они приняли так называемый Пакт про амнезию — это означало, что никто из политиков не имеет права поднимать исторические вопросы с политической целью. Сейчас действие пакта уже прошло, и испанцы сейчас ссорятся о прошлом, но это уже совсем другая страна: за тридцать лет им удалось провести нужные реформы».


Ярослав Грицак сожалеет о том, что в Украине осуществить испанский вариант невозможно, «потому что у нас безответственные политики. Кроме того, у Испании не было третьей силы, которая бы указывала испанцам, за что им надо извиняться. А у Украины такая третья сила есть — это Россия, которая сама старается ни за что не нести ответственности. У нас, скорее, англо-сакский вариант, когда в Лондоне по соседству на площади стоит фигура Кромвеля и фигура короля Карла І, которого он казнил, и англичане обоих спокойно признают частью своей истории, со всеми темными и светлыми сторонами. Вот это наша украинская формула: ты должен признать, что люди воевали по разные стороны фронта, и если кто-то солидаризирует себя с той или иной стороной, он должен найти в себе мужество принести извинения за преступления своей стороны, иначе мы будем находиться в состоянии беспрерывной холодной гражданской войны. Если мы добьемся примирения (во что я все-таки верю), то мы будем уже другой страной, как это произошло с Испанией», - заявил профессор Украинского католического университета Ярослав Грицак.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов четко определил момент, когда коммунисты покаялись, публично осудив культ личности Сталина на ХХ съезде КПСС, «потом этот момент был включен в канон советской историографии и пропаганды — дистанцирование от сталинских репрессий и культа личности».

В отношении постсоветских коммунистов Михаил Ремизов высказал мнение, что они сознательно играют на эклектических симпатиях населения как по отношению к Сталину, его индустриализации, волевой ротации элит, так и по отношению к временам брежневской стабильности: «Поэтому здесь уже говорить сложнее, но, безусловно, они пытаются играть на каких-то популярных сторонах коммунистического прошлого и всячески открещиваются от репрессий. Очень редко когда коммунистические политики оправдывают массовые репрессии».

Президент Института национальной стратегии уверен, что если бы в Украине проводилась цивилизованная выдержанная линия на дистанцирование от экстремизма, как исторического, так и актуального, то от этого правые идеи национализма только бы выиграли.

Господин Ремизов считает, что применительно к украинским националистам само по себе покаяние ничего не меняет, так как неизвестно, «готовы ли они предложить какую-то другую общественную модель, кроме той, которая включает в качестве необходимого элемента русофобию и презрение к существенной части населения Украины (не только русского, но в том числе и украинского). То есть покаяние может быть формальностью, лицемерием, а может быть избыточным в том случае, если происходит глубокая перезагрузка политического мировоззрения. Вот такой перезагрузки в украинском националистическом движении я не вижу».


Народный депутат Украины от фракции КПУ Александр Голуб считает некорректным употребление термина покаяние, поскольку «коммунисты сами приняли решение по поводу тех людей, которые были задействованы в безосновательных репрессиях, и не только осудили, но и вынесли в отношении этих людей конкретные судебные приговоры, вплоть до высшей меры наказания, которые были приведены в исполнение». Основываясь на этой точке зрения, Александр Голуб не поддерживает идею о том, что коммунисты должны беспрестанно перед кем-то каяться.

В отношении националистов народный избранник придерживается радикальной точки зрения и считает покаяние националистов бесполезным, поскольку «националистические профашистские организации, которые есть в современной цивилизованной стране, безусловно, не имеют права на существование, и деятельность подобных структур должна быть запрещена законодательно».

Говорить о примирении между людьми разных взглядов Александр Голуб считает невозможным потому, что «есть люди, которые воевали на стороне немецко-фашистских захватчиков. Что касается ветеранов Великой Отечественной войны, то для них это не только страница истории, для них это реалии. Они прекрасно помнят тех людей, которые стреляли им в спину, которые убивали их семьи, поэтому, безусловно, ни о каком примирении речи идти не может».

«Нюрнбергский трибунал принял историческое решение о том, что никакой третьей стороны не было, а была антигитлеровская коалиция и коалиция фашистских государств, - рассказал господин Голуб, - а не как у нас пытаются представить, что якобы ОУН-УПА была некой третьей стороной. И совершенно очевидно, что под какими бы названиями ни рядились профашистские организации, они отстаивают идеи фашизма или неонацизма. Лозунги и идеи, которые они провозглашают сегодня, мало чем отличаются от идей Гитлера. История и международная общественность уже дали этому свою оценку».


Протоиерей, настоятель храма Агапита Печерского отец Андрей Ткачев поделился своим мнением и сказал, что «понятие покаяния у коммунистов вряд ли присутствует, но у них есть разбор полетов и признание исторических ошибок, поэтому они, я думаю, хотя бы частично, сделали выводы из прошедшего и готовы признавать за собой часть исторических ошибок».

Отец Андрей уверен, «что разговор о любом историческом периоде предполагает большую степень нравственного ужаса, потому что вся история человечества сшита из грязных кусков». Протоиерей считает, что рыльце в пушку, руки в крови у всех исторических политических партий, только мотивы смешанные — благородные с гадкими, корыстные с бескорыстными. «Националистов вряд ли будут в чем-то каяться, признаваться. Они довольно самовлюбленные и упертые, но они и изрядно ограничены для того, чтобы признавать что-то несправедливым или некрасивым в деятельности своих предшественников. Для того, чтобы признаваться, надо обладать некоей широтой сознания, благородством».

Отец Андрей Ткачев, рассуждая о националистах, отметил, что они считают себя проигравшими и обиженными, и именно по этому уверены, что каяться в исторических ошибках должны победители. «Победителей не судят в первом поколении, а когда потом наступают другие времена, то победителей судят, и они должны в чем-то признаваться. А националистическое движение захлебывалось каждый раз и поэтому оно склонно к мстительности и не склонно к покаянному самоанализу», - заявил настоятель храма Агапита Печерского.

Протоиерей видит возможность примирения тогда, когда «выдохнутся и внутренне обессилят все эти пещерные идеологии. И национализм, и коммунизм - в изрядной степени пещерные идеологии. И когда они внутренне опустошатся и станут под свои знамена собирать все меньше и меньше людей, тогда на фоне этих умирающих идеологий не будет смысла ссориться. А как такового примирения не будет, пока эти идеологии более-менее сильны и более-менее многочисленны их последователи».

Советолог и историк, профессор Ягеллонского университета в Кракове Анджей Новак уверен, что покаяться можно лишь тогда, когда осознаешь свой грех: «Я не уверен, что кто-то может навязать покаяние другому. Некоторые коммунисты поняли, что пошли не тем путем, но как система коммунизм не был наказан. Многие коммунисты, которые были при власти, не только не покаялись, а еще сильнее используют свою власть, которую унаследовали от коммунистических времен».

Профессор убежден, что навязывать покаяние извне нельзя, украинские националисты должны самостоятельно переосмыслить историю и осознать ошибки. Анджей Новак сказал, что «украинские националисты совершили тяжкие преступления против человечества. С польской точки зрения, это, прежде всего то, что случилось на Волыни, в Восточной Галиции, когда более 100 тысяч поляков были убиты украинскими националистами, в том числе ни в чем не повинные женщины и дети».

Господин Новак считает, что националисты — это, прежде всего те, кто верят в идеологию национализма Дмитрия Донцова. «И если они задумаются, то, возможно, осознают свои ошибки и за свои преступления покаются. Сами националисты должны подумать о том, как лучше любить свое отечество. Мне кажется, что те, кто осознает грех агрессивного национализма, сможет служить во благо своей стране как патриот. У нас в польском языке есть два понятия: национализм как нечто подозрительное, и патриотизм как позитивное чувство к своему отечеству, которое не исключает осознание того, что есть другие отечества, в которых есть свои патриоты, и это надо учитывать», - заявил Анджей Новак.


Первый президент Украины Леонид Кравчук считает, что каяться должен любой человек, потому что все делают ошибки: «Так что и за коммунистами, и за всеми другими политическими силами, которые были в Украине, тянется шлейф и добрых дел, и недобрых. Конечно, хорошо было бы, если бы все, кто грешен, понимали это и шли исповедоваться к священнику. Культ личности Сталина был признан, но был и голодомор, я что-то не слышал, чтобы кто-то за него покаялся, наоборот, коммунисты и сейчас его не признают».

Леонид Макарович назвал тему покаяния очень деликатной, потому что «если человек сказал «извините», то это означает только то, что человек извинился в данный момент, но это не значит, что он так больше поступать не будет. Поэтому я не думаю, что вопрос извинения снимает все проблемы, существующие в обществе… Вместо того, чтобы формально извиняться, надо было бы принять в ВР законы, запрещающие любому, кто придет к власти, действовать такими методами, которые могут привести к трагедиям, голоду, страданиям. Вот это будет реальное извинение, а не словесное».

Приводя в пример Германию, первый президент Украины отметил, что эта страна встала на демократический путь развития, «она не просто заложила в основы своей внутренней и внешней политики предмет демократии, верховенства права, прав человека, но и все правительства, которые приходят к власти, придерживаются этих принципов. Германии нужно было, чтобы человечество поняло, что Германия отходит от тех вещей, которые привели к войнам и человеческим трагедиям. Они извинились перед всеми и этим показали, что они будут действовать как демократическая, цивилизованная страна».

«Если речь идет о политических извинениях, то это извинения за неправильную политику, за трагедии, к которым она привела, – отметил Леонид Макарович. - Пусть бы коммунисты хотя бы сказали, что они отходят сегодня от постулатов той Компартии, которая была. Пусть прямо скажут, но никто же этого не говорит, а следовательно, они берут ответственность за деятельность этой партии».

Господин Кравчук отметил, что украинских националистов можно разделить на два течения: «Есть национал-экстремисты — это радикальный национализм, а есть просто националисты — люди, которые любят свой язык, свою культуру. Разве может украинец не любить украинского? Поэтому тут не за что извиняться».

Первый президент заявил, что он против формальных извинений: «В Библии написано, что Господь больше доверяет тем, кто грешил, но искупал свои грехи. Здесь все очень непросто, и я бы не хотел, чтобы мы все сводили к чисто формальному извинению. Я за то, чтобы люди сделали вывод и в своих законах, нормах жизни действовали так, чтобы не было стыдно за те годы, в которые мы сегодня живем. Нет формального извинения, а есть осознание той ответственности, которую мы несем перед собой, перед следующими поколениями».

Юлия Процышена
Новости Украины - From-UA