«Там, где на первом месте не ПР, а «Свобода», УДАР или «Батькивщина», все главы администраций должны быть заменены»
08.11.2012 13:00
О действиях милиции на парламентских выборах, о том, когда может вмешиваться спецподразделение «Беркут» и на каких основаниях он «работал» на одном из избирательных округов в Первомайске, кого реально защищали «беркутовцы», рассказал в интервью корреспонденту Новости Украины – From-UA народный депутат Украины от фракции НУ-НС, кандидат в народные депутаты от Объединенной оппозиции, генерал-лейтенант милиции Геннадий Москаль.

Новости Украины – From-UA: - Как Вы оцениваете действия милиции на выборах? Насколько эффективно она сработала в период голосования и во время подсчета голосов?

Геннадий Москаль: - Милиция не задокументировала до дня голосования ни единого факта подкупа, не завела ни одного дела, хотя было массовое нарушение действующего законодательства.

Были факты подлога избирательных документов, неправомерное их использование, неверный подсчет голосов или неоглашение результатов выборов, незаконное уничтожение документации. Уничтожались бюллетени, фальсифицировалась и подменялась документация, как на 132 округе.
Массово раздавались деньги, массово людям обещались какие-то блага. Фактически происходило мошенничество: проголосуете – будете иметь новые квартиры.

Новости Украины – From-UA: - То есть Вы хотите сказать, что милиция выбрала пассивный способ наблюдения за выборами?

Геннадий Москаль: - Где хоть одно уголовное дело? Нет ни одного. То есть милиция была втянута в избирательный процесс, не будучи субъектом избирательного права. Она должна была выполнять свои обязанности в соответствии с законом «Про милицию», «Про организационно-правовые основы борьбы с организованной преступностью», «Про оперативно-розыскную деятельность», в соответствии с законом по предотвращению и противодействию коррупции. Но с этой задачей она не справилась, потому что никаких результатов нет.

Новости Украины – From-UA: - Как спецподразделение «Беркута» оказалось на одном из участков – в Первомайске? Что говорят об этом сами милиционеры?

Геннадий Москаль: - Сами милиционеры рассказывают мне следующее. Там руководил первый заместитель Департамента гражданской безопасности, скандально знаменитый генерал Сало, который уже прославился на выборах 2004-го года президента Украины, будучи на посту начальника МВД Львовской области, аналогичными действиями: поджогами редакции газеты, перерезанием кабеля ТВ, кражей литературы. Он был уволен и находился в розыске. У нас что ли специально под выборы подбирают таких безбашенных? Вот всем этим он руководил.

Спецподразделение «Беркут» не имело никакого права заходить на избирательный участок в Первомайске. Там 11 избитых, а милиция говорит, что нет ни одного. Есть фамилии пострадавших людей: кому-то сломали руку, кому-то палец, кому-то предплечье, кому-то разбили голову. В том числе избили руководителя избирательного штаба «Батькивщины» Вадима Мерикова. Я уже не говорю про эмоции. Уже переступили все возможные грани. По людям шли.

К сожалению, был задействован окружной административный суд Николаевской области, была задействована государственная исполнительная служба, были задействованы спецподразделения МВД со всех областей Украины. Кроме меня, народного депутата, там никого не было. Полный маразм – изъять из окружной избирательной комиссии по округу 132 оригиналы протоколов по итогам голосования на избирательных участках округа для доставки на судебное заседание Николаевского окружного административного суда. Таких документов в округе не было, потому что они не предусмотрены согласно закону «Про выборы народных депутатов Украины». Есть протоколы участковых избирательных комиссий про подсчет голосов избирателей на избирательных участках. Так что же они изъяли?

Я написал генеральному прокурору – нет постановления про задействование работников милиции. Там четко написано, в каких случаях она может задействоваться. В первую очередь надо было предложить главе комиссии добровольно выдать документы, как предусматривается законом «Про исполнительное производство».

«Беркут» привез из дома перепуганного главу комиссии, его обыскали, отобрали ключи, забрали все из сейфа. Что писали (при обыске. – Ред.), никто не знает, никаких копий никому не оставили. Повезли в суд и по дороге подменили всю документацию полностью. Когда началась заварушка, один из членов комиссии передал мне оригиналы (сказал, что «вы человек неприкосновенный, у вас не отберут»). Потому что до этого было решение суда доставить оригиналы или копии заверенных оригиналов. Глава суда, члены комиссии приняли решение сделать копии, и эти копии заверили мокрыми печатями, подписался глава и члены комиссии.

И когда началась заварушка, это было единственное доказательство правдивости, потому что там побеждал Карнацкий, а не Травянко (президент его уволил и правильно сделал). Я завез в ЦИК оригиналы. Это первый раз, когда я попросил охрану, потому что если бы их у меня отобрали и списали на гопника (что какой-то гопник отобрал сумку) – тогда иди, ищи концы. Я чудом, с преследованием, с блокированием машин, которые ехали за нами, довез и сдал все ЦИК. А заверенные копии, украденные по дороге исполнительной службой и МВД, заменены на фальшивые совершенно с других участков, даже из других областей нумерация. Сейчас ЦИК сказала, что часть протоколов под такой нумерацией вообще не попадала в Николаевскую область. Так что это за выборы?

Для чего милиция лезет в избирательный процесс, если даже не имеет права согласно закону «Про выборы народных депутатов Украины» без приглашения главы комиссии, его зама или секретаря заходить в помещение, где идет заседание? Я как кандидат в народные депутаты должен предъявить удостоверение, зарегистрироваться, с разрешения главы комиссии я могу попросить слова.

«Беркут» зашел без мандата, с дубинкой, слезоточивым газом, все были в масках. Скажите, зачем надо было надевать маски, чем это предусмотрено? Вообще спецподразделения «Беркут» не могут привлекаться к избирательному процессу. Они могут быть задействованы для задержания преступников, там, где массовые нарушения общественного порядка. Чтобы охранять, надо было дать простых милиционеров. А им понадобилось собрать половину «Беркута» со всей Украины против невооруженных людей, которые пришли защитить свой голос, избить их и сказать, что нет ни одного пострадавшего!

Новости Украины – From-UA: - Какие еще подразделения милиции оказались втянутыми в политику?

Геннадий Москаль: - Втянули «Грифон», который задействуется для охраны судов. Он больше не может нигде использоваться, только в помещении судов, чтобы не напали на судью, чтобы не врывались во время заседания, то есть с целью обеспечения личной безопасности судей, а также поддержания общественного порядка.

Привлекались и другие подразделения, в том числе я видел и внутренние войска в Первомайске. Ст. 17 Конституции четко говорит, что военные формирования не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан. Почему люди в масках ворвались в помещение окружной комиссии, для чего устраивать эти маски-шоу? Когда это закончится, черт побери? Как идентифицировать человека, который ударил главу нашего штаба? На бронетранспортерах, с собаками, с танками ехали на Первомайск – что, ГКЧП в Первомайске?

Я сегодня явный критик президента, но тут он поступил абсолютно правильно (про увольнение замглавы Николаевской ОГА Виталия Травянко. – Ред.), потому что если у человека нет доверия среди граждан (он из Арбузинского района Николаевской области, а его сын возглавляет Арбузинскую районную администрацию), то эти люди должны быть президентом от власти отстранены. Это закономерный процесс.

Там, где люди от власти провалились, там, где на первом месте не ПР, а «Свобода», УДАР или «Батькивщина», все главы районных администраций должны быть заменены, потому что у них нет доверия людей. А если к ним нет доверия, то какое они имеют право возглавлять данные области? И те, кто от власти шел и проиграл, тоже должны написать заявления и не ждать указа президента.

Юлия Процышена
Новости Украины - From-UA