Засахарившееся путинское чудо
29.11.2012 11:00
…в котором восторженные улыбающиеся телеведущие бодрым голосом вещают зрителям о небывалых достижениях и уверенном движении вперед. Вот только не все зрители с этим согласны. Впрочем, быть несогласным в современной России чревато – могут принять за оппозиционера и записать в наймиты американского империализма…

Чучхе по-русски

Недавно на просторы Интернета вышел замечательный документальный фильм «Пропаганда». Замечательный тем, что он довольно четко раскрыть тему формирования общественного мнения и промывания мозгов в странах т.н. «демократического мира». Авторам фильма можно было бы лишь пожать руку, не будь они… северокорейскими журналистами - то есть жителями страны, которая сама держится на пропаганде как никто иной.

Как видим, наличие у людей бревна в собственном глазу отнюдь не помеха для весьма профессионального изобличения сучка в чужом. И это характерно для СМИ почти всех стран мира: западных, восточных, африканских, австралийских, украинских, российских. Да, в том числе и российских.


Масса всяческих передач и фильмов о том, как Запад испокон веков только и озабочен уничтожением святой православной Руси – это, конечно, интересно. Это укрепляет в российском гражданине чувство своей исторической значимости (раз хотят уничтожить – значит, мы не простые), мобилизует его ксенофобию (кругом враги!) и формирует патриотические порывы. В каждой стране пропаганда держится на какой-то идее. В России вот на такой – и это не самое худшее из того, что можно было бы придумать!

Передачи, новости и документальные фильмы о том, как Запад и сегодня строит против России всяческие козни – это тоже очень интересно. Это не просто укрепляет всё вышесказанное, но и является основой современной российской политики. И эта политика пронизывает всё! Вот через речку построили, наконец, мост (по цене пяти). Тут же фанфары, рапорты, отчеты – и неизменно витающая мысль, что мы ж, ёпст, великая мировая держава, нам без моста нельзя, не. Вот открыли новый цементный завод, и тут же у кого-то возникает мысль: а первые ли мы в мире по производству цемента, нам же нужно быть первыми, а то вдруг Америку не обогнали, а нам надо, мы же супердержава! А вот футбольные хулиганы подрались с сыновьями шашлычников, и сразу же возникает предположение: это же кто-то специально провоцирует рознь, это же не просто так, это западные спецслужбы, кругом враги, а как же иначе, мы же великая страна.

Даже классическую критику «нестяжателей» в адрес обросшей добром и златом церкви, этот длящийся уже шесть столетий спор, тут же определили как попытки спецслужб пошатнуть авторитет РПЦ. Причем, по убеждению российских обывателей, купола РПЦ шатали не кто иные, как российские евреи, разумеется, по заданию ЦРУ и Моссада. Нет, это не смешно, ибо бородато: взято из белогвардейских плакатов, на которых кровавые евреи Троцкого распинают несчастную православную Россию. Плакаты в России вообще не стоит выбрасывать, всегда пригодятся в будущем.

И уж понятно, что российская оппозиция – не шуточная, типа ЛДПР или КПРФ, а реально «антипутинская» - была сразу же записана во враги России и агентуру Госдепа. Причем уже официально, для них и законы специальные издали, ограничивающие деятельность разных «негосударственных организаций». Особенно на предмет получения грантов из-за рубежа. Теперь даже «Гринпис» заподозрят в измене родине, если он получит из-за границы деньги на новые резиновые лодки. И вообще, какой такой «Гринпис»?! Да это же шпионы, они только делают вид, что китов защищают, а сами военные корабли фотографируют! В тюрьму бы их!


А начиналось всё так хорошо…

Подобная государственная политика как нельзя лучше отвечает интересам дряхлеющей верхушки. Нет, со здоровьем Путина пока что вроде бы всё в порядке – речь внятная, ногами не шаркает, всё еще летает на самолетах. Речь идет о политическом дряхлении клана «питерских», засевших в Кремле с 2000 года.

Кстати, произошло это довольно быстро, ведь 12 лет – не срок. Однако некоторые другие политики падают без сил на финале длительного марафона, то «питерские» выдохлись вскоре после старта.

Начиналось всё действительно хорошо. Нельзя уверенно сказать, кто именно был автором необходимых и важных реформ, но так как публичным лицом власти был Путин, то и все заслуги за это получил он. Собственно говоря, «питерские» сделали лишь три дела, но они были действительно важные, так что им простили даже то, что действовали они не всегда законно.

Во-первых, они взяли реванш за проигранную первую Кавказскую войну, выиграв вторую. Во всяком случае, это было представлено как убедительная победа. Затем сосредоточили в руках государства те природные ресурсы, которые смогли, а остальные обложили пошлинами и налогами. Американцы как раз своими войнами подняли цены на сырье в разы, так что российский бюджет рос, как на дрожжах. Третьим благим делом казалась кадровая политика: взявшие власть «питерские» активно чистили управленческие ряды от ельцинских кадров. Которые у народа не без причин ассоциировались с разрухой, бардаком и воровством – так что он лишь радовался очередной отставке и тем более посадке.


Но вот как раз кадровая политика и сдулась первой. Зачастую на место лукавых ельцинских прихватизаторов приходили самоуверенные питерские рейдеры. Воровитого дурака, нагло клавшего прямо в свой в карман бюджетные тысячи, сменял осторожный комбинатор, совершенно легально осваивавший через свои фирмы бюджетные миллионы. А вместо «убитого в криминальных разборках» сурового авторитета, новым мэром и «крышей» становился отставной полковник ФСБ или МВД.

Конечно же, оставалось немало и старых кадров – тех, кто сумел доказать свою полную лояльность новой власти и перестроить свой «бизнес» в соответствии с новыми правилами.

Одновременно с этим сформировалась партия власти – та самая «Единая Россия», от одного названия которой приличных людей морщит, потому что в ней состоит большая часть российской «вертикали власти». В том числе рейдеры, комбинаторы и отставные полковники с ледяными глазами. А ещё масса российских бизнесменов (в том числе бывшая «братва» и бывшие комсомольские вожаки), которые не хотят себе никаких неопрятностей. Вот и оказывается, что каждый второй негодяй при галстуке или с бриллиантовыми запонками, попавший в новостную хронику, оказывается членом «Единой России». Равно как почти каждый второй грабитель и насильник в Москве – представитель национальностей, которые министр-татарин Нургалиев запретили упоминать в СМИ. Чтоб не «накалять».

Про членство в «ЕД» пьяных лихачей на спорткарах или совсем уж потерявших края бюджетных расхитителей, российские СМИ тоже не всегда упоминают. У них вообще есть традиция: о власти либо хорошо, либо никак, иначе тебя могут счесть оппозиционным СМИ, а это чревато. Вот и грызут они в основном только тех членов Системы, на которых пал гнев вышестоящего начальства. Таких бесстрашно песочат в хвост и гриву, создавая впечатление полной свободы слова и журналистских расследований. И народ радуется: «Путин гоняет воров», «у нас полный порядок, даже министров наказывают, вот!».

Распекая в телевизоре чиновников, увольняя глав администраций и снимая с должностей министров, Путин действительно создавал такую видимость. Вот он, добрый и справедливый русский царь-мессия, о котором веками рассказывали легенды! Но если в начале его карьеры такая похвала была заслуженной, то теперь возникают недоуменные вопросы: Владимир Владимирович, вы же сами назначили этих людей, вы бы хоть извинились перед народом, что ли?


Но в России (как и у нас) нет традиции, когда начальник отвечает за своих подчиненных. Начальник по умолчанию всегда свят, пока его не накажет вышестоящий начальник. Путина же наказывать некому, по крайней мере, официально. Поэтому он пользуется своей привилегией быть святее Папы Римского.

Никто бы не возражал против культа святости Путина, будь от этого толк. Однако как раз отдача от деятельности «питерских» с каждым годом всё меньше. Это видно даже во внешней политике. Если помните, в 1999 году, когда стоящей на коленях Россией правил Борис Невменяемый, премьер Примаков мог себе позволить устроить демарш над Атлантикой в ответ на бомбардировки Югославии (вернее, того, что от неё осталось). А российские десантники захватывали аэродромы в Косово прямо под носом у НАТО.

Потом пришел Путин и лично поднял Россию с колен. После чего Запад, уже ни о чем не спрашивая Россию, вторгся в Афганистан (и снова развел там героиновый клондайк), вторгся в Ирак и уничтожил Хусейна, арестовал и погубил в тюрьме Милошевича, устроил по СНГ цепочку «цветных революций», сверг и убил Каддафи, а сейчас забирает у России Сирию. И что же поднявшаяся с колен? Она лишь глупо улыбается и бормочет какие-то дипломатические несуразности. Знаете, при Ельцине, нищая и на коленях, она смотрелась куда солиднее, потому что могла по-простецки и в репу зарядить, а не играться в дипломатию.

Даже несметные богатства нефтегазовых долларов расходуются почти впустую. Когда в 2002 году денежная река только потекла в Россию, сколько строилось самых разных планов реального восстановления страны: поднять науку и медицину, снова запустить сложные производства, обновить военную технику, вернуться к перспективным исследованиям…


Но вместо этого десятки и сотни бюджетных миллиардов просто «осваиваются» властной вертикалью через проекты, в которых участвуют их фирмочки. Поэтому особая роль в бюджетных расходах отводится строительству – именно той сфере, в которой «пилили бюджет». Неважно, что строится, насколько оно вообще нужно, важно, сколько на этом можно наварить. Одно хорошо, что всё-таки что-то да строят, а не тупо воруют. Пусть даже построенное иногда падает, тонет, рассыпается. Да и деньги-то практически халявные, не горбом заработанные, а нефтедоллары. Вот только они были нужны в другом месте.

Вот небольшой итог «путинского чуда»: в 1990 году на 10 тысяч населения в Российской Федерации было 137 больничных коек, в 1995 (самый пик ельцинской нищеты) 126, в 2000 году 115, а в 2010 году эта цифра опустились до 94. С 3172 (в 2000-м году) до 2693 (в 2010) сократилось число станций «скорой помощи». Неужели народ стал болеть меньше и больницы сократили за ненадобностью? Да нет, число обратившихся к врачам даже увеличился: с 191,3 миллиона обращений к врачам в 2000 году до 226,2 миллиона в 2010-м. Причем среди пациентов т.н. «первого диагноза» число больных с проблемами сердечно-сосудистой системы выросло в полтора раза. И это данные не «западных голосов», а российского Госстата.

Такой вот контраст с репортажами по РТР о новых больницах и операционных центрах. Там ведь не уточняют, что на одну открывающуюся больницу приходится несколько закрывающихся. А к чему такие уточнения? Сразу возникнут мысли «нас дурят!» и «кто виноват?», а это уже оппозиция.

После «реформы образования» сократилось количество учителей и обязательных к изучению научных предметов. Зато в школах появился факультатив «религиоведения» и обсуждается вопрос устройства «молельных комнат». Похоже, что процесс превращения средней школы в церковно-приходскую идет полным ходом. И кого в таких школах будут выпускать? Наверное, тех, кто будет неистово верить в гениального доброго царя, под руководством которого Россия уверенно идет вперед, побеждая окружающих её врагов.

В то, что будет верить, сомнений нет. Верят же россияне, к примеру, что казаки испокон веков только и мечтали, что «служить России-матушке». А как же иначе: вон в кино именно так и говорят, и нынешние ряженые на своих всепьянейших сходах про то орут! И поди ж ты докажи обывателю, что до 1917 года казаки присягали исключительно и лично царю, а когда Керенский хотел, чтобы они присягнули абстрактной России, казаки осерчали, а потом и вовсе устроили автономию, то есть захотели незалежности Войска Донского, а также Кубанского, Терского и т.д. «Незалежности от кого?» - как спросили бы сегодня российские форумные ура-патриоты. И верит народ в пропагандистские сказки, а сколько их таких сказок насочиняли, в том числе и про Путина…


Вовремя уйти

В 2008 году Путин завершил свои первые два срока на пике славы, и ведь ему было чем хвастать перед избирателями. Не только «смотрите, как я летаю!» и «смотрите, какая у меня собачка!», не только одами придворных «аналитиков» про поднятую с колен страну, но и реальными достижениями. Можно сказать, что Путин заложил хороший фундамент и задал неплохой толчок к развитию.

И вот тут ему стоило бы уйти навсегда, чтобы остаться в народной памяти президентом, при котором страна испытала резкий экономический взлет, выражающийся хотя бы в многократном увеличении зарплат и пенсий. Ведь есть даже такое правило: всё хорошее должно вовремя закончиться, чтобы не испортиться. Варенье нужно вовремя скушать, чтобы оно не засахарилось. Сериал должен завершиться на хорошей ноте до того, как у сценариста закончатся идеи и он начнет выдавать ахинею.

А Путин захотел вернуться. В принципе, он никуда особо далеко и не уходил, оставаясь четыре года вторым лицом государства при своем довольно мягком и управляемом друге Медведеве. Теперь они просто снова поменялись местами.

Так вот, ладно бы Путин вернулся на президентский пост с новыми идеями, как Петр Великий из Голландии, зловеще щелкая ножницами, или Сталин с планом послевоенного скачка к звездам с атомной бомбой под мышкой. История знала немало случаев второй политической молодости правителей, которым удавалось реализовать вторую серию реформ и, соответственно, оживить свою популярность.


Но Владимир Владимирович вернулся ни с чем. Когда-то у него были планы замочить в сортире и удвоить ВВП, построить что-то грандиозное, сделать российскую армию самой мощной и оснащенной. Сейчас – ничего. Только стандартные экономические фразы, которые говорят руководители всех стран: наращивание, увеличение, стабильность. Похоже, что источник его идей иссяк, да и вообще российский лидер охладел к разным там затеям. Бабло за газ и нефть капает? Ну и ладно!

В путинской политике наступил тот самый «застой». Но не брежневский, который был сонным отдыхом после достигнутых успехов, а несколько иной. Путин опустил руки, лишь начав дело, и теперь Россия превращается в стройплощадку, к которой потерял интерес начальник СМУ. Можно быть уверенным, что при данном начальнике объект до конца не достроят, тем более что внятного ответа на вопрос, а что же мы всё-таки строим, никто дать не может. Все по привычке носятся по лесам, таскают раствор, тырят плитку, начисляют зарплату, переводят деньги посредникам, ругаются с поставщиками, отчитываются о возведении еще одного лестничного пролета – словом, это уже лишь имитация стройки. Благо, её финансирование исправно продолжается, и в целом кажется, что всё в порядке, процесс идет.

Впрочем, даже в скучных экономических отчетах Путин, мягко говоря, лукавит. Например, он заявил, что по темпам прироста ВВП в 2011 году Россия занимала третье место с показателем 4,3% (таблица МВФ). Однако достаточно взглянуть в эту таблицу, чтобы увидеть, что Россия занимает там… 87 место. Её обошла даже «нищая разваливающаяся» Украина, занявшая 79 место со своими 5%. Еще Путин заявлял, что средний класс в России составляет от 20 до 30% населения, хотя по официальным данным Института социологии РАН эта цифра не более 8%. Самолично уменьшил Путин и число российских нищих: с 16% до 11%. О том, что 59% россиян относятся к категории бедных (по нормам ЕС), Владимир Владимирович просто не упомянул…

Словом, доверие к словам Путина под вопросом, и это явно проблема самого Путина, которому уже приходится несколько приукрашивать реальность, чтобы продолжать выглядеть уверенным гениальным лидером идущей к успеху страны. В условиях российской информационной политики это пока что делать нетрудно, это вам не Украина, где СМИ мигом разжуют и разнесут любую оплошность власти. Не зря премьер Азаров советовал тем, кому дорога стабильность, не смотреть и не читать украинские СМИ. А ведь и у нас можно было бы говорить о власти и ее достижениях только хорошее. Глядишь бы и жизнь казалась вполне сносной!


Впрочем, пока россияне вовремя получают свои зарплаты и пенсии (кто очень хорошие, а кто нищенские), им совершенно всё равно, правду или нет говорит Путин. Пожалуй, они даже простят ему ложь, если эта будет сладкая ложь, возвеличивающая их «супердержаву» - тут, скорее, лучше не говорить правду, а то рассердятся (разрывая на груди засаленные тельняшки).

Опасность для Путина состоит в другом: он может надоесть. Как надоел однажды даже всеми любимый добряк Брежнев, потому что каждый день бубнил в телевизоре одни и те же слова. Но Брежнева хоть почти не за что было попрекать (разве что за дефицит икры), а у Путина гораздо больше причин, чтобы надоесть. Хотя бы потому, что у многих людей есть вопросы: почему так, куда мы идем, почему мы забросили вот это и не делаем вот так – а власть не дает на них ответы, власть дает на них отговорки или вообще не обращает внимания. Хотя бы потому, что у многих людей есть проблемы – большие и маленькие, терпящие и срочные, личные и общественные, а власть либо обещает их решить уже который год, либо уверяет, что проблем нет, они надуманы и вообще жить в России стало веселее. И вот тогда эти «рожи в телевизоре» надоедают хуже, чем Виктор Ющенко со своими пчелами и пещерой голодомора.

Сначала надоедают местные власти, начальник полиции с директором завода и мэр, потом губернатор, затем министры, вся эта «Единая Россия». А там и до самого Путина это доберется, как бы он ни старался на публике распекать своих назначенцев, отделяя себя от них.


Почему же тогда его снова переизбрали, почему не поддержали «болотных» оппозиционеров? На этот счет есть теория, что те, кто вышел на Болотную (точнее, кого туда пропустили – предварительно отрезав левых и правых радикалов от толпы умеренных), все эти Немцовы, Каспаровы, Навальные, Шендеровичи и Венедиктовы, они надоели россиянам еще раньше. И гораздо сильнее, чем Путин и «единороссы». Поэтому никто не стал менять шило на протухшее мыло…

Виктор Дяченко
Новости Украины - From-UA