Что мы потеряли, не доплыв до Европы
12.12.2012 11:00
…о том, что на просторы Евросоюза подобный вагон вообще не выпустили бы. А если бы он там каким-то чудом и оказался, то поезд немедленно бы остановили, окружили солдатами и медиками в защитных скафандрах, вагон укутали в толстый полиэтилен с надписями «Achtung! Bedrohlich!», а выведенных пассажиров – в казенные одеяла, после чего всем бы вкололи вакцину…

Кино и немцы

Конечно, это была лишь моя фантазия, но нельзя не увидеть ту колоссальную пропасть, размером с Гранд-Каньон, между стандартами жизни на Западе и у нас. В том числе и в общественном транспорте.

Да, я знаю, что спальные кушеточные вагоны эконом-класса европейских ночных проездов по своей сути – это такие же наши плацкарты, только с полками в три этажа. То есть там может быть куда теснее, чем у нас. Однако в проход не торчат чьи-то ноги в носках, источающих аромат все тех же прадедовских онуч. И пассажиры двух последних ячеек не вдыхают запахи сортира, потому что и сортир там чистый, и вентиляция в вагоне работает исправно круглый год. Из окон не дует – хотя они не заклеены наглухо, пол чистый и не смердит разлитым пивом, не грохочут двери, не дребезжит вагон. Ночью не нужно подсвечивать себе фонариком – работают светильники, розетки, есть даже Wi-Fi!


Это вам не отечественный состав «Луганск - Сумы», в который немцы или французы просто побрезговали бы сесть. Они забросали бы суды исками, пригласили телевидение, собрали подписи за отставку министра путей сообщения, устроили бы манифестацию и правительственный кризис. Не потому что они такие уж чистоплюи, нет – немец может запросто пустить газы за столом и лишний раз не помоет руки, чтобы сэкономить воду. Но у них сложился такой уж менталитет, что «истинный европеец» никогда не согласится опуститься ниже стандартов жизни, которые у них установлены. Разве что его к этому принудит сила или судьба-злодейка. Но и тогда он воспримет это как великую личную трагедию.

Вот есть такой фильм «Побег из Собибора», снятый по воспоминаниям спасшихся узников, а потому заслуживающий доверия. Сначала в лагерь прибывает состав то ли из Польши, то ли из Украины: разваливающиеся теплушки с опутанными колючкой зарешеченными окошками, набитые испуганными людьми, которых выталкивают на землю пинками. Потом прибывает состав с евреями из Европы: аккуратные купейные вагоны, ничего не подозревающие узники культурно сходят по ступенькам, прислуга принимает багаж и выдает квитанции (пусть и не настоящие). Знаете, почему так?

Вовсе не потому, что к евреям из Голландии или Франции нацисты относились лучше, чем к евреям с «восточных территорий». Просто если бы на пассажирский вокзал Парижа или Амстердама пригнали состав теплушек, то тамошние евреи упали бы в обморок при виде таких стандартов. Тут же собралась бы огромная толпа французов или голландцев, не возмущенных холокостом, нет, ведь антисемитизм был распространен по всей Европе (как и в СССР). Горожан бы удивило и возмутило присутствие на их вокзале подобного ужаса куда больше, чем оккупация их страны. Мигом разнеслось бы общественное мнение, что «боши» - это чудовищные дикари, собравшиеся вогнать Европу в грязь и разруху нового Средневековья.

Тогда число участников «сопротивления» выросло бы в разы. К людям, которые сражались за политическую идею освобождения своего государства, присоединилось бы куда больше людей, желающих бороться за сохранение стандартов своей жизни. Одно дело, что в их бистро пили кофе с круасанами немецкие офицеры, и другое - если бы немцы разрушили бистро и поставили на его руинах раздаточный пункт кипятка из грязного бака. Тут бы терпение лопнуло у многих. А оно немцам надо?


Да и сами голландские (или европейские) евреи, очнувшись от обморока, устроили бы грандиозную истерику, потому что их, привыкших к стандартам комфортабельных европейских вагонов, теплушки напугали бы больше, чем «баня» концлагеря. Потомков Авраама пришлось бы забрасывать в теплушки силой, что просто сорвало бы планы тихого решения «еврейского вопроса» в оккупированной Европе. Что немцам тоже было совершенно не нужно.

Чай не баре!

Другое дело – жители «восточных территорий», привыкшие всю жизнь терпеть полное отсутствие каких-либо стандартов. В тутошнем менталитете простого народа достойный человек не тот, кто возмущается отсутствием горячей воды и требует чистое полотенце, а тот, кто «не ноет», переносит все «тяготы и лишения» с усмешкой и весело потягивает из стакана закрашенный кипяток, приговаривая «нормально, чай не баре!».

Баре, кстати, у нас стандарты жизни знали и ценили. И они были очень удручены, когда к ним в 1920 году с пьяными песнями вломились подселенные жильцы, превращая некогда уютные квартиры в грязные шумные коммуналки. А вы не в курсе? Да, уважаемые читатели, во многих коммуналках была комнатка (бывшая спальня или детская), в которой доживала свой век одинокая старушка (бывшая хозяйка квартиры), интеллигентная, но люто ненавидящая «большевиков». Она оплакивала вечерами своего сгинувшего на войнах мужа и потерянное прошлое, а её соседи спорили, кому достанется комната после того, как «эта старая ведьма, наконец, сдохнет».

Помните Филиппа Филипповича из «Собачьего сердца»? Вредный был дядька, до денег жадный, да, но и всегда умел требовать своё. Положено в доме паровое отопление – извольте дать, и наплевать, что социальная революция! Ему нужно семь комнат – и хрен он кому отдаст хоть одну, пусть даже на улице под ливнем будет стоять бездомная многодетная мать. А вот пусть пролетарии не поют, а дом ей и построят! Но профессор был недобитым пережитком, таких людей были единицы. Когда в СССР потом появилось поколение людей, привыкших жить по скромным, но приличным стандартам социализма, они совершенно не умели их отстаивать. Поэтому их у нас потом отобрали вместе с социализмом и Союзом.


Это не значит, что мы какие-то унтерменши. Просто мы другие. Да, мы отстаем от Европы в качестве жизни по очень многим параметрам, разве что кроме водоснабжения, пока еще доступного и обильного. Для европейцев мы можем выглядеть неприхотливыми и бестолковыми дикарями. С другой стороны, а может быть, это Европа отстает от нас в силе духа? Есть ведь и такое мнение!

Жаль вот только, что сила духа у нас явно переродилась в глупое упрямство ради принципа. У нас же как: дал слабину, не отстоял свой принцип (неважно какой) - и уже потерял авторитет. А вот если в борьбе за принцип у тебя вся морда расквашена и почки отбиты, но ты его отстоял – то ты становишься уважаемым авторитетом. Пусть даже сидишь при этом на куче дерьма в рваных подштанниках. Кстати, дерьмо - это то, во что превратился аскетизм и смирение наших далеких христианских предков. Потому что нельзя жить в эпоху потребительского общества и довольствоваться провонявшимися разваливающимися вагонами (едет – ну и ладно!), протухшей соевой колбасой и шаурмой из собачатины (жри, что дают!). Нельзя в стране, которая официально считается правовой и демократической, продолжать сносить хамство и беспредел.

Европейцы не хотят терпеть (или разучились), поэтому они требуют своё – то, что положено по установленным стандартам. Требуют друг от друга, тем самым вынуждая друг друга качественно выполнять свою работу и соблюдать законы общества. Требуют от соседа, от слесаря, от продавца и производителя, от компании, от мэра и депутата парламента, не боясь ни угрюмых взглядов, ни высоких должностей, ни криков «женщина, что вам не нравится, не морочьте мне голову!». Поэтому у них поезда чистые, уютные и быстрые, а не дребезжащий на кривых рельсах смердящий хлам. А у нас даже купленные за границей скоростные поезда начинают опаздывать, в них отключается отопление, начинают вонять туалеты.

История с «Хюндаем» - это, кстати, наглядный пример того, что Украина никогда не сможет самостоятельно достичь западных стандартов. У нас ведь как думают: вот примем европейские законы, накупим импортного барахла, выучим иностранные языки – и заживем, как европейцы! Да нет…


Свободное плавание

Кто-то скажет: надо было вместе с «Хюндаями» купить еще импортных работников железной дороги с импортным министром, тогда бы всё работало, как часы. И они не правы! Так же не правы и те, кто считает, что нужно всё приватизировать – а там, мол, рынок расставит все на свои места. Отнюдь!

Для того, чтобы тут всё встало на свои места и заработало, как часы, нужно купить импортный народ или научить нынешний требовать соблюдение стандартов. Вот пусть не морды друг другу в тамбуре бьют за «кто козел?», а сублимируют свою энергию в упорное отстаивание перед проводником своего права на чистое выглаженное белье и требование положенного горячего завтрака со свежей булочкой. Потом, глядишь, дорастут и до более серьезных требований.

А пока что, извините, никакой рынок Украине не поможет. Кто будет требовать у частных компаний соблюдения уже существующих стандартов? Много ли подано исков против производителей тушенки, сгущенки, сыра, масла, колбас, содержимое которых весьма отличается от того, что написано на этикетках? Да ни одного! Мы не просто смиренно жрем то, что есть, мы за это платим! Ну а раз мы ничего не требуем от производителя, то чего ради он будет выпускать качественную продукцию? От него даже государственные инспекции требуют только взятки!

Так же не спасет Украину и выписанный из-за границы начальник. Ведь мы и от него ничего не будем требовать. И он через несколько месяцев освоится, увидит, что ему никто никаких претензий на бумаге не предлагает, импичментом и политическим кризисом не грозит, акциями протеста не пугает – и он тоже перестанет выполнять свои обязанности. Перестанет заставлять всех нас качественно выполнять свою работу и соблюдать законы.


Европейцы – они такие же люди, как и все. Если немец узнает, что на него никто не настучит, он возьмет и нагадит в сквере. Если француз увидит, что его никто не контролирует на работе, он может залезть на крышу и подремать там на солнышке. Европейское общество держится на взаимном контроле. И еще на том, что там предпочитают хорошо делать свою работу и быть вежливыми даже с врагами, чем халтурить и скандалить с клиентами. Там это дороже обойдется, потому что, потеряв репутацию, вы рискуете потерять и многое другое.

«Гы-гы-гы, не нравится – проваливайте отсюда!» - смеется отечественный хам, уверенный, что поток дураков и лохов к нему никогда не иссякнет, а одиночных «правокачателей» лучше, конечно, прогнать взашей, чтобы не смущали других клиентов...

В общем, так как импортировать сюда другой народ или переделать этот в ближайшем обозримом будущем вряд ли получится, единственным шансом Украины было вступление в Евросоюз, дабы интеграция в европейское общество сделала возможным хоть какой-то контроль над Украиной со стороны европейцев, раз уж мы сами не можем (не умеем, не хотим) друг друга контролировать. В этом была бы самая главная польза от «евроинтеграции».

Наши сторонники «европейского будущего», конечно, видели совершенно иные цели. Чиновники и политики мечтали о новых должностях, окладах и казенных расходах. Аферисты потирали руки в предвкушении многомиллиардных субсидий. Бизнесмены планировали расширить своё дело. Народ мечтал о «европаспортах» и свободном проезде по всей Европе для работы, учебы или просто шопинга. Мысль же о том, что главным результатом членства в ЕС будет выполнение его требований, мы просто гнали от себя. Многих она пугала.

А как же – это ж немцы да французы будут указывать нам, как жить! Нам, древнему православному славянскому народу! Просто какая-то Отечественная война! А этого мы, ох, не любим! Так что лучше уж в своем вонючем плацкарте, но зато никто нам не указ!


Если серьезно, то членство в Евросоюзе, бесспорно, лишило бы Украину какой-то части суверенитета. И уже сама эта фраза вызывает некоторую озабоченность у записных патриотов. Но если оторваться от пустой теории, от глупого принципа и вникнуть в суть вопроса, то можно было запросто выяснить, что бы мы получали взамен.

Взамен мы получали бы набор условий и стандартов, которым должны были следовать, и, что самое главное, контроль за выполнением этих стандартов со стороны Евросоюза. Хорошо это или плохо?

А вот это уже смотря для кого! К сожалению, для большинства украинских предпринимателей, чиновников и политиков это было плохо, потому что Европа начала бы требовать у них выполнения обязательств и соблюдения стандартов. И не просто засыпать бумажками, которыми в Киеве привыкли подтираться. Нет, европейцы умеют требовать. Они бы стали давить на такие рычаги, что больно стало бы многим. Не выполнили условие? Хрен вам, а не деньги! Не желаете соблюдать стандарт? Вон с европейского рынка! Ваши беспредельщики в погонах снова кого-то замочили без суда и следствия? Либо сами сдайте их в европейский трибунал, либо мы вам сейчас такие проблемы устроим!

Мы же все понимаем, что если бы в европейской Украине скоростные поезда начали опаздывать и ездить зимой без отопления, то «Укрзалізниця» получила бы массу неприятных контактов с представителями ЕС. Что если бы наши производители продолжили выпускать тушенку из свиных шкурок с крысиными хрящами, то их производство просто закрыли бы. А оно нашим чиновникам надо? А бизнесменам?


Думается, что все они довольно быстро поняли, чем им грозит членство Украины в ЕС. И они просто прокатили процесс «евроинтеграции» откровенной демонстрацией своего нежелания допускать над собой какой-либо контроль. На словах, для публики, украинские чиновники и политики активно занимались «евроинтеграцией», даже создали соответствующее министерство. На деле они валяли дурака и забрасывали европейцев регулярными вопросами о размере будущих вспоможений.

В конце концов, немцы и французы поняли, что Украина – это гораздо хуже Польши и Румынии вместе взятых. Что украинская «элита» - это просто мошенники, которые хотят развести их на крупную сумму денег. Деньги возьмут, потом еще попросят, а взамен не дадут ничего. Будут только ныть, что они древний и несчастный народ, который не может поступиться своим святым суверенитетом, поэтому вы не давите на наших политиков и чиновников. А еще украинская экономика такая слабая, что не может выполнять требования ЕС, вы ей лучше ещё денег дайте!

И вот скажите, оно немцам было надо? А французам? Вот они и указали Украине на двери. Ненька, правда, еще несколько раз влезала в окно, канюча «ну примите, ну пожалуйста, ну хоть ассоциативным членом, только денег дайте!», но на это уже никто не обращал внимания. Да и в Киеве эту затею потом бросили.

Хорошо это или плохо? Если с точки зрения сохранения незыблемой украинской независимости или древнего православного славянского мира - то да, это мы сохранили. Никакой фриц или лягушатник нам боле не страшен! Если с точки зрения сохранения украинской экономики от губительных стандартов ЕС, то её мы тоже отстояли. Производители сыра из пальмового масла и колбасы из сои могут спокойно работать! А оборотни в погонах могут снова вымогать и крышевать - их право беспределить мы тоже отстояли. Никто не посмеет что-либо требовать у наших политиков, чиновников, бизнесменов. И мы тоже не осмелимся.


Но вот что касается мечты жить по европейским жизненным стандартам, так о ней можно преспокойно забыть, потому что никто не будет требовать их соблюдения. И указывать нашему руководству железных дорог заменить старые поезда на новые и держать оные в образцовом порядке просто некому. Так что ездить нам на этом дребезжащем дерьме до скончания века…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA