Старые грабли в новом Кабмине
10.12.2012 15:59
Таким образом, страна рискует получить новое старое правительство и вместе с ним все те проблемы, которые не слишком охотно решались министрами прежде. Более того, наступление на грабли предыдущего состава Кабмина чревато новыми неприятностями, как, например, непомерная коррупция в агропромышленном секторе, раздутая уходящим министром Николаем Присяжнюком.

Спасая свое шаткое положение в правительстве, Присяжнюк перед отставкой требовал от Кабмина выделить больше денег на дотации аграриям, отчитывался о феноменальном росте экспорта зерна из Украины и обещал снова сделать нашу страну житницей не только Европы, но и всего мира. Но для внимательного наблюдателя, который следит за жизнью аграрного сектора страны, понятно, что расставаться с креслом Присяжнюк не хочет вовсе не потому, что намерен сделать для украинских фермеров все, что в его силах. На самом деле министр буквально сидит на неисчерпаемой золотой жиле, высасывая из уже привычных сельхозпроизводителей все возможное и невозможное.

Одной из основных сфер, в которых Присяжнюк ввел непонятные даже его соратникам порядки, стал экспорт зерновых из Украины. Глава Минагрополитки то нагнетает панику вокруг запрета на вывоз зерна из страны, то усложняет этот самый вывоз странными ритуалами и непонятными поборами.

По окончанию сбора урожая, министр начал незамедлительно пугать трейдеров грядущим с 15 ноября запретом на экспорт зерновых культур. Естественно, что внешних потребителей украинской продукции такое решение, мягко говоря, не порадовало. Тем более что урожай в 2012 году нельзя назвать настолько скудным, чтобы властям приходилось вводить подобные ограничительные меры. По окончательным прогнозам он составит 46 млн тонн, чего достаточно, чтобы Украина могла стать одним из ведущих мировых экспортеров зерна.

Под этим давлением и с учетом неплохой урожайности Присяжнюк в начале ноября срочно отменил все запреты, но трейдеры почему-то все равно остались недовольны действиями Минагрополитики Украины. Даже зарубежная деловая пресса обратила внимание на тот факт, что хотя на бумаге запреты и были сняты, процедура вывоза украинского зерна за рубеж была усложнена настолько, что экспорт сократился естественным путем. В частности, Financial Times писала, что трейдерам не дают покоя постоянные санитарные инспекции и бессмысленные проверки качества вывозимого зерна.

На фоне этого Присяжнюк продолжал отчитываться перед коллегами из правительства в росте экспорта украинского зерна, который происходил фантастическими темпами – цифры возрастали на миллионы тонн проданной продукции в течение нескольких дней. С ноября до начала декабря она выросла с 9,2 млн тонн до 12,2 млн тонн.

При этом сама процедура экспорта зерновых с момента назначения Николая Владимировича на пост главы Минагрополитики представляла и продолжает представлять собой грубо составленную коррупционную схему. С которой, впрочем, трейдерам пришлось смириться – им приходилось либо принимать условия игры, либо отказываться иметь дело с украинским производителем.

Центральную роль при взимании поборов с зернотрейдеров Присяжнюк отвел Государственной хлебной инспекции. По решению этого органа все экспортеры вынуждены были проводить анализы экспортируемой продукции на показатели безопасности и на определение генно-модифицированных организмов. При этом в праве обращаться за подобными услугами к сторонним экспертам трейдерам было отказано. Согласно правил ГХИ, анализы может проводить только рекомендованная ею же компания.

Первым в этот процесс было включено ООО «Спецпостачтехника». В соответствии с его контрактом, компания занималась лишь отбором образцов для анализа, а сами исследования не проводила. Экспортеру приходилось после погрузки зерна на судно, рассчитаться с компанией, чтобы получить от нее сертификат о его безопасности. Фактически, деньги перечислялись не за анализ, а за бумажку, содержание которой не подтверждалось ничем конкретным. Трейдеров загнали в ситуацию, когда им было проще купить себе разрешение на вывоз груза, чем оплачивать его простой в порту, пока вопрос выдачи этого разрешения решается по инстанциям.

За 2012 год на посту выдавателя экспортных индульгенций по непонятным причинам сменились еще две компании. При этом своеобразный налог на вывозимое зерно оставался в силе. С начала года он вырос с 3,8 грн за тонну, до 8 грн за тонну. Нетрудно посчитать, сколько предпринимательских денег утекло в карман чиновников Минагрополитики, если сориентироваться на озвученные Присяжнюком цифры экспорта. Речь идет о десятках миллионов долларов, которые экспортеры выложили, по большому счету, ни за что.

Ограничивать экспорт в украинском Минагрополитики под руководством Николая Присяжнюка стали также при помощи карантинных мероприятий. Таким образом чиновникам от АПК удается облагать дополнительными поборами как конкретный регион, из которого вывозится зерно, так и уже готовый к отправке на экспорт груз. Достаточно объявить, что в образцах продукции были замечены сорные или прочие нежелательные растения и можно спокойно ждать, что трейдеры сами попытаются решить вопрос со своевременной отправкой зерна напрямую, через взятку соответствующим инстанциям. Это же касается передвижений продукции внутри страны – из карантинных регионов в «чистые».

Как видим, подконтрольное Присяжнюку министерство способно осложнить жизнь не только экспортерам сельхозпродукции, но и внутренним игрокам аграрного рынка. Еще один ярчайший пример – ситуация в молочной отрасли, в частности, с государственными дотациями на сохранение молодняка крупного рогатого скота, за увеличение которых так ратовал перед своей отставкой министр.

Согласно принятой в Украине схеме, каждый фермер, выращивающий крупный рогатый скот, может подать заявку с указанием поголовья телят в своем хозяйстве, и получить от государства некую сумму на их содержание до того возраста, когда они начнут давать молоко. В противном случае нищему крестьянину гораздо выгоднее продать теленка на мясо.

По идее, такая схема должна в конечном итоге приводить к приросту производства и мяса, и молока. Но многоуровневая коррупция приводит к тому, что деньги из кубышки госдотаций до фермера доходят не все. Поэтому, чтобы хоть как-то разжиться государственной копейкой, крестьяне вынуждены придумывать схемы обмана государства. Например, на время проверки своего хозяйства одалживать телят у соседей, дабы подтвердить свое якобы немалое поголовье молодняка крупного рогатого скота. В итоге Минагрополитики также получает раздутые цифры поголовья, под которые требует у правительства дополнительные деньги на его содержание. Получается крайне выгодный для министерства замкнутый круг.

При этом закупочные цены на молоко не растут, порождая еще один порочный круг в сфере АПК. На сущие копейки, которые государство выплачивает частным фермерам за произведенное молоко, нормально ухаживать за скотиной не получается. В итоге даже у соседних хозяйств качество продукции сильно разнится. Государства, учитывая этот фактор, уверяет, что на переработку разнородного сырья тратит слишком много денег и потому не может себе позволить повышать закупочные цены.

В данной ситуации переходу на более высокие стандарты качества молока противятся сами фермеры. Для этого им придется постоянно подтверждать поголовье выращиваемого скота и собирать массу сопроводительных документов. А это, как мы знаем из примера с экспортом зерна, чревато дополнительными коррупционными поборами.

Все эти примеры ярко свидетельствуют о том, что политика, проводимая Николаем Присяжнюком довольно далека от понятия «эффективность». Так нужен ли в новом Кабинете министров такой чиновник, который не просто не занимается проблемами вверенного ему ведомства, но и через коррупционные схемы высасывает деньги одновременно и из простых граждан и из бюджета? Ответ на этот вопрос мы узнаем в самое ближайшее время, когда будет объявлен новый состав украинского правительства.