Красная заря: закат или рассвет?
22.04.2004 12:17
…через 5 – 10 лет не сойти с арены? И что для этого нужно?

В чем проблема?

Коммунистические партии в России, Украине, Молдавии в течение последних 12 лет успешно держались на вершине политической жизни. Однако с наступлением «эры Путина» ситуация изменилась. Первые неприятности начались у КПРФ – на выборах в Госдуму она практически потерпела поражение, погрязнув в скандалах и растеряв значительную часть избирателей. Коммунисты Украины пока что держатся, в Молдове на первый взгляд тоже все нормально. Но так ли это на самом деле?

Не будем спешить с выводами, что, мол, коммунистическая идея отмирает. Умереть она не может, потому что является наиболее понятной альтернативой идее либерального капитализма – пока будет существовать одна, будет жива и другая.

Часть избирателей всегда будет нуждаться в политической силе, которая бы встала между ними и капиталом. Рабочему нужно отстоять свои социальные права, фермеру – притормозить разорение мелких хозяйств, кто-то не хочет, чтобы его предприятие или учреждение приватизировалось – все эти проблемы издавна являются вотчиной левых партий и близких к ним профсоюзов. Наконец, система общественной и государственной собственности отнюдь не утопична, поэтому будет иметь своих сторонников.

А раз так, то проблемы компартий СНГ – это проблемы именно компартий, а не коммунизма (социализма, марксизма, троцкизма и т.п.).

Проблема «идеализма»

Если обратить внимание на общие проблемы компартий СНГ, то одной из них является чрезмерная идеологическая закостенелость. По сути, с 1992 года их программы и лозунги мало изменились, хотя перемены в жизни стран произошли огромные.

«Чтобы не ошибиться в политике и не оказаться в положении пустых мечтателей, партия пролетариата должна исходить в своей деятельности из конкретных условий материальной жизни обществ», – советовал еще в 1938 году товарищ Сталин, предупреждая про отрицательные последствия увлечения «вечными идеалами».

Когда коммунистическая газета полна лишь «воспоминаниями» или сравнениями, как было раньше и как стало сейчас, это вызывает интерес, возмущение – но не более. А людей интересует ответ на вопрос «что делать?». Дефицит конкретных стратегических планов, особенно экономических, у компартий СНГ налицо. Поэтому, даже получив власть, как это произошло в Молдавии, компартия вынуждена плыть по течению ругаемых реформ даже против своего желания.

Проблема старения

Еще одна очень серьезная проблема для коммунистических партий СНГ – это возраст их электората. В начале 90-х коммунистам пришлось ориентироваться в основном на пенсионеров. Старики в большинстве своем питают искреннюю любовь к СССР, а также благоговейно относятся к своему гражданскому долгу и дисциплинированно посещают митинги и избирательные участки. Однако ряды старшего поколения редеют. Кто придет им на смену, и придет ли?

Очевидно, что компартиям СНГ, как и их единомышленникам в Европе, пришло время обратить внимание на профсоюзы и молодежь. Но по неизвестным причинам коммунисты ушли из профсоюзного движения и не могут подобрать действенный ключик к сердцам молодежи. Тогда как в Европе именно молодежь составляет опору левого движения. Агитировать молодежь там очень просто: все богатыми быть не могут, а значит, кому-то придется стать наемным работником. Поэтому студенты охотно участвуют в левых акциях, понимая, что этим они обеспечивают себе ежегодный оплачиваемый отпуск и 7 – 8 часовой рабочий день в будущем.

Конечно, работать с пенсионерами проще и дешевле. Однако есть опасность последовать за ними туда, откуда никто не возвращается. Идея не умрет – но из дряхлых рук умирающей партии ее вырвут другие…

Беда товарища Зюганова

Российские коммунисты вступили в череду неприятностей. Скверная история с олигархами, которые давали деньги на нужды пролетарской партии, немало подмочила репутацию российских «комми».

Брать деньги у тех, против кого призываешь бороться избирателей, вообще нехорошо. Но дело не столько в том, что, связавшись с врагами Владимира Владимировича, КПРФ обрекла себя на «государев гнев лютый» со всеми вытекающими последствиями.

Более существенно то, что Путин невероятно популярен, потому что при нем «жить стало лучше, жить стало веселей». Путин стал чуть ли не символом возрождения СССР – поэтому он популярен и среди левого электората. Выступить против него – значит потерять голоса тех, кто при всей любви к идеалам коммунизма предпочитает конкретные шаги. Старые лозунги о борьбе с развалом стали неактуальны, когда развал закончился, а этот момент КПРФ то ли прозевала, то ли не сумела нарисовать новые транспаранты.

…И исправленная ошибка товарища Симоненко

Похожую ошибку едва не совершила и Компартия Украины, когда решила выступить единым фронтом с национал-демократической оппозицией.

В отличие от России, в Украине существует проблема «Восток – Запад». Ее скрывают, ее отрицают, но от этого она не становится менее заметной. КПУ изначально стояла на позициях не только коммунизма, но и глубокой интеграции со странами СНГ, придания русскому языку статуса государственного. КПУ всегда была против вступления Украины в НАТО и критиковала реабилитацию западно-украинских «национальных героев»: членов ОУН-УПА и ветеранов 14-й дивизии СС «Галиция».

Во многом благодаря этому Компартия собирает голоса избирателей именно в восточных и южных регионах Украины. Дело не в том, что в этих регионах избиратель «тужит по социализму». Левый электорат есть и в других областях Украины, но он голосует в основном либо за умеренно-левого А. Мороза, либо за абстрактно-радикальную Ю. Тимошенко.

А тут вдруг в 2002 – 2003 годах КПУ выступает вместе с «Нашей Украиной», чем вызывает у своего избирателя вопросы: как можно сотрудничать вместе с «бандеровцами»?

Попытки пояснить это «совместной борьбой с Кучмой» убедили не всех. Во-первых, для многих избирателей Виктор Ющенко – тот же Л. Кучма, но еще хуже. Во-вторых, Леонид Данилович скоро уйдет сам, на его место придет другой человек. И даже если он будет из «лагеря Кучмы», разве не может он проводить политику, которую одобрят жители Востока Украины? Ради чего же выступать на стороне явного и вечного противника?

Но Петр Симоненко оказался гибче своего российского коллеги. Уже сегодня КПУ смогла использовать политические бури для реализации своих конкретных планов – введения пропорциональных выборов по всей вертикали представительских органов власти. До еще одной вожделенной цели – передачи части полномочий от Президента к парламенту – украинские «комми» не дошли совсем чуть-чуть, да и то по вине союзников из центра.

Более того, отнюдь не исключено, что во втором туре президентских выборов КПУ поддержит кандидата-центриста. Тем более что восточный электорат КПУ в случае дуэта «Янукович – Ющенко» поддержит первого, даже если лидеры коммунистов попытаются агитировать за второго.

Но и это не все «надежды», которые подает обновленная в боях Компартия Украины. В случае если Виктор Ющенко все-таки выиграет президентские выборы, коммунистам не останется иного выхода, как идти на еще большее тактическое сближение с национальной буржуазией, значительная часть которой окажется в жесткой оппозиции к новому прозападному режиму.

Схемы левоцентристского блока уже сейчас разрабатываются и обсуждаются в политических кулуарах. Реализация же этого проекта выглядит более чем вероятной. Центристы-капиталисты обретают союзников, контролирующих значительные запасы организованного электорального «пушечного мяса», а левые (особенно коммунисты) могут рассчитывать на мощную поддержку в борьбе за само свое существование. А то уж больно часто со стороны национал-демократов в последнее время раздаются призывы запретить ту или иную партию как преступную организацию…