Языковой бумеранг оппозиции
17.01.2013 17:00
В Верховной Раде зарегистрировали оппозиционный законопроект «О функционировании украинского языка как государственного и порядке использования других языков в Украине». Этот довольно экстремальный и разносторонний документ подали представители сразу трех оппозиционных фракций: Ирина Фарион от ВО «Свобода», Мария Матиос от УДАРа и Владимир Яворивский от «Батькивщины».

Авторы законопроекта не оставили без внимания ни одной мелочи. Они даже не забыли о таком «актуальном» в век интернета способе связи, как… телеграммах. Если языковой законопроект станет законом, то телеграммы из Украины можно будет отправлять на украинском или иностранном языке, но исключительно с использованием букв украинского или латинского алфавита. Иными словами, законодатели хотят запретить в телеграммах буквы «Ы» и «Ъ», а вместо «Ё» предлагают писать «ЬО» и «ЙО».

Но если официальными телеграммами «балуются» исключительно официальные лица, чтобы поздравить очередного юбиляра (или пособолезновать тому, кто до очередного юбилея не дожил), то есть в новом законопроекте идеи, которые коснутся всех украинцев без исключения. К примеру, авторы законопроекта хотят, чтобы врачи общались с пациентами исключительно по-украински, или пациент может пригласить переводчика за свой счет. В государственных вузах обучение должно вестись тоже исключительно на украинском. Кроме того, все госчиновники, юристы, нотариусы, депутаты (вместе с Президентом) должны будут сдавать экзамен по украинскому языку. Плюс законопроект предусматривает ряд штрафов за его несоблюдение, а за реализацией языковых инноваций должен будет следить уполномоченный по защите прав государственного языка при Кабмине. Это не все положения законопроекта, но в принципе о его радикальности и жесткости можно судить и по вышеперечисленным идеям.

Желание оппозиционеров отыграться за предыдущий языковой закон можно понять. Но метание языковых бумерангов может плохо закончиться. К примеру, предыдущий языковой закон не очень помог Партии регионов, зато помог мобилизоваться ее оппонентам.

В таком случае, зачем оппозиционерам понадобился такой языковой экстрим? Не подтолкнет ли он русскоязычных украинцев голосовать за президента Януковича на следующих выборах? Кому выгоден этот закон и какую реальную цель он преследует? Не станет ли он украинской версией предыдущего языкового закона, который взбаламутил украинское общество? И, наконец, имеет ли данный законопроект хоть малейший шанс быть принятым ВР? Об этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


Народный депутат Украины от фракции Партии регионов Вадим Колесниченко полагает, что в данной ситуации органически сплелись три политические силы, неодемократы, которые по сути стали фашистами: «Если со «Свободой» и так все понятно, то спортивная партия УДАР, по-моему, настолько в дерьмо вляпалась, что они уже должны понимать, что сделали медвежью услугу украинскому государству. С БЮТом тоже все понятно — они уже как предмет, который в проруби из стороны в сторону плавает и не знает, за что схватиться».

Народный избранник также отметил, что для Украины эта ситуация трагична и поучительна: «В 30-е годы прошлого века в Германии начиналось именно с этого: демократия превратилась потом в узурпацию власти и уничтожение людей через газовые печи».

«Этот закон никакой пользы принести не может. Это тема раскола и уничтожения демократии как таковой. Но здесь ситуация гораздо более критичная — это хуторянский образ мышления, который пытаются возвести в состояние государственной политики. Это очень опасная тенденция. И если эти три политические силы поддерживают ее, то это говорит об очень сомнительном пути для Украины. На уровне интеллектуального понимания есть люди ограниченные, которые в жизни не состоялись, которые сделать ничего не смогли, а умеют только языком болтать», – возмутился Вадим Васильевич.

«Хочу сказать, что, прочитав закон Фарион и Матиос, я нашел более 10 ошибок грамматических и орфографических, – добавил политик. – И как нам быть с ревнителями языка, если подобные политические карлики пытаются навязывать украинскому народу подобную философию? Когда за тобой ничего нет и ты пустой, как барабан, то о чем говорить? О том, о чем легче», – подвел итого сказанному регионал.

«На Крещатике все заполнено английскими названиями, так ответьте мне на вопрос: если вы думаете о будущем, то почему Крещатик перестал быть украинским, если мы говорим о языке?» – с недоумением отметил народный депутат, глава Коммунистической партии Украины Петр Симоненко, комментируя новый языковой законопроект, инициированный оппозицией.

По мнению Петра Николаевича, вместо законопроектов, которые бы способствовали решению проблем Украины, в парламент вносится «политический бред»: «Украина – многонациональная страна, она должна очень бережно относиться к правам человека, независимо от национальности, и тем более учитывая, что Украина ратифицировала Хартию о языках национальных меньшинств, это, мягко говоря, выглядит глупо, если не говорить более жестко. Я считаю, что это очередной политический бред нациков, и я убежден, что это не имеет никакой перспективы».

На вопрос, не подыграет ли оппозиция такими спорными законопроектами президенту Януковичу на будущих выборах, коммунист ответил: «Сейчас очень трудно сказать, какая технология будет использована в период избирательной кампании (на президентских выборах 2015-го года. – Ред.) и какую технологию придумают против народа Украины, чтобы в очередной раз его обмануть при избрании президента. Мы получили крупнейшую страну от коммунистов, с крупнейшим экономическим потенциалом, Украина по социальным вопросам была выше многих европейских государств. Сегодня можно поехать в любую страну и сравнить с тем, что происходит в Украине — это позор, что за 20 лет т.н. независимой политики сделали националисты, приведшие к власти олигархов и уничтожившие экономический потенциал. Не удивительно, что они устраивают танцы на костях, тем более с языковыми темами».


«Никаких шансов принять этот закон в такой форме нет. Его можно назвать законом анти-Колесниченко, потому что это еще одна крайность, это не способ изучения языковой проблемы, а это ответ радикальных представителей оппозиции на закон Колесниченко». Так глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко ответил на вопрос о том, есть ли хоть малейший шанс того, что ВР проголосует за языковой закон от оппозиции.

«В том-то весь и парадокс, что эта законодательная инициатива работает в пользу закона Колесниченко, – уверен политолог. – Я не знаю, осознает ли это Матиос, но Яворивский опытный политик, он должен понимать, что в итоге выдвижение подобной законодательной инициативы только продлевает жизнь закону Кивалова-Колесниченко».

По мнению эксперта, языковую проблему надо решать иначе: «Во-первых, надо создавать некую согласительную комиссию или общую рабочую группу из умеренных представителей и ПР, и оппозиции для коррекции закона Кивалова-Колесниченко, поскольку там нет механизмов укрепления и развития государственного статуса украинского языка. Надо это выправить, но нельзя бросаться в другую крайность, как это сделали Фарион, Яворивский и Матиос, когда они очередными драконовскими мерами не укрепляют украинский язык, а борются с русским языком и языками национальных меньшинств».

«Языковая тема всегда болезненна, деликатна, резонансна, поэтому на ней очень хорошо идеологически играть, чем и занимаются радикальные силы как в лагере власти, так и в лагере оппозиции», – резюмировал политолог.

Политтехнолог, эксперт в сфере стратегических коммуникаций Денис Богуш полагает, что благодаря закону Кивалова-Колесниченко «Свобода» зашла в парламент: «Чем больше власть давит на эту тему, тем больше общество радикализируется».

Денис Александрович уверен, что языковой закон от оппозиции не имеет шансов в парламенте, потому что она не имеет достаточного количества голосов. Однако его появление не случайно и связано с предыдущим языковым законом от регионалов, отметил политтехнолог: «Если люди не понимают смысл законов, то происходит радикализация. Мало того, что они приняли этот закон, так они еще заставили областные организации принять русский язык как региональный, и они продавливали это, несмотря на то, что оппозиция митинговала. Но они получили себе ответку — чем больше они областей продавили, тем больше мандатов у «Свободы», которая гнет свою линию сейчас, но уже более радикальную».

Однако, по мнению политтехнолога, оппозиционный закон не подтолкнет русскоязычных граждан голосовать за Януковича, потому что не будет голосов: «Оппозиция вносит в законопроекты о госбюджете, куда угодно, тысячи своих поправок, но никто их не замечает. Об этом законе могут говорить и использовать его в информационной кампании, но шансов быть принятым у него нет. Есть возможность внести изменения в закон Кивалова-Колесниченко, хотя правильно было бы его вообще отменить, потому что он создает напряжение в обществе».


Писатель и книгоиздатель Дмитрий Капранов уверен, что у любого закона от оппозиции шансы быть принятым минимальны, даже если это очень умный закон, в результате которого Украина очень сильно выиграет.

Что касается законопроекта Фарион-Матиос-Яворивского, выразил мнение эксперт, то он написан как политический хит: «Это раздражитель, его задача показать свою позицию в языковой войне и сформировать вокруг себя круг радикальных защитников языка. На сегодня вопрос языка радикализуется, и есть уже много людей, которые готовы его защищать даже с оружием в руках. Радикализация начата не нами, не украинцами, она начата властным быдлом, у которых нет совести и чести, для которых нет никаких стратегических целей, они живут сегодняшним днем, их не волнует даже будущее их детей. То, что им плюнут на могилу, это понятно, но то, что дети будут жить в этом дерьме либо будут вонючими эмигрантами из страны третьего мира, они об этом не думают. Они уничтожают жизнь своих же семей и не замечают этого, потому что им по кайфу жрать сейчас и получать сатисфакцию от очередного паскудства».

Народный депутат Украины от фракции ВО «Батькивщина» Юрий Стець так ответил на вопрос о том, есть ли хоть малейший шанс того, что ВР проголосует за языковой закон от оппозиции: «Понимая, что на этом этапе этот закон не будет принят, могу сказать, что логика действий моих коллег в том, что ситуацию надо раскачивать. Если не поднимать этот вопрос и не вносить законопроекты, то ясно, что под лежачий камень вода не потечет. Если бы ситуацию не расшатывали диссиденты в 60-70-е годы, то Украина вряд ли бы стала независимой».

«Что касается самого законопроекта, – выразил мнение Юрий Ярославович, – то процентов на семьдесят я его поддерживаю. У меня есть некоторые замечания, и если бы был рабочий порядок рассмотрения этого законопроекта и он был принят за основу, то я бы вносил свои изменения. Что касается сути этого законопроекта, то я считаю, что он необходим. Несмотря на то, что если ко мне обращаются на русском, я могу ответить на русском, но я уверен, что воспитание в нации понимание того, что государство – это в том числе и язык, необходимо для формирования государства и для того, чтобы мы его не потеряли».


Народный депутат от ВО «Батькивщина» Вячеслав Кириленко считает, что по истечении времени принятие законопроекта о языках от оппозиции возможно.

«Вместе с тем, – прокомментировал языковую ситуацию в Украине народный избранник, – если бы во власти хотя бы часть людей заботилась о мире в стране и усилении суверенитета, то был бы достигнут консенсус в отмене закона Кивалова-Колесниченко, который принят нелигитимно и раскалывает страну, и в возвращении к языковому вопросу в редакции 1989-го года. На этом этапе и это было бы хорошо и, думаю, возможно. В любом случае, обсуждение языкового вопроса будет непростым. Оппозиция будет поддерживать все законопроекты, в том числе и этот, которые направлены в защиту и поддержку украинского языка как государственного, конечно, понимая необходимость поддержки языков национальных меньшинств, что и предусмотрено ст. 10 Конституции».

Законопроект Фарион-Матиос-Яворивского, по мнению политика, может принести массу пользы: усиление страны и суверенитета, усиление экономики и благосостояния.

«У нас в стране каждый говорит на том языке, на каком ему удобно, – заявил Вячеслав Анатольевич. – Но при исполнении государственных обязанностей, согласно Конституции и решению Конституционного суда от 1999 года, чиновники обязаны говорить на государственном языке, как и в любой стране мира, начиная от России и заканчивая США, которая себя уважает. А какие будут детали нового языкового закона — это все будет обсуждаться. И я вас уверяю, что, несомненно, украинский язык вернет себе статус де-факто государственного, а не униженного, как это сделано с подачи сегодняшней власти».

Автор самого законопроекта, народный депутат Украины VI созыва (ПР), экс-министр юстиции Сергей Головатый так прокомментировал предназначение своего «детища»: «Этот законопроект направлен на то, чтобы определить порядок функционирования украинского языка как государственного, потому что, согласно решению Конституционного суда, государственный язык должен функционировать во всех сферах общественной жизни. Закон не распространяется на приватную сферу, на общение людей между собой, но закон регулирует использование украинского языка как государственного в общественной сфере. Отсюда следует, что все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны в своей деятельности использовать украинский язык. Все, что финансируется из госбюджета, должно использовать государственный язык».

Сергей Петрович напомнил аксиому, которая распространена во всех цивилизованных странах мира: «Каждый гражданин обязан владеть государственным языком, потому что государственный язык есть фактором, который интегрирует в единое сообщество всех ее членов, являющихся гражданами этой страны. Даже если члены общества не являются гражданами, то для того, чтобы получить гражданство, они обязаны овладеть государственным языком».


Господин Головатый отметил, что закон, в случае принятия, будет выполнять сразу несколько важных функций: «Установить верховенство украинского языка как единого государственного на всей территории Украины — раз. Второе — дать возможность всем гражданам Украины овладеть государственным языком и дать возможность гражданам Украины, которые не являются украинцами по этническому происхождению, реализовывать свои права, как представителей национальных меньшинств, в соответствии с европейскими стандартами, прописанными в Конвенции о защите прав национальных меньшинств и в Европейской хартии о региональных и миноритарных языках. Этот законопроект направлен на остановку процесса насильственной русификации украинского общества, который незаконно осуществляется в последние годы. Процесс дерусификации в Украине так и не начался. В языковом вопросе Украина до сих пор остается в колониальном положении. Единственное отличие, что в советские времена украинский язык больше присутствовал в общественной жизни, чем сегодня».

Вопрос не стоит в том, кто хочет говорить по-украински, а кто нет, акцентировал внимание оппозиционер: «Когда люди общаются между собой — это их дело, на каком языке разговаривать. Но когда речь идет о государственной жизни, «хочу-не хочу» быть не может. И обязанность государства — действовать так, чтобы не нарушались права титульной нации — украинцев».

По мнению политика, новый языковой законопроект особо касается чиновников: «Если человек находится на государственной должности, то он должен овладеть государственным языком и обязан отвечать гражданину Украины на государственном языке, если гражданин Украины обращается к нему на государственном языке. Если гражданин Украины обращается к чиновнику на русском языке, то он не обязан переходить на русский, потому что русский язык не является государственным, это язык национального меньшинства. Переход на русский может быть признаком вежливости, его правом, но не его обязанностью. А у меня, как у гражданина Украины, есть право, чтобы со мной на всей территории Украины общались на украинском языке».

Польский политолог, президент Фонда им. Стефана Батория Александр Смолар считает, что критика оппозиции не относится к русскоязычным гражданам Украины. По мнению эксперта, украинская оппозиция обеспокоена тем, что русский язык выдавит украинский.

«Очевидно, – выразил мнение господин Смолар, – что если бы закон (от оппозиции. – Ред.) имел такую силу, в реальности он бы содействовал доминированию украинского, как, например, в советские времена русского языка. Конечно же, это проблема. Но ее могут решить только украинцы. Потому что в то же время нужно быть уверенными в том, что русскоязычное население не подвергается дискриминации».

Политолог рассказал, что когда он участвовал на встречах в Киеве, то видел, что в равной степени очень популярны два языка: «Некоторые люди разговаривали по-русски намного лучше, чем по-украински, потому что они себя так комфортнее чувствуют». Но и убедился в том, что «авторитетные люди преувеличивают, когда говорят «патриотические традиции украинцев не очевидны», именно эти авторитеты могут подтолкнуть Украину ближе к Востоку». А этот вопрос, отметил эксперт, напрямую связан с украинским языком и украинской культурой.


Александр Смолар в пример поставил те европейские страны, в которых используется двуязычие: Бельгию, Швецию. Но в ситуации с Украиной, говорит он, языковая модель должны быть разработана самими украинцами: «Мы можем рассматривать две возможные модели: украинский как национальный язык или же признание на официальном уровне двух языков (украинский и русский языки)».

Лиза Монина
Новости Украины - From-UA