Жертвы газовой войны
28.01.2013 16:17
Все типовые контракты российского Газпрома содержат пункт «бери или плати». Это значит, что покупатели российского газа не могут отказаться от поставки определенного объема топлива – за него все равно нужно заплатить.

Пока не грянул кризис, пункт «бери или плати» никого особо не волновал. Экономика работала, газ стабильно и прогнозируемо сжигался, в случае особо холодной зимы потребители даже просили добавки. Конечно, кризис и появление сланцевого газа внесли свои коррективы, Европа снизила закупки.

Но в Украине не ищут легких путей. Кроме того, что наш кризис оказался самым «кризисным» в мире, у нас еще и ухитрились максимально усложнить задачу по выживанию украинской экономики. Вначале «помаранчевые» побили горшки с соседом-монополистом и с трудом «выторговали» самую высокую цену в Европе при весьма оптимистичных объемах газа, который обязались по этой цене прикупить.

Затем «бело-синие» еще раз побили горшки с Газпромом, но вместо того, чтобы идти в суд или договариваться как-то по-другому, начали тихо саботировать закупки, стремительно уменьшая объемы поставок, да еще и демонстративно договариваться о поставках «на стороне».

И если до этого россияне благодушно заявляли, что понимают украинскую бедноту и штрафовать за недобор газа не будут, то теперь Газпром выставил украинскому Нефтегазу счет на 7 миллиардов долларов за весь газ, который «братья» украинцы не захотели купить. Прелесть ситуации в том, что Украина покупает все меньше газа, потому что ей нечем за него платить. И наказание «рублем» в этой ситуации выглядит, как удар по нашей, уже лежачей экономике.

Насколько обоснованно это требование россиян и не станет ли это причиной новой газовой войны? Ведь если перекрыть газ за то, что украинцы не хотят платить за «воздух», наша страна пойдет по пути, на который ее толкал предыдущий президент Ющенко, который хотел топить кизяками ради того, чтобы слезть с газовой иглы соседей. Такое развитие событий только уменьшит зависимость того, что останется от украинской экономики, от российского газа. Возможна ли ситуация, что в результате конфликта Украина окончательно откажется от газпромовского газа?

Можно ли заставить украинское правительство заплатить за несуществующий газ и почему россияне решили использовать такой жесткий пункт, как «бери или плати»? Чего на самом деле хотят добиться от Украины? Не связано ли усиление давления со стороны России с тем, что Янукович отрезает себе пути на запад новым делом против Тимошенко? Или Газпром симметрично ответил на подписание контракта с Shell, LNG-терминал и реверс газа из Германии? Об этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


«Счет на 7 млрд, который Россия выставила в связи с невыполнением кабального договора, подписанного Тимошенко, нужно расценивать как мину замедленного действия, которую заложила бывший премьер-министр под нашу экономику», - уверен депутат Украины от фракции Партии регионов Михаил Чечетов.

Регионал отметил, что «первой миной была фантастическая цена на газ, а сейчас взрывается вторая мина, когда в договоре был прописан забор завышенных объемов газа, который нам не нужен, и в то же время были прописаны санкции в том случае, если мы эти объемы не отбираем. Я думаю, что в этой ситуации оппозиция должна не то что кусок языка себе откусить и рот закрыть, а должна его зашить нитками и фамилию Тимошенко нигде не употреблять. Это последний гвоздь в крышку политического гроба «Батькивщины». Большего вреда Украине никто не приносил, она работает против страны».

В данной ситуации Михаил Чечетов к российской стороне претензий не имеет: «Мы две дружественные страны, но это раньше мы жили в одной квартире, а сегодня мы разъехались по разным домам. У России есть свой бюджет, у российского президента есть свои обязательства перед народом, ее тоже коснулся кризис, и для них 7 млрд. долл. тоже не лишние. Поэтому Россия в данной ситуации исходит из своих национальных интересов. Если бы так, как Россия, правительство Тимошенко защищало наши национальные интересы, у нас бы в 10 раз было меньше проблем. Почему же не подписали наоборот, чтобы Россию санкционировать? Поэтому к братьям россиянам у меня претензий нет».

Обозреватель отдела экономики газеты «Зеркало недели» Игорь Маскалевич считает газовый контракт вполне нормальным: «Условие «бери или плати» стандартное, достаточно часто используется и считается базовым для долгосрочных контрактов. Так что назвать этот контракт грабительским вряд ли возможно. Что касается 7 млрд. - это способ давления, т.к. Украина неоднократно заявляла, что она не выберет такое количество газа. На самом деле Газпром прекрасно понимает, что таких денег от Украины он не получит по той банальной причине, что у нее их просто нет. Украина старается сокращать потребление газа. Ей это более-менее удается, но только до каких-то пределов. 7 млрд — это полугодовое потребление газа. Я не знаю статистики за 2012 год, а в 2011 году Газпрому за год заплатили 14 млрд».

Журналист уверен, что «это не вызовет желания порвать с монополистом по той простой причине, что Украине просто некуда деваться. Уходить пока некуда, Газпром является эксклюзивным поставщиком газа, потому что даже тот газ, который числится у нас как туркменский, все равно идет по сетям Газпрома. У Украины нет других источников газа (за исключением собственной добычи), кроме Газпрома. А что касается закупок в Германии, то это, что называется, «обнять Юлю и плакать». В прошлом году в Германии закупили 57 млн. кубометров газа. Для сравнения: 27 млрд. и 57 млн. — это альтернатива, которая даже на 1 % не тянет, это 0, 2 %».


«Для Януковича и его окружения понятно, что карточный долг надо оплатить, но непонятно, что это такой же долг, только на порядок выше — это международное соглашение. Не может быть никаких рассуждений — надо платить», - прокомментировала ситуацию лидер Прогрессивной социалистической партии Украины Наталья Витренко.

«Приличные люди и цивилизованные страны выполняют условия договора, - считает политик. - Если в нем записано, что мы обязаны закупать эти объемы по этой цене — мы обязаны это выполнять. Хороший договор или плохой, законный или незаконный — это уже пятый вопрос, а первый — договор надо выполнять, тогда с тобой можно иметь дело. Договор не отменен, Украина в суд не подала на отмену договора, поэтому его нормы нужно выполнять, это аксиома. И если Украина договор выполнять не будет, то это свидетельство того, что государство не состоялось, что у власти какие-то проходимцы, которые не понимают, что такое нормы международного права. Это дает право на санкции, и Газпром вправе их применять. Это действительно вызовет рост напряженности между нашими странами. Явно видно, что единственным выходом из ситуации есть вхождение в ТС и получение газа по внутренним ценам, что в 3 раза ниже, чем нынешние. Но власть не хочет спасать экономику страны, а выполняет требования Вашингтона и Брюсселя и защищает свои наворованные капиталы, которые находятся на Западе».

«Пункт «бери или плати» не случайно вставляют в договор, потому что тогда поставщику гарантировано, что добытый газ будет потреблен. Потребитель должен знать свои возможности и потребности, и тогда и его этот пункт будет устраивать. То есть сам этот пункт логичен, если и потребитель, и поставщик все обосновали. Сейчас вся эта свистопляска раздута вокруг того, что Тимошенко в угоду Газпрому подписала какие-то надуманные цифры. Все это может быть оспорено только в суде, потому что договор подписан, и цивилизованные люди обязаны его выполнять», - подытожила Наталья Витренко.

Аналитик нефтегазового сектора независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Юлия Войтович подтверждает законность претензий Газпрома: «7 млрд. - это штраф за недобор, то есть за тот газ, который Украина недобирает по контракту, она все равно обязана оплатить. Этот штраф выдвигается на законных основаниях, все это прописано в долгосрочных контрактах «Газпрома».

«Этот иск о недоборе газа Газпром предъявляет Нафтогазу уже не первый раз, - напомнила эксперт. - Украина пытается снизить зависимость от российского газа, потому что слишком высока цена по контракту. В то же время Газпром цену снижать не хочет, из-за этого возникают конфликтные ситуации. Украина, отчаявшись добиться скидок, пытается снизить импорт российского газа путем диверсификации закупок. Известно, что Украина заключила договор о реверсных поставках с Германией, также Украина разрабатывает программу по замещению газа углем совместно с Китаем, планируются разработки сланцевого газа. То есть Украина и дальше будет снижать импорт российского газа, в то время как по контракту до 2019 года прописан определенный минимальный объем закупок, который составляет 33 млрд. кубометров. Если Украина не выбирает этот объем, то Газпром по принципу «бери или плати» имеет право предъявить Украине штраф. Я думаю, что ситуация продолжится в том же ключе, что и сейчас: Украина будет снижать импорт газа, а иски Газпрома могут стать началом длительных судебных разбирательств».

Юлия Войтович подчеркнула, что «Газпром заключает такие контракты со всеми своими партнерами, и этим недовольны очень многие европейские потребители, потому что они несут убытки, если не выбирают объемы газа. Газпрому невыгодно убирать пункт «бери или плати», и даже на последней пресс-конференции руководство заявляло, что они и в будущем не собираются отказываться от этого принципа».


Ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Сергей Дяченко так ответил на вопрос о том, не станет ли требование Газпрома оплатить счет за не закупленный газ поводом к новой газовой войне: «Я не думаю, что это станет поводом для новой войны, потому что опыт предыдущих двух газовых войн показывает, что такая ситуация возникала к началу января. Конечно, это может быть предметом споров, но я не думаю, что это приведет к ситуации 2006 и 2009 гг., когда отключались поставки газа в Европу. Как показал опыт этих двух войн, имиджевые потери Газпрома таковы, что у него идет падение объемов поставок в Европу, перспективы объемов туманны. Я считаю, что в условиях резкого падения Газпрому не с руки повторять подобные действия».

Эксперт полагает, что газовый спор перейдет в судебные инстанции, однако тут надо иметь в виду 2 вещи: «Первое — позиция Газпрома по этой сумме неоднозначна, ведь Украина подавала заявку на отбор меньших объемов газа. Согласно договору Украина может уменьшить годовой объем до 20 %, и от оставшихся 80 % недобрать еще 20 %. Получается около 33 млрд. куб. м — а это именно столько, сколько отобрала Украина. Второе — процедура согласования четко не выписана, поэтому каждая сторона может трактовать это положение по-своему, что в данном случае и происходит. Если будет подан иск в суд, то у Украины есть все предпосылки для подачи встречного иска по поводу ценовых параметров, которые экономически не обоснованы, т.к. Украина со всеми скидками покупает газ дороже, а транзитные соглашения Россия не выполняет, и т.д. То есть у Украины есть много поводов подать встречный иск».

«Есть и еще один момент, - добавил Сергей Дяченко, - это 8 млрд. куб. м, которые берут вне контракта химические предприятия, принадлежащие Фирташу. Поэтому, если дело дойдет до суда, то Украина может доказывать, что она забирает даже больше минимального объема».

Господин Дяченко отметил, что в новом газовом конфликте есть и политическая составляющая: «Я думаю, что повод — это саммит. Это нам даны «подсказки» к саммиту, и, в связи с этим, я не думаю, что со стороны России в ближайшее время будут резкие движения. Но то, что будет усиливаться давление ближе к саммиту, это понятно».

«Давление России на Украину связано с тем, что Россия всегда давит на того, кто слабее. Они видят, в каком состоянии у нас экономика, бюджет, и они пытаются выжать максимум из этой ситуации. То есть ни о каком партнерском диалоге речь не идет, к сожалению». Так политолог, кандидат политических наук Александр Палий сообщение о том, что Газпром выставил украинскому Нефтегазу счет на 7 миллиардов долларов за не купленный газ.

По мнению политолога, требования Газпрома не приведут к очередной газовой войне, потому что у российского монополиста на сегодняшний день сокращаются поставки газа в Европу гораздо быстрее, чем идет сокращение потребления газа в Европе: «В договоре, который был подписан в 2009 году, есть принцип «бери или плати», но он на сегодняшний день в Европе де-факто не действует, и Украина этим воспользовалась. Недавно Стокгольмский суд решал вопрос между чешским подразделением немецкой компании RWE, и решение было принято в пользу этой компании, а не в пользу Газпрома. Уже есть судебные прецеденты, по которым этот принцип не действует».

«Украинцам в суде будет значительно легче, чем чехам, - подчеркнул господин Палий, - россияне вынуждены будут рассказать, почему так произошло, что украинцы, которые платят самую высокую цену за газ в Европе, должны еще платить и за «воздух» - за неиспользованный газ. То есть эта норма выпадает из всех договоров, и большой угрозы для Украины здесь нет. Стокгольмский суд — это не московский суд, и если он принял такое решение для чехов, то такое же решение он примет и для украинцев. Мы видим очень интересную ситуацию, с которой Россия смирилась в других странах, но пока еще не смирилась в отношениях с Украиной — когда рынок газа превращается из рынка поставщика, где фактически условия диктовал поставщик, в рынок потребителя. В рыночной экономике условия диктует покупатель, и в таких условиях Украине будет очень легко доказать, что условия несправедливые, цена несправедливая и что Украина не должна платить за непотребленный газ. Например, Польша подала в суд — и через несколько месяцев получила от Газпрома скидку на 15 % в обмен на то, чтобы не было судебного рассмотрения».

«У нас нет заинтересованности в том, чтобы разорвать отношения с Газпромом, мы заинтересованы, чтобы он на нашем рынке был таким же продавцом, как и на других. В Европе считают, что максимальный объем газа, который можно покупать у одного поставщика, — 30 %. Если бы, например, Украина 30 % газа покупала в России, а 30 % в Европе (при том, что мы сами добываем 30-40%), то это была бы норма, благоприятная для экономики страны. Я думаю, что в наших условиях, в свете последних подписанных контрактов, можно добывать несколько больше, чем 40 %, для собственного потребления», - добавил Александр Палий.


Директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар полагает, что существует достаточно серьезная вероятность следующего газового кризиса: «Газпром — это война, которая всегда с тобой, потому что, если начинают происходить подобные вещи, а тем более с такими цифрами, это говорит о том, что риторикой это не ограничится и последуют действия».

По мнению эксперта, Украина ничего не должна платить российскому монополисту: «За то, что было взято — было заплачено, тем более, что в конце года Газпром претензий к Украине не имел, и не мог иметь. Если посмотреть контракт от 19 января 2009 года, то можно прийти к выводу, что Украина выбрала минимальный годовой объем, который составляет, согласно контракту, чуть более 33 млрд. куб. м. Практически такой объем и выбран, просто есть нюанс, что часть газа была взята Нафтогазом в рамках этого контракта, а часть газа была закуплена частной структурой Ostchem Holding и, скорее всего, интерпретируется Газпромом как не относящаяся к исполнению контрактных положений между Газпромом и Нафтогазом».

Михаил Гончар пояснил, что, на первый взгляд, в действиях Газпрома есть определенная логика, так как компания Ostchem Holding зарегистрирована в Австрии: «Компания, в которой она приобретала газ, - внучатая компания Газпрома, зарегистрированная в Швейцарии. Получается, что австрийская компания покупала газ в швейцарской компании, и, казалось бы, Украина тут ни при чем, но газ попал на территорию Украины. И, таким образом, возникает определенная коллизия, которая может быть выяснена только в Стокгольмском арбитраже. Я думаю, что сам факт такой постановки вопроса лежит не столько в плоскости Нафтогаз-Газпром, сколько в плоскости сугубо политической».

«Процедурно применение принципа «бери или плати» в контракте не расписано, то есть он зафиксирован, но там не расписано, как его применять, - заявил эксперт. - И это очень важный момент, потому что стороны могут иметь разночтение. Газпром будет говорить, что мы должны были взять 52 млрд, а взяли в 2 раза меньше, а Нафтогаз будет говорить, что у нас минимальные обязательства 33 млрд, а то, что Нафтогаз взял меньше, то была еще компания, которая взяла газ, который в сумме дает минимальный объем. И здесь может рассудить только независимая арбитражная инстанция».

«Еще год назад, когда заявляли, что Украина возьмет меньше газа, чем предполагается по контракту, я говорил, что этот номер не пройдет, - рассказал директор Института трансформации общества, политолог и экономист Олег Соскин. - Есть условия контракта: вы или выполняете их, или разрываете контракт».

Экономист считает, что контракт нужно было разорвать еще в 2010 году: «Надо было подавать в Стокгольмский суд, но наше руководство струсило, и теперь мы будем пожинать плоды, потому что по букве этого контракта Газпром прав, там так и написано - «бери или плати». Теперь надо «отвечать за базар», как любит говорить Янукович. Выйти из этой ситуации никак иначе, кроме как подать в суд, нельзя. Нужно разрывать Харьковские соглашения, которые являются политической основой для механизма расчетов с РФ. Необходимо переходить на открытую схему, дальше уже красть газ невозможно. Надо системно решать вопрос с газовой проблемой, сделать, как поляки и чехи, или тогда уже сдаться и, став вассалом России, идти в ТС».

Олег Соскин уверен, что Украине неоткуда взять такую большую сумму на оплату долга: «Где взять 7 млрд — неизвестно, а в феврале надо МВФ миллиард долларов погасить по внешним долгам. В этом году надо погасить 9 млрд. Денег нет и не будет, потому что полный провал экономической политики. То есть выплатить долг невозможно».


«Это давление на нас оказывается с целью заставить Украину войти в ТС, - подчеркнул эксперт. - Так было и с Белоруссией, и с Казахстаном. Всем внутренним мини-диктаторам Россия говорит: если вы хотите остаться диктаторами, вы должны стать нашими вассалами, будете нам долю отдавать, будете грабить свой народ, но при этом мы гарантируем вам наш военный зонтик. Но с Украиной этот номер не пройдет. Мы же не Белоруссия и не Казахстан, у нас последствия будут просто непредсказуемые».



Лиза Монина
Новости Украины - From-UA