«Cладких пряников на всех не хватает, поэтому мы и живем плохо»
31.01.2013 11:00
О самых гуманных законах в мире, о том, как можно от них спастись рядовому гражданину без денег и родственников, рассказал в интервью корреспонденту Новости Украины – From-UA правозащитник, сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.

Новости Украины – From-UA: - Известно, украинские законы – одни из самых качественных в мире. Почему при этом мы так плохо живем?

Евгений Захаров: - Это заблуждение, что украинские законы одни из самых качественных в мире. Они, наоборот, совсем некачественные в силу того, что наши юристы были воспитаны в советской парадигме права, которая не предполагала, что они должны думать о правах человека, о свободе народа. Они должны были думать о приоритетах государства, о стабильности и т.д., поэтому у нас лучше всего развивалось уголовное право и весь цикл уголовно-правовых дисциплин.

А вот тех областей права, которые обеспечивают права и свободы человека, как не было, так и нет. Если в западных колледжах есть курс «Право о правах человека», то у нас такого курса нет ни в одном университете. Наше законодательство ориентировано на интересы государства, и оно этим очень успешно пользуется, а простым людям, как всегда, достается меньше. Как известно, сладких пряников на всех не хватает, как пел Окуджава. Поэтому мы и живем плохо.



Новости Украины – From-UA: - Почему, на Ваш взгляд, например, в Европе соблюдаются даже менее детально прописанные законы, даже неписаные правила, полезные для жизни общества и человека, а у нас не соблюдаются или соблюдаются от случая к случаю?

Евгений Захаров: - Здесь несколько сложнее. Есть закон, а есть традиции. Вот у нас, например, есть традиции, связанные с кумовством, и многие другие. Но это к праву имеет очень опосредованное отношение. Это, скорее, элементы народной культуры.

Новости Украины – From-UA: - В законы постоянно вносятся поправки, вроде бы для совершенствования. Как может в этом разобраться рядовой гражданин? Ведь чиновник, как правило, ему не помогает, а наоборот, использует незнание законов для нарушения прав.

Евгений Захаров: - Одним способом – разобраться самому, что означают эти поправки. Прежде всего, нужно знать подоплеку своей проблемы и уметь себя защищать. Таких людей становится все больше, и это хорошо.

А если назрели серьезные проблемы, то лучше обратиться к добросовестному юристу, который будет этого человека защищать, но для этого он должен быть достаточно зажиточным человеком, чтобы труд такого юриста оплачивать.



Новости Украины – From-UA: - А если нет возможности оплачивать, что тогда делать?

Евгений Захаров: - С 1 января вводится система бесплатной правовой помощи: по всей Украине созданы центры, где можно будет получить консультацию. Но поскольку это только начало работы, то возникнет проблема с нехваткой адвокатов. Пока что выделенного финансирования гораздо больше, чем два года назад (было 2 млн. – сейчас 51 млн.), но этих денег хватит только на четыре месяца. То есть надо будет менять бюджет и дофинансировать бесплатную правовую помощь, иначе это все просто не будет функционировать.

Ведь бесплатная правовая помощь для тех, кто не может оплатить услуги адвоката, – это обеспечение доступа к правосудию, это конституционная гарантия, которую нужно выполнять. И то, что ее не было до сих пор, очень плохо.

Новости Украины – From-UA: - Некоторые граждане пытаются бороться за свои права, очень грамотно обращаются в различные инстанции, судятся. Но даже если их усилия увенчаются успехом, на это уходит столько времени, сил и средств, что становится просто нерационально. Другие поступают рационально – платят взятки, но если так будет делать каждый, законности не будет никогда. Как, на Ваш взгляд, правильно и главное – реально?

Евгений Захаров: - Как правильно поступать – человек должен сам решить: давать взятку или идти правовым путем. Я полагаю, что если у него есть правовая позиция, он ее осознает и готов отстаивать, он должен выполнять правовую процедуру. Если он прав и у него сильные аргументы, он, в конце концов, выиграет. Мой многолетний опыт меня в этом убеждает.



Другое дело, что для того, чтобы это сделать, надо иметь мужество, терпение, определенное упрямство, чтобы не идти на компромиссы, которые начинают предлагать для решения проблемы. Я могу привести реальный случай, когда человек, осужденный пожизненно за убийство, добился пересмотра дела, был освобожден, предъявил иск на полтора миллиона гривен на возмещение ущерба за то, что просидел семь лет, – и получил эти деньги. Это пример того, когда последовательная защита правовой позиции позволяет даже в такой коррупционной украинской правовой системе добиваться справедливости.

Новости Украины – From-UA: - Сейчас в Украине активно развивается медиация, которая уже давно популярна в Европе (одна из технологий альтернативного решения проблем в праве с участием третьей, незаинтересованной в конфликте стороны). Как Вы думаете, приживется ли она в Украине и будет ли настолько эффективна, как в западных странах?

Евгений Захаров: - А почему бы и нет?! Медиация у нас и раньше существовала, только в неявных формах. Между прочим, то, чем занимаются правозащитные организации, часто не что иное, как медиация и есть: это посредничество в переговорах между органами власти, должностным лицом и тем человеком, который пострадал, с тем, чтобы снять конфликт и добиться возмещения ущерба. Именно переговоры между сторонами и поиск компромисса, который бы устроил всех, и есть медиация.

Есть страны, в которых законом сначала предполагается урегулирование конфликтов путем медиации, а если не получилось, то только после этого идет обращение в суд.



В Украине медиация еще не очень развита, да и медиаторов у нас не так много, как в Европе. Возьмите, к примеру, те же Третейские суды, которые действуют в области хозяйственного права, разрешают споры хозяйствующих субъектов, – ведь это тоже одна из разновидностей разрешения проблемы с помощью посредника. Разница только в том, что медиатор не принимает никакого решения, он просто посредник в переговорах, и не более, а Третейский суд – это когда двое конфликтующих выбирают себе третьего, который бы их рассудил, и как третейский судья решит – так они и должны поступить.

Юлия Процышена
Новости Украины - From-UA