Игра на милосердии
01.02.2013 09:00
...не попадаются объявления с призывами вроде: "Подайте на лечение 100 тысяч евро!". Сумма, конечно, может варьировать, как и назначение указанных средств: "лечение мальчика в израильской клинике", "операция в Германии" и т.д. Часто за этими строками – реальные трагедии, но, увы, нередко скрывается и настоящий "лохотрон".

Тем более, что в век Интернета организовать последний – раз плюнуть, и не только крутому мошеннику-профи. Счас для сбора средств даже собственный сайт открывать не обязательно. Так, завел страничку в социальной сети, поставил кнопку "перепоста" – и сердобольные люди если и не поспешать расстаться с кровно-заработанными, то уж распространить обман точно поспособствуют.

Впрочем, это всего лишь начальный уровень мошенничества такого рода. Вроде сбора милостыни на ту же "неотложную операцию" в подземном переходе или вагонах метро – с обязательно прилагающейся "справкой из больницы". Ведь для того, чтобы выманить у доверчивых граждан серьезные суммы, необходимо все же усилия посерьезнее. Куда там простенькие странички – современные "Остапы Бендеры" умудряются даже делать "зеркала" сайтов настоящих благотворительных фондов. Вплоть до мельчайших подробностей – вроде фотографий реально больных детей, их историй болезней и проч. С одним лишь небольшим отличием – реквизитами для перечисления средств, последние, разумеется, никогда не дойдут до нуждающихся.


Что же можно посоветовать тем, кто не желает, чтобы его благотворительный порыв не пополнил карманы предприимчивых мошенников. Вообще, можно сказать сразу – стопроцентной гарантии не сможет дать никто, кроме, разве что, опытных правоохранителей. Да и те могут не успеть вовремя вывести на чистую воду и поймать на горячем сайт-однодневку.

Как получить справку о необходимости лечения за рубежом

Возьмем, например, пресловутую "справку" о необходимости чего-нибудь, в частности – лечения за рубежом. Вообще, официально ее могут выдать лишь в Минздраве – после того, как специальная комиссия сделает вывод о том, что лечение данного больного в Украине невозможно. Порядок, в целом мало изменился еще со времен СССР. Однако, такое заключение автоматически ведет к обязательству государства выделить деньги на такое лечение – ведь в нем нуждается гражданин страны! То есть, вопрос переходит из чисто медицинской плоскости – в бюджетно-политическую. Посему получить такую справку, если ты, конечно, не известный в стране человек, весьма и весьма затруднительно.

По той же причине можно смело считать "липой" другие бумаги такого рода, выданные какой-нибудь "Хацапетовской райбольницей" - или даже каким-нибудь солидным институтом. Потому что ни один главврач в своем уме не поставить подпись под абсолютно "гиблой" для него справкой – на основании которой родственники больного в первую очередь начнут требовать деньги на лечение за рубежом у госорганов. Строгий выговор с предупреждением (естественно, не по этой, а другой, благовидной причине, типа "недостатков в работе", спешно накопанных после десятка нагрянувших комиссий) – самое меньшее, чем можно отделаться за такую самодеятельность.

Так что государственная верификация справок о необходимости лечения за рубежом не может считаться реальным фактором противодействия такому мошенничеству. Хотя бы потому, что этих заключений просто почти никому не дают – а указанное лечение, тем не менее, нужно немалому числу больных.


Западное лечение – дороже, но не всегда лучше

Тем не менее, наличие заболевания, даже самого серьезного – еще не означает, что его могут вылечить лишь в "забугорье". Поэтому и обычная справка о болезни, даже если она подлинная – точно также не является доказательством необходимости ехать в Германию или США. Тем более, что абсолютно эксклюзивных медицинских технологий в мире не так уж и много.

Поэтому, например, в мире получил широкое распространение "медицинский туризм" – когда граждане даже богатых западных стран едут за медпомощью (которая, скажем, не покрывается их медстраховкой) куда-нибудь в Малайзию или даже Иран. Где лучшие клиники оборудованы по последнему слову техники – а доктора, кстати, получившие образование или стажировку на том же Западе, ничуть не хуже немецких или американских. Вот только получают за свою работу в разы меньше, чем их коллеги – что очень положительно сказывается на кошельке пациента.

Собственно говоря, тоже самое можно сказать о тех же лекарствах. "Оригиналы", выпускаемые где-нибудь в Швейцарии или Бельгии могут стоить в разы дороже не только индийских или украинских "генериков" – но даже тех, что выпущены где-нибудь в Словакии или Польше. Однако, не без внушения многих докторов, значительная масса больных свято верит в то, что "самое дорогое – однозначно самое лучшее". Хотя вся его реальная "лучшесть" проявляется разве что в отношении зарплат швейцарских или бельгийских рабочих фармацевтических фабрик – имеющих доходы побольше, чем наши чиновники средней руки.

Тоже самое касается и западного лечения. Спору нет – определенные моменты не в пользу украинских клиник действительно имеются. Например, в том, что при сравнимом уровне квалификации (и оплаты – в конверте) украинских топ-врачей, доходы среднего персонала у нас редко превышают прожиточный минимум. Да и общая обеспеченность им украинских больниц тоже намного хуже, чем на Западе. Отсюда – худший уход, реабилитация после сложных медицинских манипуляций. Ну так на такой случай есть частные клиники – там желающего обеспечат и круглосуточным медсестринским постом, и отдельной палатой-люкс, были бы деньги.


Как снизить риски от мошенничества при благотвортельности

Тем не менее, наши сограждане свято верят, что вылечить их качественно могут только за рубежом. Хорошо, если они относятся к категории бизнесменов или политиков – тогда проблема решается из собственного кармана. Если же денег в нем недостаточно – тогда начинается сбор средств по интернету.

Таким образом, уже в первом, главном пункте – нужно ли пациенту лечение обязательно за границей, просто по диагнозу вряд ли сможет сказать сможет даже специалист в данной отрасли медицины. Это если не считать того, что любую справку можно без труда – и довольно качественно подделать, в самом обычном "Фотошопе". "Оригинал"-то по Интернету не предъявлять не надо. Если недавно на сайте телецелителя Анатолия Кашпировского была помещена фотография Почетной грамоты от предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира с его подписью и печатью (что тут же дезавуировал наградной отдел митрополии) – что говорить об обычных бумажках.

Остальные рекомендации на тему "как можно избежать мошенничества" тоже весьма относительны. Так, наличие в реквизитах только номеров Вебмани, или Яндекс-кошельков должно насторожить – ведь получатели там, как правило, анонимные. То есть, даже если их, паче чаяния, накроют правоохранители – доказать что-либо им будет очень сложно. В отличии, если указан счет в банке – он обезличенным не бывает. Впрочем, если по украденным паспортам открывают даже фирмы-однодневки – можно точно также, при некотором усилии, завести и банковский счет – найти истинного владельца которого милиции вряд-ли удастся.


В принципе, желающим пожертвовать деньги действительно нуждающимся можно порекомендовать тоже самое, что и желающим попробовать себя в бизнесе. Можно броситься в эту стихию самому, и быстро прогореть – а можно доверить дело профессионалам. Так и в благотворительности – доверив свои деньги проверенному фонду соответствующей направленности, а не самопальным объявлениям, можно быть более уверенным в их получении адресатом. Конечно, часть денег фонд тратит на зарплаты своим сотрудникам – зато последние, как-минимум, проверят документацию людей, просящих помощи.

Правда, как указывалось выше, мошенники экстра-класса умудряются делать даже "копии" сайтов самых авторитетных фондов – ну так их коллеги воруют деньги и с чужих кредиток. Но это ж не повод отказываться от удобного метода хранения денег и расчетов. Тем более, абсолютную копию сайта сделать невозможно – она будет отличаться хотя бы одной буковкой адреса. Остальное – задача внимательности жертвователя.

Мошенники, спекулирующие на милосердии, очень рискуют

В заключении хотелось бы сказать следующее. Любое пожертвование – это проявление человеческой доброты. И оно, в первую очередь, приносит пользу тому, кто отдает свои деньги. Поэтому акцентирование момента: "А действительно ли мои средства пошли на благое дело?" в данном аспекте довольно второстепенно. Да, многие нищие, базирующиеся в "хлебных местах" в день могут зарабатывать в десятки раз больше, чем подающие им "бюджетники". Но если у последних после, в общем-то, не такой уж и большой милостыни становится светлее на душе – значит, она подана не даром. Тоже самое касается и сумм, отданных на лечение нуждающимся.

А что касается спекуляции на самых святых чувствах… Практически все духовные традиции однозначны в том, что такое виновникам не проходит даром. Обманом выпросил денег якобы на лечение – они мошеннику на лечение в конце концов и понадобятся.


В житиях многих святых, например, описывается с разными вариациями практически один и тот же эпизод. Например, однажды у св. Василия Блаженного, обычно ходившего нагим в самые сильные морозы, местные жулики захотели выманить шубу, подаренную тому каким-то богатым почитателем. Мошенники подошли к святому и слезно попросили: "Наш друг умер – а нам нечем его даже прикрыть" Василий тут же отдал им шубу, прикрыв ею притворившегося мертвым проходимца, ушел – а подельники стали тормошить своего товарища: "Вставай, мы этого глупца "развели"! Глядь – а он действительно умер…

Так что мошенничества на благотворительной помощи больным не должны становится причиной отказа от нее со стороны граждан, желающих проявить милосердие к ближним. Другое дело, что такая помощь (в России, например, ежегодно собирается на эти нужды около 3 млрд долларов) – всего лишь паллиатив. Настоящее решение проблемы – улучшение собственной медицины, способной за те же деньги помочь в десятки раз большему количеству нуждающихся.

Важно! Материал подготовлен на основании актуальных научных и медицинских исследований и носит исключительно информационный характер. Данная информация не может быть основанием для установки диагноза или лечения. Если у вас проблемы со здоровьем, для установки диагноза обязательно обратитесь к врачу.

Юрий Юрко
Обозреватель