Украина - колосс с глиняной головой
07.02.2013 18:20
Информационное агентство Bloomberg составило список самых инновационных стран планеты, в число которых попала и Украина. Из 50 возможных позиций, наша страна заняла 42-ю, оказавшись между Грецией (41) и Болгарией (43). Из украинских соседей, Россия заняла 14-е место списка, Польша 30-е, а Беларусь предпоследнее 49-е. А в первой пятерке оказались США, Южная Корея, Германия, Финляндия и Швеция.

Инновационность стран измерялась по семи критериям. Среди них: интенсивность исследовательских и конструкторских работ, уровень развития высоких технологий, количество исследователей, уровни производительности труда и образования, эффективность промышленности и патентная активность. И вот тут Украина откровенно удивила.

По уровню образования наша страна оказалась на 6-м месте, можно сказать, в числе лидеров! По патентной активности Украина влезла в двадцатку (17). Зато чем ближе к конкретным результатам, тем украинские возможности оказывались хуже. По производительности промышленности, интенсивности исследований и количеству ученых мы существенно не дотянули и до тридцатки лучших. Концентрацию высоких технологий в Украине эксперты оценили на 47-е место. И совсем позорной оказалась производительность труда наших соотечественников – 69-е место. Именно труд утащил Украину на нижние места рейтинга.

И, как говорится, это не предел. По рейтингу стран (по версии журнала The Economist), обладающих наибольшим потенциалом в среднесрочной перспективе Украина занимает одну из самых низших строк, опередив только Кению и Нигерию. То есть перспективы у нас самые НЕ радужные.

Почему наша страна входит в десятку лучших по уровню образования, но пасет задних по всем материальным результатам, которые должно было это образование принести? Имеет ли смысл для страны тратить огромные средства на подготовку студентов, которые в будущем найдут свое применение в других странах, или станут низкоквалифицированными или малопродуктивными рабочими? Как сделать так, чтобы высокий образовательный уровень вместо сплошных расходов стал приносить доходы стране и гражданам? И, наконец, на каком этапе теряются достижения системы образования и кто виноват в сложившейся ситуации? Об этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


«Есть страны, где торговцы получают в 10 раз больше, чем хорошие ученые. Вот мы, к сожалению, относимся к этим странам. Многое зависит от того, когда будут изменены государственные приоритеты — кого государство хочет видеть в качестве среднего класса страны», - поясняет причину такого отношения к инновациям политолог, философ и писатель, внештатный советник президента Украины Дмитрий Выдрин.

Вторая проблема, которую видит эксперт, это невыгодные геополитические предложения от наших соседей: «Я отношусь к людям, которые поддерживают европейский вектор развития, но вхождение в ЗСТ с Европой предполагает приоритетное развитие только 3 отраслей: свиноводство, производство мочевины, как отдельного вида удобрений, и производство рапса. И я не думаю, что это даст толчок для развития ядерных физиков, философов, социологов и т.д. Так что есть две причины: первая — отсутствие внутренних приоритетов, и вторая — навязывание со стороны геополитических друзей не совсем адекватных партнерских условий».

Политолог также объяснил, где «теряются» результаты высшего образования: «Украина — это страна, где 90 % людей работают не по специальности — вот здесь и теряется образование: нет социальной политики, нет запроса на людей со сложными интеллектуальными профессиями в сложной интеллектуальной сфере».

«Необходимы мощные проекты, которые трансформируют образование в технологии, а потом в деньги. Для того, чтобы появились мобильные телефоны, были проведены колоссальные исследования, и то, что мы сейчас имеем в виде самого совершенного (айпадов, айфонов и т.д.), это все результат фундаментальных исследований, проведенных еще в 80-х годах. Сейчас замедлился технический процесс, потому что во всем мире идет недовложение в фундаментальное развитие. Пока не будет отлажена цепочка «фундаментальные открытия - прикладные исследования — технологии — бизнес», до тех пор наука не будет превращаться в деньги», - подытожил Дмитрий Выдрин.

Народный депутат от ВО «Свобода» Ирина Фарион уверена, что высокий уровень украинского образования – заслуга отнюдь не государства: «Я это связываю со способом мышления украинцев, с их духовностью, их высоким потенциалом и способностью реализовывать его в почти нереальных условиях. Я это связываю с глубочайшей внутренней силой нации. Образование — это та сфера в Украине, которая никогда не развивалась в комфортных условиях, потому что образование — это не только та сфера, которая дает знания, но это и та сфера, которая формирует мировоззрение. Один из выдающихся мыслителей сказал, что знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего».

В подтверждение своих слов нардеп пустилась по волнам украинской истории: «Если посмотреть на систему образования 18-19 вв., то тогда было катастрофическое положение, потому что Украина потеряла свою государственность. Если говорить о советской системе образования, ее гуманитарная составляющая была направлена на убийство в украинцах украинского. Но, несмотря на постоянное существование образования в условиях колониальных режимов, украинцы демонстрировали чудеса интеллекта. А если углубиться еще дальше — в 14 столетие, когда уже существовали школы не только церковные, но уже и школы при братствах, - это также говорит о нашей феноменальности. На стыке 16-17 ст. Украина демонстрирует едва ли не наивысший уровень образованности среди европейских стран. Я хочу подчеркнуть роль именно галицких ученых, которые в конце 16 века переехали с Киев и создали Киевское братство. То есть существует стремление воспринимать мир через призму знаний, а не через призму предубеждений. Имея этот духовный капитал, Украина и сегодня входит в первую шестерку по уровню образования».


Вместе с тем, депутат от ВО «Свобода» крайне недовольна нынешним министром образования: «То, что сегодня делает Табачник и его прихвостни, есть отголосками колониального режима. На самом деле все будет работать только по принципу активизации сопротивления. Если они исключают из программы ВНО период Мазепы, самое понятие национальной идеи и т.д., то это свидетельствует о том, что наше образование стремительно развивается, а они пытаются его заблокировать. Если бы эти несчастные не понимали, как движется Украина в направлении до познания самого себя, никогда бы это несчастное Министерство образования не делало таких шагов. Они панически боятся образа Бандеры, Шухевича, образа национально-освободительного движения 17-20-х гг. Надо снять шляпу перед Скоропадским, который восстановил систему украинского образования, систему университетов. Мы можем гордиться нашим стремлением познавать мир».

Для решения проблем в этой сфере, свободовцы инициировали сразу несколько законопроектов, которые работают на децентрализацию образования, рассказала народный депутат. «Но я хотела бы сделать акцент на качестве образования, на характере взаимоотношений между преподавателями и студентами, между преподавателями и руководством. Эти взаимоотношения не надо воспринимать как подчиненные, это двустороннее движение. Иван Франко сказал, что мы все ученики. Мы все ученики в школе — и ректор, и преподаватель, и студент, просто мы ученики с разным жизненным опытом. Я считаю, что основа развития любого образования — этот осознание себя как ученика и осознание того, что границы наших знаний ежедневно раздвигаются. Как говорили кто-то из древних философов, «я знаю, что я ничего не знаю»», - подытожила Ирина Фарион.

«Нам деньги не выделяют, мы их сами зарабатываем», - открыл секрет выживания украинских ученых проректор по научной работе НТУ КПИ Михаил Ильченко.

По словам проректора, университет существует и развивается исключительно на те деньги, которые сами ученые зарабатывают участием в конкурсах или в серьезных тендерах, чтобы получить финансирование на выполнение работы. «Мы давно уже на самообеспечении. Нам очень трудно эти деньги получать на конкурсных началах. Более того, нам очень конкурентно тяжело получать их и использовать, потому что государство установило очень серьезное налоговое бремя на использование этих средств. Больше половины уходит в налоги. Если мы хотим поддержать патент, то мы должны вводить дополнительные т.н. внутренние налоги для поддержания патентов, на приобретение литературы в библиотеки, на подписку журналов, сопровождение наших информационных сайтов — это все за счет денег, которые мы зарабатываем», - посетовал ученый.

Тем не менее, Михаил Ильченко оптимистично смотрит в будущее: «Есть у нас и заказы, которые мы выполняем по запросу зарубежных организаций. Мы создали специально научный парк, задачей которого является продвижение наших научных разработок на рынок, создание специальных малых предприятий, задачей которых является создание условий, чтобы наши разработки были внедрены в практику. На прошлой неделе мы провели первый всеукраинский фестиваль инновационных проектов. На конкурс было подано 106 предложений, 10 из которых международное жюри высочайшего уровня определило как наиболее эффективные. Появились инвесторы, в том числе Независимая ассоциация банков Украины, которая будет поддерживать часть этих проектов и выводить на рынок».


«Сейчас отток мозгов за границу практически прекращен, выезжают единицы. Те, кто хотел выехать, уже выехали», - уверен глава совета молодых ученых при Госагентстве по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины Юрий Кращенко . По мнению ученого, инновации могут быть в любой сфере, и они не зависят напрямую от количества ученых. Гораздо больше инновационная деятельность зависит от того, насколько успешно внедряются научно-технологические разработки в производство.

«Мы по образовательному рейтингу выше, чем по инновационной деятельности. Уровень продвижения нано-технологий, научных разработок напрямую зависит от того, сколько государство вкладывает средств в инновационную деятельность, и от того, насколько производство, промышленность готовы воспринимать эти инновации и брать их на вооружение. Это актуально, в частности, в фармакологической сфере. Посмотрите, сколько зарубежных препаратов. Разве отечественные производители не могут их синтезировать? Могут, но очевидно, что рентабельность производства таких препаратов не будет соответствовать зарубежным аналогам. И так по каждой сфере: машиностроение, самолетостроение, нано-технологии, медицина, гуманитарная сфера. Необходимо, чтобы государство больше внимания обращало на трансфер технологий, на внедрение их в производство», - более предметно пояснил свою мысль Юрий Кращенко.

«Надо рассмотреть, какие показатели берутся в основу. Если берется процент людей, которые в Украине имеют высшее образование, то он у нас один из самых высоких в мире на тысячу населения. Количество ученых у нас тоже достаточно высокое», - пояснил данные рейтинга координатор исследовательских проектов Киевского международного института социологии Андрей Кашин .

«В то же самое время патентная активность невысокая, законодательство не благоприятствует развитию инноваций. Кроме того, научная деятельность в большинстве стран ведется в университетах, а в Украине, поскольку у нас постсоветская система высшего образования, вся научная деятельность осуществлялась в рамках учреждений АН, соответственно, система высшего образования с проведением научных исследований не имеет такого высокого уровня. Любые инновационные исследования требуют значительных финансовых вложений, технологической базы, людских ресурсов — ученых, которые могут проводить эти исследования. У нас комплексная проблема: недостача одного тянет за собой ухудшение других показателей», - уверен эксперт.

Тем не менее, Андрей Кашин считает что у Украины еще неплохие показатели, хотя есть на что равняться и к чему стремиться.


«Проблемы в образовании во всем. Уровень средней школы падает. Студенты, которые поступают на первый курс, хуже с каждым годом. Причем эта тенденция продолжается уже более 30 лет, еще когда я учился на 1 курсе в 90-е годы преподаватели об этом говорили. И с тех пор, как я начал работать, я вижу эту тенденцию в своей работе», - сокрушается старший научный сотрудник университета им. Шевченко - Анатолий Владимирович .

По опыту нашего эксперта, есть проблемы с трудоустройством выпускников физического факультета, на котором он работает: «По специальности устраиваться нашим выпускникам, к сожалению, невыгодно. Наши лучшие студенты уезжают за рубеж, кто может. Кто хочет, идут работать программистами, системными администраторами. И только некоторые (честно говоря, худшие) студенты устраиваются по специальности работать, потому что их не берут в коммерческие структуры и ни в какие более выгодные места трудоустройства. Они работают научными сотрудниками в научных институтах АН или в университетах».

По мнению ученого, политика правительства направлена на сокращение фундаментальной науки в Украине: «Каждый год у нас на факультете сокращается 20 % научных сотрудников. Я не могут говорить о ситуации по всей Украине, я говорю о том, что вокруг меня происходит. Создается впечатление, что государство хочет ограбить науку: сократить фундаментальную науку и за счет этого получить деньги в другие каналы. Здесь уже можно сказать посильнее, чем «рубить сук, на котором сидишь», это уже просто уничтожение собственной науки., уничтожение престижа государства. Те крохи, которые остались после СССР, которые еще не уехали, которые хотят работать здесь, их просто уничтожают, и ресурсы и так небольших зарплат сотрудников, которые остаются, выливаются в общую массу бюджета. Я не могу говорить, куда тратится бюджет Украины, но фундаментальная наука — это очень малая его часть, и если ее уничтожить полностью, это приведет к прибавке в другие отрасли буквально на сотые доли процента. Совершенно нелогичные процессы у нас происходят, к сожалению».


По опыту своего общения в социальных сетях, Анатолия Владимировича делает вывод, что молодежь интересуется перспективами развития науки в Украине. «Многие из них интересуются физикой, астрономией, они хотят поступать на наш факультет, и они интересуются, какие у них есть возможности устроиться в жизни. Мне очень сложно им ответить, видя, что происходит. Я не хочу им говорить: не идите в науку, потому что вообще у нас нет никаких шансов. Приходится как-то выкручиваться, потому что если и молодежь узнает, что нет смысла идти в науку, то это приведет к дальнейшему ухудшению ситуации. Преподаватели, научные сотрудники просто по-человечески помогают молодым людям устроиться в жизни, чтобы они стали хорошими специалистами хотя бы за рубежом».

Лиза Монина
Новости Украины - From-UA