Красиво умереть не запретишь: от чего вымрет украинская элита
08.02.2013 17:00
Если в советское время члены Политбюро массово умирали от старости, то украинские политики зачастую гибнут или калечатся в самом расцвете сил от несчастных случаев, которые трудно назвать несчастными.

К примеру, последняя история с депутатом Киевсовета Александром Пабатом, который чуть не погиб, наклонившись над фейерверком, чтобы выяснить, почему тот не сработал. Такое грубое несоблюдение техники безопасности, скорее, свойственно детворе или подвыпившим рядовым гражданам, чем серьезному политику, лидеру фракции, бывшему кандидату в президенты Украины, отцу двух детей и весьма состоятельному человеку, в конце концов. Иными словами, человеку, которому есть что терять.

Будем надеяться, что Александр Пабат будет жить – врачи все еще борются за его здоровье. Но для скольких украинских депутатов и (или) бизнесменов подобные истории закончились трагически! Погиб на охоте народный депутат Евгений Кушнарев, который вполне мог стать лидером ПР, и тогда история Украины сложилась бы иначе. При этом убил народного депутата тоже депутат, только Харьковского облсовета.

Количество погибших в ДТП представителей элиты давно вышло за рамки простой статистики. В среднем каждый год за рулем погибает один заметный политик, чиновник или бизнесмен. Причем подозрительная гибель Вячеслава Чорновила в 1999 году была не первой смертью украинского политика на дороге. В 1998 году погибли в ДТП зам главы НБУ Александр Веселовский и народный депутат Роман Рапий, который был одним из наиболее вероятных кандидатов на пост главы НАК «Нафтогаз Украины».

С тех пор каждый год несчастный случай уносил жизни украинских власть имущих. Причем, повторимся, людей обеспеченных, полных энергии и находящихся в самом расцвете сил. Из последних резонансных смертей можно назвать «красивую» смерть 46-летнего нардепа-регионала Николая Лисина, который в 2011 году унесся на тот свет на Lamborghini Gallardo, оставив на земле свой нефтяной бизнес. В 2012 году во время нелегальных гонок погиб Сергей Чекашкин, директор департамента финансовой политики Минэкономразвития. 2013 год еще только начался, посмотрим, какой «урожай» принесет он.

Мы решили поинтересоваться, с чем может быть связана такая высокая смертность среди украинской элиты. Чего здесь больше - скрытой политической борьбы на уничтожение, или это, скорее, последствия морального климата и пренебрежения к собственной безопасности среди власть имущих?

В каком нравственном и психологическом состоянии находятся эти добившиеся очень многого люди, которые готовы так запросто рискнуть своей жизнью и здоровьем? Каковы причины этого состояния и его далеко идущие последствия? Отражает ли частая гибель депутатов общее моральное состояние общества или это последствия безнаказанности, которая позволяет народным депутатам делать что угодно, в том числе и убивать себя или друг друга на дорогах или в лесах? Это украинское общество тянется к самоубийственным стандартам нашей элиты или все-таки элита является логичным продолжением больного общества? Об этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


Бизнес-философ, писатель и миллионер Геннадий Балашов так ответил на вопрос о том, почему украинские политики часто гибнут или калечатся в результате несчастных случаев: «В других странах тоже такое происходит. Вспомните: когда Гор проиграл выборы Бушу, он пошел по барам, явно пьянствовать. Человек — он везде человек, не только у нас».

«У нас видимые симптомы того, что происходит разрыв социальных связей, - пояснил писатель. - Например, человек раньше входил в парламент — и он вдруг не избирается в парламент, и, естественно, у него картинка будущего меняется. И пока она еще не сформирована, мозг продолжает работать, копаться в прошлом. Поэтому люди часто подсаживаются на алкоголь, совершают какие-то безумные поступки, например, садятся в автомобиль и разгоняются, то есть чем-то начинают интенсивно заниматься. Человек становится уязвимым. Разрыв социальных связей влияет на все: и на семейные отношения, и на изменения личности, говорят, даже на потенцию влияет. Человек пытается доказать всему миру, что он еще силен, но власть или деньги уже потеряны. Он может совершать часто и героические поступки, рисковать своей жизнью».

Высокое количество несчастных случаев, по мнению Геннадия Балашова, просто следствие того, что украинское общество дичает, поэтому и поступки людей могут быть непредсказуемыми: «Если вы будете ходить по барам в центре Нью-Йорка, то вы будете в большей безопасности, чем если вы будете ходить по барам в центре Мариуполя, например. То есть там происходит все то же самое, только там более безопасная среда».

«У людей, добившихся существенного социального статуса, есть феномен подмены социальной компетентности, то есть если человек социально подрос — он переносит это на другие сферы жизни, - отметил руководитель Центра психиатрии, психотерапии и практической психологии Евгений Воронков.- Например, он может давать советы врачам, хотя он юрист по образованию. То есть он неадекватно распространяет свою компетентность в другие сферы, предполагая, что если он достиг статуса, то априори понятно, что он и автомобиль водит лучше всех».

«Второй момент - это феномен утраты ответственности, то есть элемент его неприкасаемости за собственные поступки. Наблюдается тенденция к внешнеобвинительному поведению («я ошибаться не могу!») и самооправдывающая позиция, когда он путем внешнего обвинения оправдывает себя при любых обстоятельствах. У него внутреннее убеждение, что он непогрешим», - подчеркнул Евгений Воронков.

«Третье — он находится в состоянии хронического переутомления, часто в состоянии хронической спешки. Происходит наложение таких факторов, как хронический стресс. Таким людям часто приходится использовать такие методы разрядки, как экстремальное поведение, в том числе и экстремальное вождение, что, по сути, является неким скрытым суицидальным поведением. Они не могут реализовать свою агрессивность в нормальных формах — в форме юмора, шуток, иронии, сарказма. Им присущи неспособность и неумение выражать свою скрытую агрессию социо-экологически благоприятным способом», - констатировал психолог.


«Политики первого-второго уровня — это представители правящего класса, как ни крути. Реально по тому, как шла эволюция украинского общества все годы независимости, это по большей части (как мы их определяем по классификации в нашем журнале) зверолюди, - полагает Роман Василишин, глава Фонда социального действия, член центрального совета партии «Великая Украина» и главный редактор журнала «Контрольный выстрел».
- То есть это уже не люди, но еще и не до конца звери; промежуточный тип — мыслящие животные. У них осталась способность спекулировать, воровать, жрать, совокупляться (уже по большей части со своим полом) и производить отходы собственной жизнедеятельности. Сохранилась биологическая привязанность к собственным детям, которые выросли, в качестве поколения животных тварей. А уже поколение их внуков — это живая падаль, даже и не звери. Поэтому любое убийство, гибель подобных тварей или какой-то иной эксцесс можно только приветствовать».

«С точки зрения интересов народа, после каждого такого происшествия, когда отправляется в мир иной депутат, министр или олигарх, в обществе становится легче дышать. Так что я подобные инциденты одобряю и такому повороту дела всегда готов аплодировать», - подчеркнул господин Василишин.

Для тех, кто интересуется классификацией членов украинского общества, Роман Василишин пояснил, что «граждане подразделяются следующим образом: 15 % - это те, кто всегда остаются людьми, 15 % - это твари, которые всегда остаются животными при любых обстоятельствах. А большинство склоняется к доминирующему тренду. Сегодня украинское «демократическое либеральное общество» постепенно эволюционирует в звериное стадо, подстраиваясь под элиту».

«Для слома этого тренда управляющее сообщество зверолюдей требуется сильно проредить. Вот поэтому я приветствую появление каждого нового трупа из числа представителей воровского правящего класса», - подытожил редактор.

«Политики — это люди, которые ведут активный образ жизни, и эта активность проявляется не только в получении должностей, но также она проявляется и в занятиях спортом, отдыхе и т.д. Эта активность постоянно сопровождается каким-то риском, именно поэтому эта категория граждан чаще страдает от подобных эксцессов», - считает лидер партии «Братство», президент Института проблем региональной политики и современной политологии Дмитрий Корчинский.

«У них и так достаточно грехов, и приписывать им дополнительные нет смысла. Просто это активная публика и активно развлекается», - отбросил эксперт версию о том, что гибель политиков и бизнесменов может быть результатом действий недоброжелателей и конкурентов.

В качестве примера лидер «Братства» привел последний случай с Александром Пабатом: «Это природное желание — запустить фейерверк. Я был недавно в Неаполе, и там от фейерверков каждый год погибает минимум 8 человек. Ясно, что иногда фейерверки запускаются небрежно, но так делают не только депутаты, но и все, кто их запускает».

Дмитрий Корчинский также прокомментировал законодательную активность депутатов по борьбе с ДТП, которая наступала после гибели очередного депутата: «Я бы не сказал, что каждый раз после подобных происшествий происходит активизация работы депутатов. Но если так, то пусть почаще умирают, тогда более интенсивной будет законодательная деятельность».

«Мне бы хотелось очень верить в то, что нельзя говорить сегодня о том, что все ДТП с участием политиков происходят исключительно из-за их безнаказанности и их скотского отношения к людям, - поделился главный редактор «Киевского Телеграфа» Владимир Скачко. - Наверно, здесь должен быть комплексный взгляд у людей. Все депутаты, министры и даже олигархи, как это ни противно признавать, все же люди, и ничто человеческое им не чуждо».


«Другое дело, что, находясь за рулем, они демонстрируют полное пренебрежение к правам других людей, - отметил Владимир Скачко. - И это уже введено в систему, причем начиная от наших первых лиц и заканчивая олигаршатами самого низкого уровня, которые давят людей на дорогах. Если Константин Меладзе остановился, вызвал полицию, помог семье, то все остальные не делают и этого. Они считают, что это их право — давить и калечить. И, к сожалению, справедливость (она же юстиция) к ним слепа и глуха. Фактически не было ни одного громкого процесса либо над самими политиками и олигархами, либо над их детьми, закончившегося обвинительным приговором».

«Ситуация удивительная, она показывает всю глубину нравственного падения этого общества, которая определяется по знаменитой французской пословице — покорность жертвы рождает ярость палача», - подчеркнул господин Скачко.

«Среди пипла, который давят и калечат, уже учредилась даже некая очередь, кого бы из них задавили, чтобы можно было скачать бабки. Очень дешево ценят потомки трипольских укров свою жизнь и жизнь своих родных. И очень легко и непринужденно отмазываются все те, кто убил и покалечил, от своих жертв и их родственников. Что люди позволяют с собой делать — то с ними и делают. Поскольку «обое рябое», только одно быдло в Версаче, а другой — с рынка «Юность», то можно между ними ставить знак равенства. Одна надежда, что Бог рассудит на Страшном суде, кто из них прав», - подытожил главред «Киевского Телеграфа».

Проведя опрос экспертов, мы решили поинтересоваться мнением обычных граждан о том, почему политики и публичные персоны так часто подвергают свою жизнь опасности.

Киевлянин Александр, строитель по профессии, не видит в подобной ситуации ничего необычного: «Я считаю, что никто от этого не застрахован, это может с любым случиться. Понятно, что власть имущие чувствуют себя несколько выше всех остальных людей. Но это в порядке вещей, так везде было, есть и будет. Ну, а аварии есть аварии. Дорога — это вообще непредсказуемая вещь. Так что я думаю, что здесь просто стечение обстоятельств».

Полтавчанка Ирина Иващенко, продавец, считает, что власть притупляет осторожность наших политиков: «Они считают, что держат Бога за бороду и им все позволено, и начинают халатно к этому относиться. Все мы «летаем» на машинах, но человек, который чувствует власть, более безбашенно относится к этому. То же самое и с Пабатом. Жалко его, красивый молодой человек. Но это все его халатность. Сейчас уже и дети знают, что нельзя так делать».

«Я сама из Полтавской области, и у нас был такой случай, - поделилась Ирина. - У нас, чтобы перейти железнодорожное полотно, надо далеко идти к переходному мосту. А мы же, как всегда, привыкли — с кем угодно что-то может случиться, только не со мной. Мама с дочкой перелезали под вагонами, и девочка не успела выскочить — ей отрезало ноги. Это все наша беспечность».


Ирину возмущает тот факт, что молодые люди берут с власть имущих пример: «Раньше, если спросишь в садике, кем ты хочешь быть, то все говорили, что космонавтом, а сейчас — депутатом или бизнесменом. А внучка у меня вообще говорит, что она будет миллионером. Они же не понимают, что миллионы очень тяжело заработать. Ну, разве что украсть можно».

Екатерина Родкина
Новости Украины - From-UA