За трубку для Сталина и мебель без единого гвоздя гуцульские мастера получили автобус, "Москвич" и ткань
16.02.2013 09:00
...позволила Тонюку дважды избежать призыва в армию.

В конце 1947 года бригада гуцульских мастеров смастерила набор резной мебели для кабинета вождя СССР Иосифа Сталина. Комплект для Кремля состоял из 23 предметов, рассказала нам исследовательница гуцульских народных промыслов, заведующая центром «Культура Косівщини» Лариса Березка.

В «комплект генсека» входили главный стол с письменными принадлежностями (чернильницей, пресс-папье), приставной стол, три кресла и девять стульев, книжный шкаф, столик для телефонов. Изюминками стали настольная лампа с резным абажуром и гуцульская «файка» (знаменитая курительная трубка Сталина).

Официально подарок из Станиславщины (так тогда называлась Ивано-Франковщина) был приурочен к тридцатой годовщине Октябрьской революции. Однако изготовленную косовскими резчиками по дереву мебель отвезли в Кремль только в декабре, в канун дня рождения «вождя всех народов». Тогдашняя пресса называла работу гуцульских умельцев не иначе как «подарок для Сталина».

Восемнадцать мастеров косовской артели «Гуцульщина» целый год трудились над мебелью для генералиссимуса, эскизы создал Владимир Гуз — главный художник артели. О той исторической работе вспомнил по просьбе «Сегодня» единственный из той бригады резчиков, доживший до наших дней, 84-летний житель села Рички Косовского района Василий Яковлевич Тонюк. По его словам, гуцулы очень переживали, что их работа может не понравиться властному заказчику.


Василию Тонюку в то время шел девятнадцатый год, но он уже имел опыт работы резчика: с 16 лет вместе с отцом трудился в косовской артели, которой руководил известный в те времена народный умелец Николай Кищук. Именно его, недавно избранного депутата Верховной Рады УССР, называли инициатором создания подарочного набора для Сталина. По другой версии, идея вызрела в кабинетах обкома и райкома партии. Неслучайно возглавлял делегацию, которая сопровождала резную мебель в Кремль, секретарь Косовского райкома КП(б)У Матвей Деревьянко.

Гуцульские арнаменты. По словам Василия Тонюка, председатель артели объявил мастерам, что поступил заказ из Москвы, после чего бригадир назначил каждому его участок работы. Невзирая на откровенно партийный заказ, советская идеология в исполнении работы мастерам не навязывалась. «Там были только гуцульские орнаменты, никакой советской символики вырезать нам не приказывали», — признается умелец-старожил. В основном мебель была сделана из грушевого дерева, но мастера украсили ее вкраплениями и других пород: сливы, бука, дуба. По гуцульскому обычаю, никаких гвоздей для крепления деревянных частей не использовали.

«Трубку для Сталина делал мой отец, — вспоминает Василий Яковлевич. — Мы знали тогда, что Сталин любит курить табак, потому сделали такой набор — из трубки и пепельницы».

Дополнял мебельный гарнитур от косовских мастеров огромный ворсовый ковер, вытканный в артели имени Шевченко, и две резных рамы для картин, которые должны были украсить рабочий кабинет Иосифа Виссарионовича. Кстати, в 1947 году Сталину по случаю 30-й годовщины революции подарили сразу три картины. От президента Польской республики — работу Войтека Коссака «Кровавое воскресенье в Петербурге», от югославской делегации — картину Пайе Йованевича «Македонка», а шведские граждане Ашберг и Магнуссон презентовали живопись русского художника Петра Верещагина «Нижний Новгород».


Заплатили тканями. Василию Тонюку рассказывали, что в Кремле мебель у мастеров принимал главный коммунист Украины Лазарь Каганович. В прессе писали, что встречал делегацию из Гуцульщины секретарь ВКП(б), начальник управления кадров Алексей Кузнецов. Кстати, через неполных два года после приема гуцульской делегации товарища Кузнецова обвинили в организации внутрипартийного переворота, арестовали и расстреляли по приказу Иосифа Сталина.

За свою работу косовские мастера получили щедрое по тем временам вознаграждение. Для райкома партии из Москвы передали автобус. Председатель артели «Гуцульщина» Николай Кищук получил новенький «Москвич». Остальных мастеров наградили отрезами шерстяной материи на костюмы.

Работа над кремлевской мебелью позволила Тонюку дважды избежать призыва в армию. «Я уже был в военкомате, должны были меня забирать на службу. Но пришли люди из райкома, сказали, что я работаю в артели и имею ответственное поручение от Сталина. Пока не закончил работу, служить в армию я не шел», — говорит мастер.

Армейскую службу Василий Тонюк проходил в далекой Бурятии. В 1954 году, возвращаясь после «дембеля» домой через Москву, еще раз увидел мебель, которую мастерил со своими коллегами. Ожидая пересадки на поезд, он пошел осмотреть столичные музеи и на экспозиции в государственном музее революции в выставочном зале увидел резной гарнитур.


Оказывается, для хранения подарков Сталину существовали отдельные фонды, из которых составили выставку, она работала в музее с 1939 до 1955 года. За это время подарков вождю собралось так много, что в 1957-м экспозицию собирались перенести в залы одного из самых больших кремлевских музеев — Оружейной палаты. Была ли в это время на выставке и гуцульская резная мебель, неизвестно.
Богдан Скаврон
Сегодня