Туннель в конце света — мнение о фильме «Метро»
28.02.2013 09:00
...пришедшая в голову российским студиям за долгое время. Этот город идеален для масштабного краха. Старинные коммуникации, никем не контролируемое строительство, стабильно ужасная транспортная ситуация. Поверить, что все это может накрыться в один момент, легко и просто. Один крупный прокол — и город просядет под весом собственной грандиозности и самоуничтожится быстрее любого карточного домика.

Вот и в фильме трещина в туннеле метро привела к тому, что туда молниеносно хлынула вода из Москвы реки. А через пару минут в эту воду врезался обычный поезд метро, везущий людей на учебу и работу. Выбраться из туннеля мешает поднимающаяся вода, отдаленность от ближайшей станции, находящиеся под напряжением линии и полная безответственность специальных служб. Если вовремя не эвакуировать людей и не закрыть гермозатворы, то вода затопит все метро. А вслед за этим могут рухнуть и многоэтажки.

Сцена крушения поезда снята великолепно, и следующие за ней сцены спасения первых людей — зрелище на уровне лучших фильмов катастроф последних лет. Масштабное, захватывающее, пугающее действие. Драйв бегства к спасению, когда в любой момент может наступить смерть, о которой даже не подозреваешь. Полнейшая паника, когда каждый за себя, и лишь бы спастись, чего бы это не стоило, добежать, доползти, но выжить. А на выходе — давка, толкучка и ситуация выходит из-под контроля. Конечно, как-то зло говорить, что мы по этому скучали, все же слишком пугающее зрелище, но его определенно стоит иногда переживать, чтобы лучше понимать мир и людей вокруг. Фильм реалистично снят, все эти туннели в полный рост, знакомые поезда, станции, происходящему веришь, его переживаешь, и это лучшая похвала для фильма-катастрофы.


И вот тут, где-то на истечении первого часа, когда зритель еще не успевает утереть слезы, фильм напоминает, что снят в России и напрочь утрачивает чувство стиля и времени. Фильм-катастрофа из «у нас сейчас половина города под землю уйдет» резко переходит в драму выживания — «6 человек ходят по туннелю и ссорятся.» Масштаб улетучивается настолько молниеносно, что это даже трудно осознать. Минуту назад мэр и начальник метро в приступе бессильной ярости кричали друг на друга, рисуя картину полного коллапса. Город встает в мертвую пробку, метро остановлено и может в любую секунду уйти под воду, а спасатели не могут никуда успеть. Огромный город замирает, и кажется, его сейчас захлестнет паника. Но вдруг, как-то совсем внезапно, на спасение людей из покореженного поезда отправляют всего троих спасателей, защитные перегородки молниеносно срабатывают, а грандиозная пробка исчезает по мановению волшебной палочки буквально за час. Все организационные просчеты забываются и все становится хорошо, словно Роланд Эммерих передает слово ведущим Первого канала.

А с исчезновением масштаба и пафоса сразу начинаешь замечать глупости и недочеты. Чудесные и совершенно никак не объясненные финальные спасения, удивительные бункера, которые соединяется с одной стороны дыркой в туннеле, а с другой дождевым стоком на оживленной улице и прочие прелести, которые, вероятно, нужно игнорировать. И с радостью бы, в первой половине фильма на такое даже внимания обращать было некогда, там был драйв и жизнь, трагедия и ощущение краха привычного мира. Ни в одном фильме так резко все не становилось хорошо в момент, когда по всей логике должно было рухнуть.

И все же, не только в этом проблемы фильма. Персонажи, эти простые люди, за которых любой зритель должен болеть сердцем — ну пожалуйста спаситесь, добегите, выдержите! Никакой жанр так не заставляет любить людей, как фильм-катастрофа. Любой самый плохой человек обычно выглядит ничтожно маленьким на фоне любой глобальной проблемы, и его жалко, потому что мы представляем на его месте себя. Поэтому было до последнего сложно поверить, что создателям удалось испортить именно эту беспроигрышную и основную фишку. В центре фильма любовный треугольник! Бесполезный муж, променявший жену на работу и обидевшийся, когда после этого его попытались бросить. Ему противостоит любовник, основной отличительной особенностью которого является карикатурное злодейство. И жена, о которой даже сказать нечего, она только плачет, невозможно тупит, мешает всем и вызывает только чувство недоумения — как в нее хоть кто-то мог влюбиться. Есть еще дочка и несколько неплохих второстепенных персонажей, которым почти не дали времени. Потому что решать вопрос любовного треугольника режиссеру явно нравилось намного больше, чем снимать выживания людей. Три совершенно неживых персонажа, которые уже к середине фильма вызывают жуткую антипатию до последнего кадра изливают воду бессмысленных разговоров друг на друга даже быстрее, чем Москва река в туннели метро. Герои вроде бы пытаются играть драму, биться за жизнь и любовь, но получается такая экранизация несмешного анекдота, про любовника в шкафу и затопленных соседей снизу.


В итоге даже сформировать общее впечатление довольно сложно. Фильм может в один момент восхищать, а в другой злить и раздражать. Ужас трагедии против излишне слащавого конца и хорошие актеры против пустых персонажей. Хорошая катастрофа.

Жанр — фильм-катастрофа
Длительность — 130 мин.
Кастинг — Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Алексей Бардуков, Катерина Шпица, Светлана Ходченкова
Режиссер — Антон Мегердичев