Конец газовой монополии: Европа поможет разобраться с Газпромом
28.02.2013 18:45
В вяло текущем газовом конфликте наметился новый поворот. Если верить заявлению депутатов от власти, к противостоянию на стороне Украины подключилась Европа.

«Те месседжи, которые мы получили от комиссара Евросоюза по энергетике Гюнтера Эттингера, дают основания говорить о том, что Европа готова нам помочь снизить цену на российский газ», - заявил зампредседателя парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, регионал Олег Зарубинский. По версии народного депутата, сегодня европейцы не боятся занять сторону Украины в газовом конфликте благодаря активизации добычи сланцевого газа с одновременным сокращением потребления российского топлива.

Конечно, если помощь европейцев в газовом вопросе воплотится в реальность, а не останется на уровне намерений, это усилит позицию Украины в газовых переговорах. Вот только в 2009 году, пока украинцев «убеждали» подписать нынешний договор, европейцы не сильно помогли. В конце концов, газовый вентиль находится не в ЕС, а у России. Если бы свою помощь предложили американцы, которые активно приторговывают сланцевым газом, это бы звучало более обнадеживающе, чем у зависимой от поставок газа Европы.

Может ли ЕС реально помочь Украине добиться снижения цен на российский газ и за счет чего? Какими могут быть ответные шаги России? Быть может в разгар новой газовой войны Европа ограничится фразой о том, что «сильно обеспокоена». Можно ли хвататься за такое предложение со стороны ЕС для Украины, или украинскому правительству стоит продолжить договариваться с российской стороной без лишних конфликтов? Об этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


Для начала, корреспондент Новости Украины – From-UA попросил подробнее рассказать о сути возможных договоренностей с ЕС заместителя председателя парламентского комитета по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, Олега Зарубинского, который и обнародовал радостную новость от европейцев.

Как объяснил народный депутат, сланцевым газом ЕС Украине не поможет, тут нужно придерживаться уже достигнутых соглашений с транснациональными корпорациями (Шелл и Шеврон). «А что касается поставок природного газа, то действительно ЕС якобы может способствовать тому, чтобы по реверсу российский газ, а не сланцевый, через Словакию, Польшу и Венгрию поступал в Украину, потому что из-за позорного договора от 2009 года газ дороже на украинско-российской границе, нежели он будет поступать реверсом из Европы обратно в Украину», - заявил регионал.

«На сегодняшний день сланцевый газ добывается в нескольких европейских странах, в том числе в Германии и Британии. В ноябре 2012 года европейская комиссия приняла решение, которое позволяет всем странам ЕС и разведывать, и добывать сланцевый газ. Но я не слышал о том, что этот сланцевый газ будет поставляться в Украину. Другое дело, что добыча сланцевого газа в Украине есть очень выгодным делом, потому что у нас 1 трлн 300 млрд. кубометров запасов — больше, чем в Польше, в 2,5 раза. Нам выгодно разрабатывать свои месторождения с помощью транснациональных компаний, таких как Шелл и Шеврон в первую очередь, то есть у нас есть серьезный потенциал для добычи своего сланцевого газа. В то же время, как мы знаем, кампания по противодействию добыче сланцевого газа в Европе, ослабла. Сегодня только Париж выступает противником разработки сланцевого газа, потому что там очень сильное лобби атомщиков», - пояснил господин Зарубинкий.

Таким образом, по мнению депутата-регионала, сейчас речь идет о транспортировке в Украину не сланцевого, а российского природного газа, который намного дешевле импортировать из Словакии через Венгрию и Польшу, чем покупать его у России.

«Это наше право, где брать газ, но понятно, что для России это сигнал того, что так дальше продолжаться не может, и Украина абсолютно правильно будет идти по пути диверсификации энергопоставок. Чем больше наши энергопоставки будут диверсифицированы, тем более сильны будут наши позиции по пересмотру этого чрезвычайно позорного договора для Украины, который был подписан в январе 2009 года», - подытожил Олег Зарубинский.


«Если они не согласны с газовым контрактом, за который сидит Тимошенко (а должен сидеть Ющенко, если они хотели наказать виновного), то давно надо было подать в суд, какие проблемы?», - удивляется позиции регионалов народный депутат от Батькивщины Александра Кужель.

«Так делают все страны. А вот почему они не подают в суд, это вопрос. Просто европейцы корректные, они еще раз сказали: ребята, подавайте в суд, в Европейском суде мы будем на вашей стороне. Если они и после этого не подадут, тогда это уже будет не сомнение, а уверенность», - поделилась своими подозрениями оппозиционерка.

Народный депутат не проявила большого оптимизма по поводу газа из сланцев, как альтернативе российскому: «В Европе практически нигде не добывают сланцевый газ. Единственно, поляки согласились, и то пока подтверждения объемов газа ожидаемым эти фирмы не получили. Поэтому по сланцевому газу вопрос очень большой. И у меня еще возникает вопрос, зачем нам терминал, если мы собираемся своим газом еще и транспортировать. Поэтому вопросов очень много. Если мы будем переходить на технологии энергосбережения, то нам, в принципе, и не надо будет такого количества газа, потому что мы его потребляем в 1,5 раза больше, чем в Польше, при таком же количестве людей».

Госпожа Кужель уверена, что несмотря на помощь ЕС, позиция России не изменится «как давили, так и будут давить на Януковича на вхождение в ТС». Поэтому депутат считает, что нужно создавать консорциум с Европой по газотранспортной системе: «Есть понятие государственной концессии, есть государственно-частное партнерство. Есть все законы, на которые можно опираться, но только надо делать это открыто, чтобы не было, что шапку нашли, а привкус остался».

«Я не думаю, что ЕС согласится, чтобы исчезло понятие газотранспортной системы с Россией к Европе, потому что все бравые песни по сланцевому газу есть больше предположения. Они предполагают, а его может не быть в таких объемах. Поэтому оказаться без газа из России сегодня вряд ли какая-нибудь из европейских стран согласится. Я не думаю, что это будут какие-то резкие обрывания отношений, но если возникают вопросы по поводу цены и они считают, что она несправедливая, они должны были подать в суд еще 3 года назад. Они же подписывали харьковские соглашения. И Европа еще раз об этом им корректно сказала», - подытожила Александра Кужель.


«Культура разведки, добычи, интенсификации газа на Украине была давно, поэтому я считаю, что не надо говорить, кто нам больше поможет – Европа или россияне, у нас есть своя культура, и мы должны добавить к добыче 5-10 млрд. кубов газа». Такое мнение по поводу предложенной помощи от Европы высказал почетный президент концерна «Укрросметалл», народный депутат VI созыва (ПР) Григорий Дашутин.

Технологий для этого у нас есть много, считает Григорий Петрович: «Это Черноморский шельф, это сланцевый газ. Но здесь надо очень осторожно подойти с экологической точки зрения, чтобы мы не оказались в большом болоте. Если международные экологические институции подтвердят, что это безопасно, то можно добывать этот газ. Но это не значит, что если мы не будем добывать сланцевый газ, то у нас нет других источников интенсификации добычи газа, их полно».

Вообще, если говорить о теме российского газа и интенсификации добычи газа на Украине, то ее нужно разделить на две составляющие: «Российская сторона ведет себя как основной поставщик не только с нами, но и в большой геополитической зоне. А что касается того, что нам надо было заниматься интенсификацией газа, то это было известно еще 10 лет назад, и это надо было давно уже делать».

«В 60-е годы Москва отапливалась нашим газом, который шел из Харьковской области. Это первое месторождение, которое обеспечивало Москву, это уже потом появились Сургут, Тюмень и т.д.», – привел показательный пример эксперт.

Что касается руки помощи от Евросоюза, то он будет выполнять роль посредника и не более, выразил мнение Григорий Дашутин: «Он имеет возможность покупать дешевый газ и перепоставлять. В Европе нет достаточного количества газа, который она сама производит. Если американцы сегодня сами добывают нефть и газ и являются самыми большими импортерами, то в ЕС нет достаточных объемов газа, которого бы хватило сначала для того, чтобы удовлетворить свой потенциал потребления, а потом еще поставлять нам». А с Российской Федерацией мы и дальше будем сотрудничать, уверяет экс-депутат, просто сейчас она занимает выжидательную позицию.

Президент российского Института национальной стратегии Михаил Ремизов частично согласен с тем, что европейцы избавляются от зависимости российского газа. По мнению эксперта, на европейском рынке газа происходят серьезные системные сдвиги, в основном неблагоприятные для Газпрома, в основном за счет развития поставок газа из Катара: "Цена на спотовом рынке оказывается ниже, чем по длинным контрактам поступающего по трубам газа".

Сланцевый газ по мнению российского эксперта пока не критично влияет на европейский рынок, но свою роль в ослаблении газовой монополии россиян сыграли расследования против Газпрома и новые правила регулирования газового рынка. "Сейчас идут переговоры по пересмотру в сторону, выгодную для покупателя, договорных контрактов с основными европейскими потребителями. Газпром держит оборону, но все равно он вынужден идти на уступки. Оспаривают принцип «бери и плати», есть давление в сторону изменения формулы цены на газ, чтобы она меньше была привязана к спекулятивной цене на нефть, потому что рынки нефти и газа немного в разные стороны сейчас расходятся. Поэтому действительно может возникать излишек газа у европейцев, и прежние поставки, согласованные ранее, могут оказаться избыточными", - рассказал президент Института национальной стратегии.

По мнению эксперта, излишки газа могут идти Украине, но большой ценовой выгоды это не принесет из-за цены транспортировки. Просто будет некая диверсификация источников поставок. "Пока действует контракт, он действительно имеет официальный статус, и у Газпрома позиции достаточно сильные, но в среднесрочном плане понятно, что конъюнктура меняется в сторону выгоды для покупателя, в том числе и для Украины. Если Украина примет помощь ЕС, я не знаю, как это повлияет на переговорные позиции Газпрома. С точки зрения переговоров это может повлиять не на изменение формулы цены, а на изменение объемов поставок. Но Газпром и раньше смотрел сквозь пальцы на недобор газа по контрактам, и может быть та же формула цены при меньшем объеме поставок", - подытожил Михаил Ремизов.


"Я думаю, что ЕС никак не может повлиять на снижение цены. Если российский газ не будет поступать на территорию Украины, то Украина при этом теряет доходы транзита российского газа и переплачивает третьей стороне", - охладил оптимизм украинских депутатов кандидат экономических наук, вице-президент Центра экономического развития Александр Кошик.

По мнению эксперта, формула, введенная в 2009 году, несправедливая, но без России этот вопрос не решить, и ЕС на это никак повлиять не может. На сланцевый газ вице-президент Центра экономического развития также рекомендует не сильно рассчитывать: "Что касается добычи сланцевого газа, то в большинстве стран Европы, поскольку существуют сильнейшие опасения вреда для экологии, добыча запрещена. Те компании, которые приходят в Украину, используют т.н. метод без разрыва, - это закачка химических веществ, и, естественно, это вызвало протесты в тех регионах, где предполагается добыча сланцевого газа. Существует возможность транспортировки российского же газа в Украину. Немцы в прошлом году говорили, что поставят миллиард, а поставили около 42 млн. кубов, то есть это вообще не вариант. Это не серьезно".

"Европа много чего обещает. Она обещала нам деньги на модернизацию еще в 2009 году, и где эти деньги? Теперь снова обещают. Мне кажется, что это все заманухи, чтобы заставить Украину подписать соглашение о ЗСТ с ЕС. Украина — выгодный объект для экспансии европейских товаров в Украину. Судя по той информации, которая появляется, то там более 400 изъятий, то есть это никакая не зона свободной торговли. То есть рынок Европы будет защищен от украинских товаров, а экспансия на украинский рынок произойдет в больших масштабах", - подытожил Александр Кошик. В связи с выше сказанным, на сегодняшний день он не видит другой альтернативы, кроме как договариваться с Россией. Возможно лет через 5-6 появится лучший вариант, но эти годы тоже надо как-то прожить, - добавил Александр Кошик.


"Для нас оптимально брать у Газпрома 5 млрд. куб. м, а остальное из других источников. На этой основе мы тогда бы могли создать конкурентный рынок и обезопасить себя от газовых проблем в качестве рычагов влияния". Такое мнение высказал ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Сергей Дяченко.

Эксперт уверен, что помощь европейцев для Украины была бы очень желательна, потому что у нас возникли очень большие проблемы в связи с тем, что у нас не диверсифицированы поставки газа: "Это нас, во-первых, делает излишне зависимыми от Газпрома и РФ, чем она сейчас активно пользуется. Немного изменилась тональность разговора, но никто не отменял формулу, что радикальное снижение цены на газ для Украины связывается с вступлением в ТС. Во-вторых, недиверсифицированность поставок газа нам не дает возможности построить нормальный конкурентный рынок газа, потому что конкурировать нечем. У нас где-то 90 % газа, который потребляет промышленность, имеет один источник, что не создает возможностей для создания конкурентного рынка. Конкурентный рынок — это когда конкуренция создает стимулы для конкурирующих предприятий для снижения цены и создания равновесной цены. Здесь нечего снижать, потому что добывающая компания является монополистом".

"Если говорить о технических оценках, продолжил эксперт Центра Разумкова, - то по оценкам, которые делали в прошлом году, Украина в состоянии, обеспечивая полностью свои обязанности как транзитера газа, на реверсе брать из Европы до 40 млрд. куб. м газа, это технически возможно. Нужна небольшая модернизация, относительно недорогая — 10-15 млн. долл. Европа из своих соображений готова предложить 30 млрд. Мы имеем долгосрочный контракт с РФ, где оговорены объемы. Годовой объем — 52 млрд. куб. м, он может быть снижен на договорной основе на 20 %, плюс еще 20 % можно не добирать без применения санкций. Получается где-то около 33 млрд. законтрактированный объем. Если будут такие цифры поставок из Европы, мы, естественно, упремся в этот контракт, к сожалению. Но этот вопрос решаемый, потому что этот контракт не комфортный для Украины, и если правильно поставить вопрос и будет поддержка с европейской стороны, то для Украины есть все условия для пересмотра и цены, и объема, в том числе и в судебном порядке, как делает и большинство европейских компаний".

"Нам Россия выставила штраф, и мы бы хотели посмотреть, на какие шаги пойдет РФ. Насколько мне известно, ставится вопрос о двустороннем российско-украинском консорциуме по управлению украинской ГТС. Там достаточно дискомфортные предложения для Украины, в частности использовать ценовую скидку. У Украины есть все шансы выиграть суды, но радикальный вариант — это подать встречный иск. Один из возможных вариантов, если мы подадим встречный иск, это аннулирование контракта, но если мы его аннулируем, то будут аннулированы правовые основания по транзиту и газоснабжению Украины, что было бы нежелательно и для Газпрома, который и так имеет подмоченный имидж, и Украине было бы сложнее выполнять свои обязанности транзитера, потому что когда нет транзитного контракта, возникает вопрос, кто платит за технический газ. Поэтому желательный вариант — это мировое соглашение", - в заключение добавил Сергей Дяченко.


"Украина ожидала комментария со стороны ЕС относительно штрафа со стороны Газпрома. Они не являются одной из сторон этого двустороннего диалога, но они есть заинтересованной стороной, поэтому даже та мягкая реакция со стороны ЕС все равно усиливает украинскую переговорную позицию". Такой увидел помощь Европейцев исполнительный директор Института евроатлантического сотрудничества Сергей Евтушенко.

"Уже плюс, что саммит состоялся и что состоялся прорыв именно в вопросах энергетического сотрудничества и энергетической безопасности как для Украины, так и для ЕС, - считает эксперт. - Во-вторых, ЕС есть третьей стороной в этом в сотрудничестве между Украиной и Россией. Его интерес заключается в обеспечении стабильности надежности поставок, которые на данный момент осуществляются через Украину. Поэтому прямой помощи нам ожидать не стоит, никто субсидировать и каким-то образом напрямую помогать не будет. Но ЕС — это самый крупный рынок Газпрома, поэтому россияне очень чувствительно относятся к любому заявлению, к любой смене настроений на этом рынке. Поэтому та информация, которая пошла от украинской делегации о том, что ЕС поддерживает модернизацию ГТС и готов предметно рассматривать вопрос кредитования, финансирования и участия европейских компаний, это уже плюс. ЕС готов начать диалог по поводу своего участия в возможном будущем консорциуме, который будет эксплуатантом украинской ГТС, — это опять-таки новый месседж, чего уже давно не было".


"Присоединение к Европейской энергетической хартии, по мнению руководства страны, ничем нам не помогло, поскольку эта организация никоим образом не комментировала и не разделяла позиции ни одной из сторон. Мы не очень поняли такую нейтральную позицию. Мы ожидали поддержку", - добавил Сергей Евтушенко.

Лиза Монина
Новости Украины - From-UA