Линия раскола Украины проходит не по Днепру
21.03.2013 12:12
На этой неделе в Киев вместе с зимними морозами вернулся «старый добрый» антисемитизм. Точнее, его публичные проявления. Старейшая столичная синагога была обклеена листовками ВО «Свобода» с призывами антисемитского характера. В качестве «призывника» «свободовцы» (если это таки их рук дело), не сильно утруждая себя креативом, использовали творчество Тараса Шевченко. Такая же участь постигла памятник Шолом Алейхему и мемориальную доску Голде Меир. Отметившись, так сказать, по духовной и исторической линии, националисты перешли к «общепиту», обклеив выдернутыми из наследия Кобзаря наиболее антисемитскими строчками окрестности ресторанов «Цимес» и «Хайфа». То, что наци-экстремисты не удовлетворились традиционными свастиками и призывами «Бей!», а привлекли национальный символ Украины, свидетельствует: это не просто акция недалеких любителей, а узконаправленная провокация профессионалов. Кому она на пользу?


Ксенофобия, то есть, боязнь чужого, существует в любом обществе. Обычно она является уделом людей недалеких и малообразованных. Однако в тяжелые времена она становится весьма популярной, так как является самым простым и доходчивым объяснением того, почему все так плохо. Конечно, этим всегда пользовались политики, и часто целые государства были основаны на ксенофобских идеях — нацистская Германия, Италия времен Муссолини, Советский Союз, маоистский Китай.

Ксенофобия в политике является идейной основой экстремизма, то есть, той ситуации, когда от неприятия, оскорблений и угроз, публика переходит к делу, пытаясь как-то избавиться от объекта своих страхов, то ли законодательным путем, то ли прямым насилием. Наиболее простым и доходчивым видом ксенофобии и следующего за ней экстремизма, является «национальный вопрос».

Украина отличается весьма пестрым этническим составом, поэтому «бытовая» ксенофобия всегда была здесь достаточно распространена. Однако, основанный на ней политический экстремизм не имел широкой поддержки, хотя и существовал все это время. Напомню, что партия «Свобода» на самом деле очень старое политическое образование, еще недавно называвшееся «Социал-национальной партией» (название прямо указывает на исторические аналоги). Олег Тягнибок — политик со стажем куда большим, чем большинство наших политиков, начинал он еще со студенческой голодовки в 90-м году. Все это время экстремисты существовали под крылом и покровительством своих «старших братьев» из Народного Руха и других, более «приличных» на вид партий. Официально «национал-демократы» отмежевывались от экстремистов, но, в то же время, никогда не давали их в обиду и использовали в своих целях. Напомню, что Тягнибок второй раз попал в Раду по списку «Нашей Украины», с чем был связан даже небольшой скандал.


Как это часто бывает, со временем радикалы вытеснили более умеренных. «Национал-демократы», основной ареал обитания которых составляла Галичина, показали себя непоследовательными и коррумпированными политиками. На их фоне «Свобода», которая, к тому же, всегда имела склонность к уличным акциям и потасовкам, выглядела твердыней идейного национализма. Поэтому, в начале 2000-х от старых «национал-демократических» партий практически ничего не осталось. Последней их попыткой сохраниться на политической арене была «братская могила» «Нашей Украины». После закономерного краха этой попытки, «национал-демократия» перестала существовать. Националистической риторикой теперь пользуются популисты из «Батькивщины», а реальной политической силой в этом лагере теперь является «Свобода».

Почему «Свобода» прошла на выборах 2012 года? Стратегия всех экстремистов состоит в том, чтобы выжидать своего часа. В отличие от популистов и большинства других политиков, экстремисты не пытаются приспособиться к реальности, меняя свои лозунги на потребу дня. Наоборот, они всегда говорят одно и то же, и со временем, если события развиваются в их пользу, эта последовательность и упорство играют им на руку. Не они меняются под события, а события меняются под них.

Что настолько изменилось в нашей стране, что люди проголосовали за экстремистов? Это всегда одна и та же история, - люди не согласны бесконечно терпеть унижения. Это удивительно, но среди голосовавших за «Свободу» было много вполне адекватных людей, даже русскоязычных. Это голосование очень ярко показывает механику прихода к власти политических радикалов. Никого не интересует, по сути, за что именно они выступают и какие меры хотят принять, придя к власти. Главное, против кого и насколько рьяно они выступают. Многие из тех, кто голосовал, говорили, что ксенофобия «Свободы» - это такой способ понравиться простым людям, чтобы получить побольше голосов и победить нынешнюю власть. Мол, на самом деле, ребята так не думают, они вполне милые и приличные люди.

«Свобода» уже обосновалась в украинском политическом пространстве. А особенностью этого пространства является то, что попав в него раз, очень трудно его покинуть. Нужно прикладывать нешуточные усилия, как Соцпартия Мороза или «Наша Украина» Ющенко для того, чтобы избиратели окончательно в вас разочаровались. Украинский избиратель готов простить практически все, поэтому «Свободе» сейчас достаточно делать то, что она делает — пилить заборы возле Рады, драться в сессионном зале, ломать памятники Ленину. На фоне остальных оппозиционеров она выглядит бодрячком, поэтому в ближайшее время место в политике ей обеспечено.


И последнее. Победа «Свободы», как и победа любой экстремистской партии, ведет к расколу страны. Ксенофобия в Украине не должна перерождаться в политический экстремизм, поскольку в таком случае Украина просто не выживет. Нужно выбирать — ксенофобские удовольствия или целостность страны.

Лиза Монина
Новости Украины - From-UA