Сказ о том, как страстный Чапай загулял с женой Фурманова
28.03.2013 09:00
Ею, этой жертвой, стал легендарный комдив Василий Иванович Чапаев. А почему бы и нет? Персонаж колоритный, герой не только истории, но и анекдотов, не человек — легенда.

Правда, было одно «но». Братья Васильевы в свое время не просто хороший фильм о Чапаеве сняли, а шедевр (с поправкой на то время, разумеется). Так же, как и «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Чапаев» братьев Васильевых моментально стал киноклассикой. И замечательно сыграл главного героя Борис Бабочкин, для которого Чапаев стал лучшей главной ролью всей его актерской жизни. Бабочкин сыграл Чапая настолько убедительно, что никто и не вспомнил о реальном герое, — все считали, что командарм был точно такой, каким воплотил его талантливый артист. Художественный вымысел, как говорится, победил жизненную правду за явным преимуществом.

Но современным творцам мало дела до братьев Васильевых, до Бабочкина и до уважения к лучшим образцам советской кинематографии. Решили засветить Чапая в качестве главного героя — и хоть трава не расти.

Самый верный рецепт — повернуть персонажа неожиданной стороной. В сериале «Страсти по Чапаю», показанном «Новым каналом», Василий Иванович представлен по-новому. Да и временной охват в современной версии куда более широкий: кроме Гражданской войны, нам показаны события и Первой империалистической.


Чапаев и церкви, оказывается, строил, будучи человеком набожным, и кресты на них самолично водружал, и к женскому полу недюжинный интерес проявлял.

В современном сериале акцент сделан не на героических подвигах Чапая, а на его подвигах в постели (читай: на сеновале), чуть что, телевизионный Василий Иванович с очередной бабенкой барахтается. Сложная, оказывается, у комдива была личная жизнь: и он дамочкам изменял, и они ему. Трудно, конечно, представить, чтобы Чапаев Бориса Бабочкина запутался в амурных связях, но Чапаев Сергея Стрельникова другой. Другой и сегодняшний зритель — ему, современному, гораздо интереснее личные чапаевские шуры-муры, чем подвиги Василия Ивановича в боях с Каппелем или с каким другим суровым врагом.

Кстати, пару слов о Каппеле. Раньше действительно проще было — враг, и точка! Но как вспомнишь, что сегодня этого самого Каппеля в фильме «Адмиралъ» играет Сергей Безруков со свойственной ему забубенностью и демонстрацией любви к России, так получается, что Каппель вроде очень положительный персонаж.

Но вернемся к Чапаеву. Окунув своего Васю в омут плотских страстей, дальше создатели сериала пойти не смогли и, по сути, ничего особо нового о Чапаеве не рассказали, все действие свелось к бородатым анекдотам. Вот Чапаев впереди на лихом коне — это обязательная программа, вот Василий Иванович привычно не блещет интеллектом, сдавая экзамены в военную академию, вот он при помощи привычной картошки разрабатывает план предстоящего сражения и так далее, и тому подобное. Видели. Знаем.


Ординарец Петька (Александр Соколовский) в сериале тоже присутствует. А вот Анка-пулеметчица исчезла бесследно. Впрочем, свято место пусто не бывает. Вместо еще одной героини анекдотов появляется другая Анна — Анна Стешенко (Ольга Павловец), жена политрука Фурманова (Юрий Батурин), присланного провести четкую линию партии в стане непредсказуемого Чапая.

Надо ли говорить, что не успевает еще политрук с супругой предстать пред очами легендарного комдива, как Василий Иванович начинает бурно сожительствовать с его, политрука, законной женой. Особых усилий для этого ему прилагать не приходится: Анюта не менее страстна, чем полюбившийся ей Василий. Причем авторы сериала в этом любовном треугольнике явно на стороне своего страстного Васи. Фурманов же показан завистливым и даже коварным персонажем, что не на шутку удивляет. Странно, как этот Фурманов неплохую книжку о Чапае написал, если, как показано в сериале, во время атаки исподтишка стрелял в дорогого Василия Ивановича (из ревности, что ли?).

Чапая ранили, но в обиду не дали. Для этого в сериале есть красный начальник Михаил Васильевич Фрунзе (Павел Шингарев), который, как третейский судья, мудро расставляет все по своим местам: Чапаева не обижает, а рефлексирующего политрука с неверной женой отправляет проводить политику партии в другое, более безопасное место, подальше от сексуально активного Чапаева.

В конце сериала Василий Иванович привычно гибнет — фантазии на иной исход у авторов не хватило. Красноармейцы, как и в старом фильме, с тоской исполняют «Черного ворона», Василий Иванович знакомо переплывает Урал, а потом с до боли знакомым криком «врешь, не возьмешь!» уходит под воду и красиво тонет, почти как Леонардо ДиКаприо в «Титанике».


«Врешь, не возьмешь!» — это еще и старый фильм «Чапаев» кричит новому сериалу «Страсти по Чапаю», братья Васильевы кричат вместе с артистом Бабочкиным, но у современных телеорлов свое кино и свои страсти. Они себя иногда, может, и спрашивают: «А был ли Бабочкин, может, Бабочкина и не было…»
Сергей Пальчиковский
1k.com.ua