Странный запах украинского терроризма
17.04.2013 19:00
Кровавый теракт, устроенный на финише бостонского марафона, всколыхнул весь мир. Если следы террористов ведут за пределы США, вполне можно ожидать очередную масштабную антитеррористическую операцию. Причем где можно ожидать «маленькую победоносную войну», пока не известно. По крайней мере, старые враги американцев, представители движения Талибан, уже отказались взять на себя взрыв в Бостоне. Это значит, что, возможно, придется искать новых врагов.

Если человек или группа людей, совершивших это страшное преступление, являются американцами – возможно, спецслужбы США получат дополнительные полномочия. В любом случае, после взрыва американские силовики отреагировали оперативно и профессионально, хотя и не смогли предотвратить теракт…


Но, несмотря на то, что Украину от Бостона отделяет полмира, украинские силовики решили принять усиленные меры безопасности во время предстоящего киевского марафона. Мало ли что.

В принципе, немало. Украину можно смело назвать террористической страной, почище Афганистана. Правда, в прошедшем времени. В 1905-1909 годах на территориях Украины, входящих в Российскую империю (тогда еще без Западной Украины), произошло около 500 террористических актов, в которых были ранены или убиты не менее 600 человек!

В это время в Украине примерно в 120 населенных пунктах действовали анархистские группы, насчитывавшие не менее 4-4,5 тысячи активистов и боевиков, и еще столько же сочувствующих. Такого анархистского разгула не было ни в одном из регионов Российской империи. Кстати говоря, столицей анархистского движения в Российской империи были в то время Одесса и Екатеринослав (Днепропетровск). Да-да, тот самый Днепропетровск, который вспомнил свое террористическое прошлое уже в наши дни.



Нестор Махно среди повстанцев

Украинская земля породила в 1919 г. «махновщину», которая затянула в свою орбиту сотни тысяч жителей юга Украины, а бывший террорист Нестор Махно сумел создать анархистскую армию численностью около 80 тысяч человек, подобия которой не было нигде в мире. Видимо, еще в те времена украинцы наигрались в кровавый террор на сто лет вперед, поэтому нынешний украинский «терроризм» имеет свои особенности.

Наш человек, скорее, нарисует простреленную голову президента, чем возьмется за винтовку. Вместо кирпича «орудием пролетариата» стали безобидные снежки. А о том, как делают свои «бомбы» нынешние народные мстители из Украины, вам не расскажет ни один интернет-сайт. И не потому, что спецслужбы следят за тем, чтобы секреты изготовления взрывчатых веществ не попали в руки потенциальных террористов. А потому, что просто противно. Еще неизвестно, кто больше извозится в боевой начинке «снаряда»: потенциальная жертва, которая, может, еще и увернется, или пламенный революционер, старательно заворачивающий собственные (или еще хуже, непонятно чьи) фекалии в полиэтиленовый мешочек…


Но, учитывая поразительную толерантность революционной толпы, поражает реакция украинских властей и правоохранителей, постепенно повышающих градус протеста. Межигорская эпопея тому пример. После ареста организатора похода на Межигорье, который привел к воротам президентского рая пять человек, даже без плакатов, власть получила головную боль покрупнее. В следующий раз неизвестные люди в черном потолкали уже на порядок большее количество активистов, протестующих против предыдущих арестов. Сколько людей соберется в следующий раз, остается только гадать. А ведь все могло ограничиться пятью митингующими, если бы тех никто не трогал. Но это еще мелочи. А вот зачем местным властям надо было устраивать «восстание машин» в Харькове, на ровном месте увеличивая число недовольных?

На самом деле, слава Богу, что в Украине нет серьезных террористических угроз. Недавно закрытое дело караванского стрелка показало, что пока подозреваемый не сделает всю работу за милицию, нет смысла ждать помощи от правоохранителей. А в погоне за «снежковыми террористами» милиция не только засветила методы оперативной работы , которыми она пользуется, но и красочно проиллюстрировала весь свой «профессионализм».

Обзванивать номера телефонов, которые «засветились» в районе многотысячной акции оппозиции, это просто гениальное оперативное мероприятие! Теперь становится понятно, как в милицейские отчеты попадают данные о нескольких тысячах опрошенных свидетелей. Если увеличить финансирование, можно было бы просто-напросто допросить всех жителей Киева и гостей города на предмет того, швыряли ли они снежки в депутатов. Конечно, задача трудная, но не невыполнимая.

В связи с этим, стоит ли украинцам опасаться терроризма, учитывая рост политической напряженности в мире и стране? В Украине уровень напряжения еще и подогревается благодаря хаотичным метаниям милиции и власти. Не придумают ли наши власти новый повод для запрета мирных митингов – опасность теракта? С них ведь станется. Пока в США взрывают бомбы, в Украине ограничиваются только метанием преимущественно мягких предметов в политиков. Стоит ли украинцам гордиться своей миролюбивой страной? И не приведет ли раскачивание ситуации к появлению жестоких экстремистов, которые сменят нынешних, относительно безобидных экскремистов с их пакетиками фекалий. Обо всем этом корреспонденты интернет-издания Новости Украины - From-UA спросили экспертов и политиков.


По мнению лидера партии "Братство", президента Института проблем региональной политики и современной политологии Дмитрия Корчинского, Украина пытается все время держаться на политической периферии и компромиссно решать внутренние проблемы. Поэтому внешнего исламского терроризма нам бояться точно не стоит, а внутренний террор, если он и будет, то вряд ли будет немотивированным.

«Скорее всего, он будет направлен против государственных деятелей и политических лидеров. То есть нам, простым украинцам, бояться не стоит. Пусть боится начальство, а мы будем на все это смотреть по телевизору», - заявил лидер «Братства».

Эксперт уверен, что от оппозиции терактов ждать не стоит. Если что-то подобное и произойдет, то это будет самодеятельность отдельных личностей. «Дело в том, что 2-3 людям, которые на это отважатся, не нужна поддержка оппозиции. Все, что им нужно, у них есть под руками, и они все вопросы способны решить самостоятельно», - предупредил Дмитрий Корчинский.

Власть под предлогом угрозы терактов может ограничить свободные собрания, но раньше ей не нужны были эти поводы, продолжил братчик.

«Терроризм всегда стимулируется идейными мотивами, и там всегда присутствует элемент самопожертвования. Против него можно бороться, его можно не воспринимать (я, например, не воспринимаю терроризм), но неуважительно относиться к терроризму и террористам я себе никогда не позволю. Я человек, воспитанный в рамках европейской культуры, которая всегда с пониманием и заинтересованностью воспринимала терроризм. Скажем, Жан Поль Сартр поддерживал терроризм в Европе, сам ходил по Монмартру, распространял цитатники Мао. Это тренд. Вы знаете, и алкоголизм вредит людям, вообще цивилизация убивает. Промышленные выбросы в атмосферу убивают значительно больше людей, чем в принципе когда-нибудь могли бы убить террористы, но, тем не менее, без промышленности тоже никуда не денешься», - добавил Дмитрий Корчинский.


Политолог, историк-международник, профессор Киево-Могилянской академии Алексей Гарань считает, что теракт в Бостоне могла организовать и исламская радикальная организация, и террорист-одиночка из США, или какая-то религиозная организация христианских фундаменталистов. Поэтому о влиянии теракта на международные отношения говорить рано.

«Украинцам не надо бояться, им надо придерживаться общих правил безопасности, которые существуют во всем мире, - уверен эксперт. - Мне кажется, что здесь больше вопросов к нашим правоохранительным органам, потому что они «умеют» бороться с мирными демонстрантами, но оказываются неэффективными, когда речь идет о борьбе с реальной преступностью».

Политолог опасается, что власть опять будет использовать угрозу терроризма для закручивания гаек внутри страны, аргументируя это необходимостью увеличения финансирования на силовые структуры.

«Совершать теракты не в интересах оппозиции. Силовые сценарии не в ее интересах, мы как раз знаем, что такие вещи больше провоцируются властью», - подытожил Алексей Гарань.


«Украинцам тоже стоит опасаться терроризма, потому что угроза терактов уже неоднократно разыгрывались в украинской политике. В условиях политического противостояния либо совершенные теракты, либо выявленные, либо спровоцированные, либо сфальсифицированные могут стать разменной картой», - считает политолог Игорь Попов.

Эксперт напомнил, что в Украине совершали посадку секретные самолеты с узниками, которые летели в Гуантанамо для допросов, поэтому свои счеты у международных организаций могут быть и к Украине.

«Любые силы в Украине могут устроить провокацию, потому что это стало игрушкой в политике. Под угрозой терактов власть может ограничить свободные собрания. Кроме того, повторение истории с «караванским стрелком» может привести к ужесточению продажи и хранения оружия в Украине», - добавил Игорь Попов.


«Украинцы, конечно, должны опасаться терроризма, потому что он возникает в странах, где нечем людям заняться. Убийца Джона Леннона сказал, что он убил для того, чтобы прославиться еще больше, чем сам «Битлз». В Украине высокий уровень депрессии, нищеты, недовольства властью, неустроенности людей — в таких странах вероятность возникновения терроризма самая высокая», - считает народный депутат Украины, фракция ВО Батькивщина, генерал-лейтенант милиции Геннадий Москаль.

По мнению депутата, люди не имеют возможности реализоваться, возникает внутренняя депрессия, которая переходит в ненависть. «В парламенте можно покричать на парламентское большинство — и уже пар вышел. А как могут обычные люди себя реализовать? Вспомните взрыв на Троещинском рынке — человек просто хотел привлечь к себе внимание. Задача правоохранительных органов — предупреждение таких преступлений, как теракты», - заявил генерал-лейтенант.

Тем не менее, политические силы никогда не будут использовать моду на терроризм в своих интересах, уверен оппозиционер. Разве что маргинальные, «диванные» партии, члены которой умещаются на одном диване и не имеют другой трибуны. А парламентские партии имеют трибуну, доступ к СМИ, возможность высказать свою точку зрения, а потому к террору не прибегнут, подытожил Геннадий Москаль.


«Терроризм бывает очень разным. На мой взгляд, произошедшее может быть списано на какие-то внутренние факторы, потому что внутренний терроризм в США тоже существует. Мы видим, что выбранная дата привязана к истории США — это день патриота, день бостонского чаепития», - рассказал научный директор института прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии Сергей Литвинов.

По мнению эксперта, теракт в Бостоне может быть делом рук одиночек или каких-то маленьких полусектантских групп. Он также подчеркнул, что терроризм — явление всемирное, и везде имеет свои корни. Просто в мировых СМИ теракт в Париже, Барселоне, Вашингтоне или Бостоне — это более значимое событие, даже если жертв немного, чем аналогичный теракт, где на порядок больше жертв, в Дамаске или Багдаде.

Господин Литвинов обратил внимание на несколько факторов, которые делают США более уязвимыми для террористов. Это свободный оборот оружия, атомизация индивидов, характерная для индустриального общества и своеобразный запрос общества. Спецслужбы за всеми проследить не могут, а общество уделяет слишком много внимания террористам.

«На самом деле это отличная реклама и для одиночек, и для групп. А сенсации для СМИ — это очень хороший материал, когда не надо напрягаться, но зато можно показать картинки с кровью, смертью — все то, что привлекает людей во все времена», - пояснил эксперт.

«Украинцам не стоит опасаться терактов, а нашим силовикам, спецслужбам, СБУ, МВД — всем, кто должен делать все, чтобы таких вещей не происходило, всегда надо опасаться — до марафона, во время и после, это их работа. И от того, как они ее выполнят, будет зависеть, стоит нам опасаться или нет. Я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы в Украине поселился терроризм, радикализм, но мы всегда должны быть готовы к тому, что ситуация может измениться. Если бдительность людей, которые отвечают за нашу безопасность, будет постоянной, то мы будем готовы к этому изменению, а если мы расслабимся, то можем прозевать», - уверен научный директор института прав человека и предотвращения экстремизма и ксенофобии.


«Учитывая состояние нашей медицины, в каком состоянии пребывает наша психиатрия, вполне возможно, что какие-то люди с неуравновешенной психикой будут вместо фекалий использовать что-то другое, более смертоносное. Но придавать этому политическое значение не стоит. Мы не можем вернуться в 1905 год к терактам народников, у нас другое государство, другая ситуация и другое общество. И я надеюсь, что мы подобного не увидим никогда», - подытожил Сергей Литвинов.

Александр Комаровский
Новости Украины - From-UA