Евроинтеграция для дальнобойщиков
19.04.2013 18:37
До 1914 года ни о каком визовом режиме наши предки и не слыхивали. Пересечь русско-германскую или русско-австрийскую границу мог каждый желающий житель Российской империи.

Для этого требовалось лишь иметь паспорт – причем не заграничный, а обыкновенный имперский паспорт, «выправленный» в канцелярии. К слову, обычно он требовался только для выезда за кордон или для переселения в другие регионы империи (в Сибирь, например), так что миллионы крестьян и городских «низов», никуда дальше уездной ярмарки ехать не собиравшихся, «пачпорта» вообще не имели (аж до всеобщей паспортизации при Хрущеве).

Помимо паспорта, выезжающий должен был иметь приличный вид, который бы соответствовал устному пояснению цели его поездки: на выставку, в турпоездку, на «воды», паломническая миссия. Кроме того, представителям народного сословия требовалась письменное подтверждение «благонадежности» из полицейского участка (дворяне, духовенство и госслужащие были освобождены от этого унизительного для них требования). Так автоматически отсеивали всех нищих бродяг, гастролирующее ворьё и потенциальных «гастрабайтеров» - причем, ещё на КПП российской погранслужбы. Тогда держава именно стремилась не выпускать за границу нежелательный элемент, дабы не позорить себя перед немчурой.


Поэтому германские и австрийские власти очень доверяли своим коллегам, и их пограничники не придирались к русским туристам. Они с вежливой улыбкой проверяли документы, ставили свою отметку (визировали) козыряли – и поднимали полосатый шлагбаум. Точно так же Германия Австро-Венгрия старались не выпускать на Восток собственный неблагонадежный элемент.

Эта система взаимного доверия и самоконтроля рухнула после Первой мировой войны и Октябрьской революции, когда из страны в страну стали перемещаться массы эмигрантов и беженцев, разгромленные армии, шпионы и диверсанты, политические авантюристы и организаторы переворотов. Так была введена поголовная система усиленного визового режима – когда для въезда в страну требовалось получить в посольстве или консульстве её специальное разрешение, названное визой.

Сравните ситуацию до 1914 года – когда процесс оформления въезда занимал несколько минут и завершался росписью или печатью офицера погранслужбы, и после введения визового режима – когда нужно простаивать очереди в консульство и заискивать перед тамошними бюрократами. Чем более жесткий был визовый режим, тем труднее было получить визу, и тем более ограниченной была эта самая виза. В 90-х годах доходило до того, что люди стояли в очереди неделями (или покупали там место), чтобы получить визу на несколько дней. А многие гастрабайтеры жили в Европе по давно просроченным визам.

В настоящее время визовый режим между странами (и степень его жесткости) играет две роли. Во-первых, он определяет уровень доверия к конкретного государству. Прежде всего, в плане въезда с его стороны нежелательных гостей. Если это высокоразвитое дружественное государство, соблюдающее собственные законы, то зачем же препятствовать въезду его почтенным гражданам – хоть в гости, хоть на ПМЖ! А что до транзитных пакистанцев в фургонах с апельсинами или банд футбольных хулиганов, то оно само задержит их на своей границе. Поэтому визовый режим с ним может быть символичным или вообще отсутствовать. Поставят в аэропорту штампик – и добро пожаловать!


Наверное, теперь читатель сможет понять, почему все эти годы Евросоюз удерживал в отношении Украины визовый режим максимальной жесткости. Потому что 90% въезжающих в Европу с Востока гостей – нежелательные элементы. Гастрабайтеры, «челноки», проститутки и побирушки, криминал. А ещё через Украину пытаются проехать в Евросоюз нелегалы со всей Евразии. И в этом плане доверия к украинским пограничникам (чей начальник, по слухам, получил свою должность в качестве подарка его брату-спикеру) нет вообще. За сто долларов они пропустят в Европу не то что нелегалов, но и северокорейский диверсионный батальон.

Во-вторых, визовый режим стал орудием политической войны. С его помощью можно создать эдакий «железный занавес» вокруг любой страны - или же, напротив, самим огородится от остального мира. Ужесточение или послабление визового режима стало рычагом внешней политики. Это также индикатор, показывающий отношения между державами.

И нередко мы видим, как соображения безопасности идут в некоторую конфронтацию с интересами внешней политики. Например, когда довольно жесткий визовый режим удерживается с довольно развитой страной, тут явно дело политической напряженности. Или когда, наоборот, визовый режим ослабляется в отношении государства, которому место в «карантине».

Скажем честно: жесткий визовый режим Евросоюза в отношении Украины был оправдан соображениями европейской безопасности. Киев сколько угодно мог объявлять безвизовый режим с Западом – но ведь не оттуда к нам ехали миллионы подозрительных личностей, а наоборот!

«И никогда не будет легче, потому что мы для Европы - страна четвертого мира, дерьмо, которое лежит где-то за ее границами, и это отношение не меняется. Европа преследует свои интересы», - рассказал своё видение ситуации эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.


Однако прошли годы, ситуация несколько изменилась. Стало совершенно понятно, что визовый режим между ЕС и Украиной чрезмерно жесток. Например, когда визы не дают детскому театру – и тот унизительно пляшет перед европейским консульством. Когда процедура оформления виз слишком затянута для официальных делегаций, журналистов, студентов и ученых, для тех, кто по роду своей деятельности постоянно пересекает границу. Поэтому появилась возможность, не нарушая интересы европейской безопасности, несколько ослабить визовый режим.

Это можно было бы сделать обыденно и рутинно, без лишнего ажиотажа: приняли, утвердили, отпечатали новые инструкции, разослали по местам. Однако, напомним, визовый режим – это орудие политической борьбы. Евросоюз просто не мог не воспользоваться этим, чтобы лишний раз не поиздеваться над Украиной.

Давно назревшее смягчение визового режима европейская политическая бюрократия тут же превратила в морковку. Которой она махала перед носом Украины. Мол, мы готовы пойти на это – если вы выполните наши определенные требования. Причем, требования были в основном политического характера, и это понятно: в отличие от экономических, они выполнимы. Гораздо проще выпустить из тюрьмы Луценко, гораздо реальнее принять закон о правах оппозиции, чем искоренить в стране нищету и бедность – и тем самым ликвидировать основную причину жесткого визового режима.

С другой стороны, лукавили сами украинские политики, как стоящие у власти, так и оппозиционные. И при Кучме, и при Ющенко, и при нынешнем Януковиче. Которые готовность ЕС послабить визовый режим называли своим великим достижением. Мол, после многолетней и кропотливой работы (распитием текилы с европейскими коллегами) им удалось добиться «прорыва в отношениях», «сближения с Европой» и «интеграции Украины в мировое сообщество».


Таким вот образом, совместными усилиями, им уже много лет удаётся морочить голову избирателям. Европейские политики втирают своим, что они, такие мудрые и всесильные, сумели укротить и поставить на путь демократии и цивилизации Украину. Многим это действительно льстит, особенно полякам и прибалтам. А украинские политики создают видимость постепенной «интеграции в ЕС» для украинских избирателей - всё ещё надеющихся, при их жизни откроются безвизовые ворота в европейский рай.

Опять же, куда проще обещать украинцам безвизовый режим и «ассоциативное членство», давая людям надежду, что через много лет у них появится возможность свободно ездить в Европу на заработки (или воровать, попрошайничать, торговать собой), чем поднимать их жизненный уровень. В общем, вот так и живем…

Время от времени визовый режим, под громкие фанфары, действительно чуть-чуть смягчают. Но как? Посмотрим это на примере нынешнего события.

Итак, 18 апреля европейский парламент простым большинством поддержал рекомендации Совету ЕС подписать с Украиной Соглашение об упрощении порядка выдачи виз. Поддержал в совершенно спокойной рутинной обстановке, если не считать протестов представителей геев и лесбиянок, недовольных тем, что Киев не выполнил требования по наделению особыми правами т.н. «сексменьшинства». Но на возмущение содомитов, попытавшихся встрять в процесс, решили не обращать внимание – и тему проголосовали.

Кстати, украинская оппозиция уже поспешила заявить, что это именно её «перемога», достигнутая «вопреки саботажу со стороны режима». Надо полагать, что теперь одеяло на себя потянет власть, и начнется выяснение, кто же из них больший друг народа.

Многие СМИ поспешили превратно истолковать новость как упрощение визового режима для всех украинцев. Пошли слухи о том, что визовый режим вообще отменяют. Среди украинцев пошло волнение, кое-кто стал паковать сумки, чтобы попасть в Европу и раньше других и застолбить себе место на стройке. Однако информация была неверной, на что сразу же указали эксперты, к которым обратился корреспондент интернет-издания Новости Украины.


«Европа нас разводит, как котят. Между упрощенным визовым режимом и безвизовым режимом две большие разницы», - прокомментировал в эксклюзивном комментарии интернет-изданию Новости Украины – From-UA новость лидер крымских коммунистов Леонид Грач. Который считает, что все эти небольшие послабления не имеют никакого значения, и являются лишь политической приманкой. «Потому что Украину они держат за дурочку, для шантажа с Россией».

Хотя европейские депутаты заявляли что, нужно «открыть границы» не в интересах власти, а в интересах населения, с этим категорически не согласен и эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. Такое мнение он высказал в эксклюзивном комментарии интернет-изданию Новости Украины – From-UA.

«К народу это не имеет никакого отношения. На самом деле визовый режим упрощен не для народа и отнюдь не для народа, а для весьма специфических категорий граждан, которые к народу имеют весьма отдаленное отношение. Это было сделано исключительно для чиновников и в какой-то мере для журналистов. Но журналисты и так могли по рабочим визам путешествовать, а чиновники по диппаспортам. Поэтому шумиха не соответствует реальности. Никакого упрощения визового режима для украинцев как нет, так и не было», - пояснил он.

Действительно, если мы более внимательно изучим новость, то сможем убедится, что послабление визового режима произошло лишь для некоторых категорий граждан. А именно: для участников официальных программ, журналистов, близких родственников жителей Евросоюза, направляющихся на лечение в Европу пациентов. А еще в этот список попали водители грузовиков и автобусов – которые давно страдают от регулярных нервотрепок с визами.


Ну что же, хотя бы для дальнобойщиков Европа станет чуть более открытой – это уже радует! Да и артистам уже не придется танцевать гопака перед консулами. Как говорится, если интегрироваться в Европу не получается всей Украиной, будет пробовать сделать это по одному. Сегодня больные и водители, а завтра, может быть, студенты и повара.

«Лично я считаю, что самое лучшее - чтобы визового режима не было вообще». Такое мнение в эксклюзивном комментарии интернет-изданию Новости Украины – From-UA - пожелал польский историк, аналитик Института международных отношений Варшавского университета Анджей Шептицкий. По его мнению, стремление людей заработать естественно и приоритетно, именно о нем они думают в первую очередь. И уже в последнюю очередь его волнуют вопросы внешней политики. Поэтому стремление украинцев к интеграции в Европу не следует расценивать как политическую идеологию. Люди просто хотят туда, где выше уровень жизни и гражданские свободы.

Что же, это совершенно понятно, что люди хотят туда, где лучше – особенно если учитывать, что элита современной Украина вообще не заинтересована в повышении уровня жизни населения и создания гражданско-правового общества. Ведь как же они тогда будут наживаться и боговать! Вот и возникает такой вот замкнутый круг: в Европу украинский народ не пускают, потому что он не вырос из драных штанишек нищих бродяг – но он как раз стремится туда, чтобы заработать, потому что в Украине это просто невозможно.

Разумеется есть альтернатива: Российская Федерация. В которую украинцы ездят на заработки уже 20 лет – а некоторые там и остаются. Благо это было гораздо проще: не требовались визы, не было языкового и культурного барьера, было проще «слиться с толпой», можно было найти работу по специальности, было проще купить или снять жилье, оформить вид на жительство, получить гражданство. Для тех, кто направился искать счастья в Россию, эти плюсы даже перевешивали такие минусы, как меньшую (по сравнению с Европой и Америкой) зарплату и высокий риск столкнутся с криминалом или ощутить на себе все прелести беспредела российской милиции.


Ехал ли кто-то в Россию на заработки потому, что это «братский народ», «мы одна разделенная страна» и «я русский по убеждению»? Думается, что таких были единицы. Сторонники сближения с Российской Федерацией в подавляющем большинстве такие же «шкурники», как и сторонники евроинтеграции – люди исходят, в первую очередь, из личных экономических соображений, а уже потом в свободное время играются в политику. И если они остались жить в России и восторженно отзываются о своей новой родине, то вряд ли потому, что долго смотрели на портрет Путина. Просто у них появилась хорошая работа, хорошая зарплата и просторная квартира – чего у них не было в Украине. Всё просто и логично!

Вот и наши бывшие сограждане, пристроившиеся в Германии, Британии, Нидерландах и т.д. тоже довольны своим на порядок возросшим уровнем жизни и более приятным во многих отношениях обществом. То, что ночью под окнами пьяные не орут «Ирка, сюда иди, сука!» и «Пошел на….й, педераст!», для них уже хорошо.

Кому в какую сторону ориентироваться – это каждый должен решать сам, считает украинский правозащитник и публицист Мирослав Маринович. Нельзя силой тащить народ в ту или иную сторону. Тем более, что в результате мы просто обессилено рухнули на землю. «Это вообще позорная ситуация для народа, когда он, как говорил Франко, как паралитик на перепутье. Он просто застыл и ничего не делает для того, чтобы определиться в геополитическом смысле». Так он высказался в эксклюзивном комментарии интернет-изданию Новости Украины – From-UA.

Сам Маринович является сторонников евроинтеграции и считает, что «Европа так много делает для того, чтобы двери для нас остались открытыми, и для того, чтобы мы чувствовали, несмотря ни на что, себя приглашенными».

Его оптимизм разделяет политолог Александр Палий. В своем комментарии интернет-изданию Новости Украины он заявил, что в евросоюзе будто бы рассматривают возможность полной отмены визового режима с Украины «уже в обозримом будущем».


«Для европейцев после Оранжевой революции стало понятно, как это было понятно и в 18 веке, что украинцы - это европейский народ, поэтому Украина в сознании европейцев уже интегрирована в Европу», - сказал Александр Палий.

Что ж, такую логику понять непросто, поскольку понятие «европейский народ» совершенно ни о чем не говорит европейцам. И оно уж подавно никак не влияет на европейское законодательство и интересы европейской безопасности. А именно они, как мы отметили выше, определяют режим отношений между странами: визовый или безвизовый, и в какой степени. Думается, что если подойти к вопросу серьезно, без романтики, то безвизового режима с Европой нам придется ждать до тех пор, пока средняя зарплата в Украине не сравняется хотя бы с польской, а коррупционная Система не будет разрушена, арестована и посажена. Если честно, то ничего такого в обозримом будущем не наблюдается…

А тем времен отрезанных от Европы железным забором жесткого визового режима украинцев озадачила новость с Востока: российское руководство объявило, что въезд в РФ с 2015 году для граждан стран, не участвующих в Таможенном союзе, будет осуществляться по загранпаспортам. Не слишком большая проблема - загранпаспорт могут получить все желающие, вопрос во времени и сумме, поэтому остановить поток легально въезжающих или как-то отфильтровать его, она не позволит.

Думается, что в данном случае это чисто политическое решение (режим пересечения границы как политическое орудие), принятое с целью подтолкнуть колеблющихся к вступлению в ТС. И в данном случае речь идет, прежде всего, об Украине. То есть решение создает небольшие проблемы гражданам Украины, ездящим в РФ – а они, в свою очередь, своим недовольным бурчанием должны будут изнутри давить на власть. Если, конечно, пророссийским агитаторам удастся их убедить, что в этом виноват именно Янукович «медлящий со вступлением в ТС», а не придумавший этот нехитрый трюк Путин. Который тоже решил попробовать постучать по темечку Украины «визовой дубинкой».

Впрочем, уже в самой России эксперты высказывают опасения, что результат таких экспериментов может быть отрицательным и нежелательным. Так, руководитель Лаборатории социально-политических технологий «АМП СПб» Алексей Шустов высказал обеспокоенность, что в ответ «соответствующие страны» примут такое же решение.

И вот мало нам было «газовой войны» - так мы еще начнем и «визовую»?

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA