Польская месть украинским «героям»
23.04.2013 08:00
…и не в Украине, а в Польше. В тамошнем сейме зарегистрирован законопроект о признании ОУН-УПА преступными организациями, совершившими геноцид польского населения т.н. Восточных Кресив в 1939-1947 гг.

Осуждение геноцидов в наше время стало не просто политической модой, а правилом хорошего тона. Редкое государство не осудило какой-нибудь геноцид. Иногда осуждают даже те геноциды, о которых имеют самое далекое представление (например, признание голодомора Эквадором или холокоста Таиландом). Осуждают даже те, кому в глубине души на это просто наплевать, но правила есть правила. И уж подавно осуждают те, кто в геноциде был пострадавшей стороной, что, собственно, мы и видим в данном случае.

Хотя иногда, осуждая одно, люди принципиально отказываются осуждать другое. Например, многие осуждающие преступления ОУН-УПА отказываются признать Катынскую трагедию. Многие украинцы, признающие голодомор, считают ОУН-УПА не преступниками, а героями. Поляки же, признавая резню поляков украинцами на Волыни, помалкивают про резню украинцев поляками в Сахрыни. Это вполне вписывается в традиционную концепцию «наши хорошие – ваши плохие».


Поэтому не будем забывать о том, что авторы данной инициативы – заинтересованная польская сторона. Хотя факт Волынской резни никто отрицать не станет, трактовать его можно по-разному. Не всегда лишь для того, чтобы почтить память убиенных и осудить их палачей.

Вот почему прежде, чем разразиться традиционными в таких случаях «правильно!» и «давно пора!», стоит отметить, что сам законопроект вызывает немало вопросов. Такое впечатление, что писали его разные люди, преследующие несколько разные цели.

Например, почему в нем фигурируют именно Восточные Креси – чисто польское жаргонное название «окраин» польского государства 1922-39 годов, простиравшихся от Балтики до Трансильвании? Если это документ для внутрипольского пользования, то понятно. А если же он рассчитан на международную реакцию, то не правильнее было бы написать «Волынь» или «Волынское воеводство»?

«Если Польша до сих пор называет Восточную Галичину Кресами, то пусть себе купят компас и внимательно посмотрят, где их страна, а где независимая Украина. Наша УПА воевала за свою независимость на своей, Богом данной земле, потому называть так наши земли - это значит быть чрезвычайно предубежденными и не освобожденными до сих пор от примитивизма исторического восприятия современных реалий», - так гневно прокомментировала польскую инициативу народный депутат от ВО «Свобода» Ирина Фарион интернет-изданию Новости Украины.

Правда, непонятно, при чём тут Галичина, если геноцид поляков был на Волыни? Наверное, пани Ирина просто забыла, что центром мировых событий является не только её любимый Львов. Но зато она не преминула заявить, что «именно такими методами защиты своей земли от разных форм оккупации и надо было действовать». И подчеркнула, что наследие ОУН-УПА для неё - это «гордость, сила и вдохновение».

Впрочем, настроение Ирины Фарион можно понять. Как поведал исполнительный директор Фонда украинско-польского сотрудничества PAUCI Ян Пекло, в проекте решения говорится не только про УПА, но и о «Свободе» - что она шовинистическая, националистическая и экстремистская партия.


«К сожалению, «Свобода» перетянула на себя электорат БЮТ на Галичине на выборах. Если мы будем работать в условиях конфликта, то есть угроза, что наши добрососедские отношения могут быть испорчены», - опасается пан Пекло.

В данном проекте также стоит отметить, что к указанному началу данного геноцида (осень 1939 г.) эти Восточные Кресы уже не являлись частью Польши, а стали частью советских республик. Но советская власть не позволяла никому никакого геноцида, так что первые случаи межнациональных столкновений произошли только летом 1941-го, когда территорию заняли немцы. А Волынская резня и вовсе началась аж в 1943-м. Так что есть все основания полагать, что своим законопроектом польские депутаты хотели не только осудить ОУН-УПА, но и заявить что-то ещё. Как минимум, выпятить свой гипертрофированный польский гонор.

«Существуют вопросы о том, что является целью этого постановления - память о жертвах, или также целью является обострение отношений с Украиной? Опасаюсь, что некоторые проекты постановлений по этому поводу были чересчур радикальными и могли быть плохо восприняты украинцами», - считает главный редактор польского журнала «Новая Восточная Европа» Анджей Бжезецкий.

Он считает, что в таком постановлении должны быть формулировки «протягивание руки украинцам и призыв к диалогу». В противном случае это будет просто выпад, который воспримут соответствующим образом. «Настоящее почтение жертв Волыни будет возможно только тогда, когда и украинцы подойдут к истории УПА спокойно и будут готовы к диалогу с поляками», - уверен Бжезецкий.

Что ж, пожелания неплохие. Вот только хотелось бы знать, когда будут готовы к спокойному диалогу сами поляки, которые не в первый раз превращают скорбные страницы своей истории в политические фарсы (точно как наш Ющенко с голодомором). Помнится, несколько лет назад они на самом высшем уровне подняли тему Катыни – выдвигали иски, требовали компенсаций, подавали в Европейский суд и устраивали траурные мероприятия. Если бы не внезапная трагедия под Смоленском, сработавшая, как ушат холодной воды, кто знает, чем бы закончился этот «Катынский детектив»! А сейчас вот, возможно, заскучавшие польские политики решили раскрутить Волынское дело.

Довольно странно, ведь, как верно заметил писатель и публицист Олесь Бузина, нынешняя Польша постоянно чувствует себя адвокатом Украины в процессе евроинтеграции. Будет весьма непросто раскручивать тему ОУН-УПА, являющейся фундаментальной базовой идеологией не только ВО «Свобода», но и почти всей украинской оппозиции, и одновременно оказывать ей поддержку.


«Вполне возможно, что среди поляков победит другая точка зрения: давайте закроем глаза на прошлое и вообще не будем трогать эту кровавую тему, а будем вредить России, делая из нынешней Украины максимально антироссийский проект», - предположил Олесь Бузина.

«Я не думаю, что польский парламент примет такое решение, потому что это навредит польско-украинскому диалогу», - как бы подтверждая это, заметил Ян Пекло.

Гораздо хуже то, что тема Волынской резни (и других преступлений ОУН-УПА) не имеет единой оценки в самой Украине. Тут статус «воякив» колеблется от непризнанных героев нации до безумных садистов на службе Гитлера. Причем характерна судьба их лидеров Бандеры и Шухевича, которые со сменой политических сил во власти то были произведены в Герои Украины, то лишены этого звания. Неудивительно, что тема УПА каждый раз является поводом для самых ожесточенных споров и злобных выходок.

Однозначно одно: инициатива польских парламентариев сыграла на руку противникам украинского национализма. Теперь у них появился дополнительный аргумент против ОУН-УПА, а также повод использовать его в новых дискуссиях. «А вот вас Польша осудила!» - будут козырять они. Их не остановит даже то, что та же самая Польша осудила также Катынскую трагедию как «чудовищное преступление сталинизма» и чуть было не стребовала с России денежную компенсацию.

Разумеется, что национал-патриоты и их сторонники чихали на это постановление. Они были и останутся поклонниками Бандеры и будут называть все обвинения против него либо «сфабрикованной ложью», либо «искаженными фактами». Никто не захочет придти к консенсусу, потому что никто не захочет поступиться принципами, проявить слабость и сдать позиции…

«Как известно, никто и нигде не нашел никаких архивных документов, подтверждающих, что резня на Волыни была следствием некоего решения руководства УПА. Можно говорить лишь о том, что отдельные люди из этой организации, спровоцированные и немцами, и советской агентурой, чинили зверства против поляков», - попытался мягко, объективно прокомментировать тему общественный и политический деятель Максим Стриха.

Он подчеркнул, что нельзя переносить обвинения за преступные действия, содеянные представителями объединения, на все это объединение. И назвал в качестве примера Армию Крайову или РККА:


«К сожалению, точно так же совершали тогда преступления люди, которые состояли в Армии Крайовой - и жертвами этих преступлений стали многие тысячи мирных украинцев Волыни и Холмщины. Тогда же чудовищные преступления совершали и бойцы Красной армии, которые изнасиловали (по оценкам современных исследователей) 10 % женщин занятых ими регионов Германии. Но мы же не объявляем на этом основании Красную армию преступной организацией! Тогда почему мы при этом можем объявить преступной организацией УПА?» - считает Максим Стриха.

«Я совершенно не согласен, что Красная армия насиловала женщин и притесняла немецкий народ. Красная армия считала насилие уголовным преступлением, за которое полагался расстрел. Некоторые насильники могли избежать законов, принятых в Красной армии, но нигде в политике СССР или Красной армии не провозглашалось как цель насилование немецких женщин или уничтожение немецких сел. Любая армия на практике отклоняется от норм ведения - это делали и американцы, и англичане, и французы, и немцы, и советские войска, но ни американцы, ни СССР не одобряли военные преступления и всеми силами искореняли их в своих вооруженных формированиях», - парировал Олесь Бузина.

Словом, этот спор бесконечный – даже между экспертами. Что уж говорить о простых гражданах, знающих историю только по телепередачам и статьям в СМИ. Но давайте попытаемся хотя бы изобразить объективность и спросим себя, были ли организаторы и участники Волынской резни преступниками? Безусловно! А ещё они были идиотами, лузерами и неудачникам, которые додумались пришпиливать младенцев штыками к стенам. Именно поэтому они стали не героями, а злодеями.

Американские летчики уничтожили несколько миллионов немецких стариков, женщин и детей (и столько же японских), но они делали это в белых перчатках пилотов. Они просто бросали бомбы куда-то вниз, «на Гитлера», хотя и знали, что превращают в щебенку жилые кварталы. Поэтому они, весело насвистывая популярные мелодии, возвращались домой героями, получая за это награды и премиальные – и затем полвека были «примером для американской нации».

Советские летчики и артиллеристы тоже намолотили немало, причем своего собственного. Не нарочно, так получалось – били по немецкой батарее, а вместе с ней сносили и жилой дом – но всё же. Например, кто, по-вашему, превратил в руины Киев? Немцы? Он достался им в 41-м практически нетронутым! А вот в 1943-м армии Ватутина торжественно прошла по руинам украинской столицы. Нелепо было бы предположить, что это немцы сами себя бомбили и обстреливали из гаубиц. Однако советский солдат у нас считается безгрешным, выполняющим святую освободительную миссию - поэтому никто и не подумал подсчитать, сколько женских рук и детских ног торчало из руин освобожденных городов и сел. Всех списали как «жертв фашизма», сложили в братские могилы и поклялись «вечно помнить».


Украинские националисты не имели авиации. У «повстанческой армии» не было даже легкой артиллерии. А уж стихийным бандам «самообороны», совершающим ночные налеты на польские хутора, «бандеровцы» могли предложить только агитационные брошюры и сине-желтые ленточки. Они часами втирали деревенским мужикам про расовую теорию, про национальный вопрос и его эффективное решение в свете идей Дмитрия Донцова. Эти идиоты просто вложили мужикам в руки ножи и топоры и послали их резать поляков, «как делал Гонта, как делал Зализняк». Резать всех подряд, с особой жестокостью.

Разнеси они хутор из минометов – можно было бы списать жертвы среди баб и детишек на случайность. Мол, боролись за Украину, палили по Армии Крайовой (а то и по немецким войскам), а эти, сердешные, случайно под взрывы попали. Однако идиоты специально научили дебилов именно вырезать женщин и детей, по национальному признаку, ничуть не скрывая своих целей. И вот этот дикое озлобленное мужичье, вдохновленное агитаторами из ОУН, оставляло после себя прибитых к стенке младенцев как личную подпись своего преступления, содеянного преднамеренно и сознательно.

Более того, после этой резни, которой бы позавидовал даже Пол Пот, «бандеровцы» не только не открестились от волынских банд, но и с гордостью объявили их подразделениями УПА. Причем точно так же считают и их сегодняшние последователи, для которых важно придать видимость массовости бандеровского движения.

«Абсолютно неправильно отделять УПА от украинского народа - это 350 тысяч человек, это самое лучшее военное формирование украинского народа в 20 веке, чем мы и гордимся», - с гордостью завила Ирина Фарион, тем самым подписавшись и за тех волынских мужиков, которые топили в колодцах польских девок и протыкали штыками польских детишек.

Скажем больше: даже те 35-40 тысяч «кадровых» бойцов УПА (которые и были, собственно, УПА) лишь имитировали «борьбу за Украину». Ведь 90% их акций – это мелкие пакости вроде поджога библиотеки в собственном селе и уголовщина типа убийства соседа-тракториста. Мелко и гнусно для столь разрекламированной «армии». Это уровень всё тех же сельских банд. Миф об УПА как неком массовом народном движении, как о «борцах за волю Украины» держится исключительно благодаря фантазии его современных фанатов.


Поэтому в данном случае поляки задумали осудить не просто ОУН-УПА. Они задумали осудить один из самых важных украинских мифов. А это невозможно и просто бессмысленно.

И мы все знаем, что никакого эффекта это не даст. Ну бросит сейм немного дерьма на вентилятор, и что? Национал-патриоты пошумят пару дней и забудут, потому что сегодняшняя Польша - их важный союзник, это предбанник на пути в Европу. Их противники пару дней поглумятся над «бандеровцами» - и тоже успокоятся. Власти обеих стран тем более не станут ссориться по таким пустякам.

Вообще, как верно заметил в своих комментариях интернет-изданию Новости Украины Максим Стриха, тема Волынской трагедии уже была решена на высшем уровне 10 лет назад, когда президенты Кучма и Квасьневский вместе посетили Волынь и без лишних эмоций тихо почтили память погибших. Тогда на теме был поставлен официальный крест и принято решение не бередить раны прошлого. Это было самое оптимальное решение, исходя из наших реалий. Но теперь крест пытаются выкорчевать, а раны просыпать солью. Зачем?

Единственное, на что тут действительно стоит обратить внимание, так это упоминание в законопроекте украинского ВО «Свобода». Конечно, это радикальная и активная партия, однако она далеко не единственная, кто исповедует идеи украинского национализма и чтит ОУН-УПА. Таких партий в Украине немало, они годами заседают в парламенте, лидер одной даже был Президентом Украины (да-да, это Виктор Андреевич), а лидер другой чуть им не стал (это Юлия Владимировна). И никого не это не беспокоило! А тут вдруг такое внимание.

«Я не являюсь сторонником «Свободы», но я думаю, что деятельностью Виктора Януковича в Европе обеспокоены гораздо больше. И для Европы главной проблемой является именно украинский президент и правительство, а уже потом оппозиционная партия «Свобода», - считает Максим Стриха.

И вот тут возникает предположение, что вовсе не ОУН-УПА, а именно ВО «Свобода» является главным персонажем этой истории. Что инициатива польских парламентариев призвана не столько осудить «бандеровцев», как создать шум вокруг «свободовцев» (чему они успешно подыгрывают). Но зачем? Ведь в реальности они с поляками никак не пересекаются.


Думается, что единственное логическое объяснение этим странным событиям – кто-то пытается использовать польский сейм для дополнительной демонизации «Свободы», чтобы можно было сказать: вот, мол, даже в Европе обеспокоены этими «украинскими фашистами»! А, как известно, раскрутка «Свободы» в виде грозного пугала – это часть будущей избирательной кампании. Неужели она уже началась?

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA