Шарль де Голль: «Да — порядку, нет — хаосу»
26.04.2013 09:00
...высокий рост, блестящий ум, врожденный аристократизм. По его книгам учился Гитлер, им восхищался Сталин, в конце концов, французы избрали его своим президентом.

Французские садовые розы знамениты на весь мир не меньше, чем коньяк или мода этой страны. Каждая из роз по-своему неповторима и по праву носит собственное имя. Французы говорят, гораздо легче дать имя звезде, чем розе, поэтому цветы называют в честь олимпийских богов, героев прошлых веков, великих актеров, прославленных писателей, талантливых живописцев, гениальных ученых... И лишь одна из них носит имя политического деятеля нашей эпохи Шарля де Голля. Эта роза бледно-фиолетового цвета так же удивительна, как и сама личность генерала.

Первый во всем

Шарль Андре Жозеф Мари, второй сын Анри и Жанны де Голль, появился на свет в Лилле (Франция) 22 ноября 1890 года. Мальчик родился в дворянской семье, принадлежащей к старинному аристократическому роду. Один из его предков, Ришар де Голль, живший в Нормандии в XV веке, был преданным рыцарем Жанны д'Арк.


Отец Шарля настолько кичился своей голубой кровью, что с раннего детства воспитывал в детях сословное высокомерие и почитание рода де Голлей. Мать Шарля была очень набожна и сыновьям Ксавье, Шарлю, Жаку, Пьеру и дочери Луизе старалась привить правила христианской морали, но тоже убеждала детей в том, что им предначертано великое будущее. Такое воспитание не могло не сказаться на отпрысках де Голлей. Причем особым высокомерием, снобизмом и уверенностью в собственной избранности отличался именно Шарль. Его настольной книгой был «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана. Уже позднее де Голль признавался, что знаменитый дуэлянт, поэт и философ Сирано стал его кумиром на всю жизнь. Наш герой даже гордился своим длинноватым носом, видя в этом сходство с известным персонажем.

Твердо решив стать офицером, в 1909 году Шарль де Голль поступил в военное училище Сен-Сир, в котором в свое время учился Наполеон Бонапарт. На построении де Голль всегда стоял первым, что, впрочем, при его почти двухметровом росте ни у кого не вызывало возражений. Но при этом однокурсники шутили, что Шарль стоял бы первым, даже если бы был карликом. Среди курсантов было принято давать друг другу хлесткие клички. Доброжелатели называли Шарля Два Метра, Большой Шарль, Сирано, а вот от недругов он получил обидные прозвища — Павлин, Петух и Задери-Нос. В октябре 1912 года де Голль вышел из училища в чине младшего лейтенанта и уже через два года, когда началась Первая мировая война (1914 — 1918), отправился на фронт. Военная карьера Шарля продвигалась очень медленно, потому что он позволял себе критиковать старших по званию. Впрочем, было за что: французская армия в начале Первой мировой войны исповедовала принцип атаки до победного конца, и это часто приводило к поражениям и большим потерям. Де Голля называли выскочкой, очередное звание капитана он получил лишь в 1916 году, и в итоге капитану де Голлю доверили роту.

Зимой 1916 года Шарля тяжело ранили во время сражения. Свои сочли офицера погибшим и оставили на поле боя, где его подобрал кайзеровский патруль. Так, в бессознательном состоянии, он попал в плен, который длился почти три года. Позднее де Голль узнал, что за это время правительство наградило его орденом Почетного легиона — посмертно.

Шарль пять раз пытался бежать из плена, но каждый раз его ловили и возвращали в лагерь. После освобождения и без того медленное продвижение по карьерной лестнице вовсе остановилось. Слишком прямолинейный для того, чтобы выпрашивать звания, де Голль предпочел завербоваться в 1919 г. военным инструктором в Польшу, где обучал рядовых и младших офицеров. Де Голль сыграл большую роль в разгроме польскими войсками в 1920 г. 1-й Конной армии Буденного, за что ему было присвоено звание майора польской армии и вручен орден Святого Венцлава.


Полковник Мотор

После ряда побед польской армии де Голль вернулся во Францию, где 7 апреля 1921 года женился на Ивонне Вандру. Вообще, Шарль был весьма чувствителен к женским чарам — до брака имел немало романов. Однако, женившись, он стал преданным семьянином. Невеста происходила из рода папы Юлия III, и поэтому де Голля часто упрекали в браке по расчету. Однако сохранились письма Шарля матери, где он рассказывает о своей невесте: «Я люблю ее. Я купаюсь в ее любви. Ради нее я готов на все».

Шарль и Ивонна прожили вместе долгую жизнь, которая оказалась вовсе не безоблачной. Их средняя дочь Анна родилась с синдромом Дауна. Уже занимая очень высокие посты, де Голль часто прерывал ради дочери важные встречи и даже уезжал с серьезнейших военных маневров. Анна умерла в 1948 году, и безутешный отец сказал: «Без нее я не смог бы сделать то, что сделал. Она придавала мне смелости».

Сразу после женитьбы де Голль устроился на должность ассистента профессора на кафедре военной истории родного Сен-Сира, но эта работа быстро наскучила ему, и он поступил в высшую военную школу, которая готовила офицеров высшего командного состава французской армии. Учеба, как всегда, давалась легко, однако и здесь Шарль постоянно спорил с преподавателями. В результате де Голль получил отвратительное распределение — в рейнскую оккупационную армию.

В 1924 году Шарль де Голль издал свою первую книгу «Раздор в стане врага», в которой проанализировал причины поражения Германии. В этой работе де Голль одним из первых подметил угрозу, исходящую от набирающих силу и наращивающих военный потенциал Германии и Советского Союза. Но влиять на политику Франции он еще не мог. Французский генштаб упорно следовал окопной доктрине и, вместо того чтобы технически модернизировать армию, занимался укреплением оборонительных рубежей. Именно в это время, в 1929 году, было начато строительство печально знаменитой линии Мажино (400-километровая система французских укреплений на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона). Де Голль продолжал протестовать единственно доступным ему способом — в своих книгах. В начале 30-х он издал «На острие шпаги» и «За профессиональную армию», где беспощадно критиковал военную доктрину.

Как и прежде, Шарль де Голль, что называется, плыл против течения, спорил со старшими по званию и, видимо, поэтому звание полковника получил только в 1938 году, на пороге 50-летия. Тогда же он был назначен командиром танкового полка в Меце. Здесь сослуживцы дали ему новое прозвище — Полковник Мотор.


Учитель Гитлера и друг Сталина

Накануне Второй мировой войны де Голль обратился к военному руководству страны с настоятельным требованием начать немедленные действия, предотвращающие захват Франции. Он считал необходимым создать крупные танковые соединения, всерьез заняться артиллерией и прекратить мыслить примитивными категориями. Но его призыв не был услышан. В 1940 г. полностью сбылись самые мрачные прогнозы де Голля: Германия сломала оборону Франции. Невероятно, но именно в этот момент Гитлер написал, что многое в понимании военной тактики он почерпнул из книг де Голля. А линия Мажино вообще никакой роли в защите страны не сыграла — немцы попросту обошли ее.

Слишком поздно к Шарлю де Голлю начали прислушиваться. Слишком поздно сделали его генералом, командиром танковой дивизии, а затем заместителем министра обороны. Франция капитулировала, и 22 июня маршал Петен подписал Компьенское перемирие. По военной субординации де Голль продолжал оставаться в подчинении Петена, но, в отличие от правительства страны, он не признал поражение. В отлаженной армейской системе Франции произошел небывалый сбой: генерал не подчинился маршалу. Шарль де Голль в одиночку продолжил войну против Германии. Он смог улететь из практически полностью захваченной Франции в Лондон, откуда 18 июня, за несколько дней до капитуляции, обратился по радио Би-би-си к своему народу. Он сказал: «Проиграна битва, но не война». При этом первое послание к народу он начал так, как начинали французские короли: «Мы, генерал де Голль, обращаемся к Франции».

Лояльное Гитлеру правительство Франции приговорило де Голля к смертной казни с конфискацией имущества, но его было не запугать и не остановить. Именно тогда закончилась карьера офицера и началась карьера политика. Под командованием де Голля состояли два французских батальона и три небольших военных корабля. Свое патриотическое движение они называли «Свободная Франция». Поначалу из всех лидеров государств антигитлеровской коалиции де Голля поддержал только Сталин. Черчилль относился к французскому генералу с недоверием, а Рузвельт просто не выносил его и называл капризной примадонной.

Это было самое трудное время для де Голля. Именно тогда умерла его любимая дочь. Шарль де Голль несколько раз находился в глубоком психологическом кризисе. Еще ранее, осенью 1940 г., генерал очень тяжело перенес фиаско англо-французской эскадры у Дакара. Говорят, в тот момент он был близок к самоубийству, тем не менее Шарль не сдавался. Он стал основателем и руководителем Французского комитета национального освобождения, созданного в Алжире летом 1943 г., после высадки там англо-американских войск. Де Голль направил французских летчиков в советскую армию — в состав легендарной эскадрильи «Нормандия-Неман», а в 1944 г. посетил СССР — побывал в Сталинграде, встретился со Сталиным и заключил договор о союзе и взаимопомощи.


В начале 1944 года Шарль де Голль стал главой временного правительства Франции и возглавил французское Сопротивление, оказавшее огромное содействие войскам союзников. Летом того же года началось изгнание из Франции оккупантов. 14 июня 1944 года на борту эсминца «Комбаттант» генерал прибыл на родину, а уже 25 августа он приехал в военное министерство в Париже, сел за рабочий стол, посмотрел в окно на любимый город и произнес: «Ну вот, круг и сделан».

«Франция овдовела»

Имение де Голлей Буассери немцы полностью разграбили и разрушили. Когда ошеломленная Ивонна спросила мужа: «Что же нам делать?», он улыбнулся и ответил: «Надо просто восстанавливать свой дом».

Он имел в виду не только собственное поместье, а всю Францию, что с успехом и сделал. Но в январе 1946 г. де Голль ушел с поста главы Временного правительства, не согласившись с новой конституцией, утверждавшей парламентскую республику, после чего стал руководить созданной им партией «Объединение французского народа». Между тем в Алжире разгорелась война за независимость, что вызвало очередное недовольство правительством. На этой волне политические акции генерала резко пошли вверх. 1 июня его избрали премьер-министром, а уже 28 сентября французы провели национальный референдум, на котором одобрили новую конституцию, разработанную его партией. Страна по новой конституции становилась президентской республикой (с этого времени ведет свое начало так называемая Пятая республика). А в 1959 году Шарль де Голль с триумфом был избран президентом Франции.

В начале 1960 года де Голль встречался с Никитой Хрущевым. Послевоенные отношения с СССР он представлял как продолжение политики взаимопомощи и сотрудничества времен Второй мировой войны. Французский президент хотел создать Большую Европу и видел в ней достойное место СССР. Однако концепция объединенной Европы — «от Атлантики до Урала» — вызвала у Хрущева резко негативную реакцию: он полагал, что таким образом французы выступают за разделение СССР на две половины, включив в «новую» Европу лишь западную часть страны. По указаниям возмущенного Никиты Сергеевича советские дипломаты передали французам не вполне дипломатичное предупреждение на этот счет. Де Голль отреагировал адекватно и никогда больше не изъявлял желание беседовать с советским лидером о Большой Европе.


В начале 60-х годов была предоставлена независимость почти всем африканским колониям Франции, в том числе Алжиру. Но еще долго после признания независимости этой территории на генерала вели настоящую охоту противники отделения Алжира. Рядом с де Голлем взрывались бомбы и гранаты, в него летели пули снайперов, правда, к счастью, все покушения оказались неудачными. Однако высокомерный и гордый президент шел вперед, не оглядываясь на такую «мелочь», как покушение на его жизнь.

Де Голль умел принимать решения и не боялся ответственности. Именно он стал инициатором создания Францией собственного ядерного оружия, вывел французские войска из-под командования НАТО, дважды налагал вето на прием Великобритании в ЕЭС. Ненавидящий коммунистическую доктрину, он тем не менее сделал все от него зависящее, чтобы укрепить советско-французские связи. Генерал соглашался с тезисом, предложенным еще Наполеоном: «Каждое государство проводит ту политику, которую ему диктует его география», но уважал и общечеловеческие принципы, в частности, право любого народа на свободу и независимость. Шарль де Голль одним из первых начал взламывать лед «холодной войны».

Восстанавливая отношения с Германией, президент Франции так провел переговоры с Конрадом Аденауэром, канцлером ФРГ, что тот сказал ему: «После встречи и разговора с вами я верю, что вы поможете немецкому народу вновь обрести свое достоинство». В 1969 г. в связи с тем, что парламент отклонил законопроект де Голля о реорганизации сената и новом территориально-административном устройстве страны, генерал сложил с себя обязанности президента. «Французы, похоже, устали от меня, да и я от них, признаться, тоже», — пошутил он, но его глаза при этом оставались грустными.


9 ноября 1970 года, не дожив 13 дней до 80-летия, генерал скончался — остановилось сердце. По воле экс-президента его прах был захоронен на сельском кладбище, в 300 км от Парижа. По завещанию на похоронах присутствовали лишь родные. У Шарля было немало врагов, но, когда он умер, новый президент Жорж Помпиду с горечью произнес: «Франция овдовела»
Юлия Исрафилова
1k.com.ua