Вайнеры заплатили деньги, чтобы появиться в титрах «Места встречи...»
18.05.2013 10:00
...«Место встречи изменить нельзя». 10 мая 1978 года в Одессе начались съемки фильма «Место встречи изменить нельзя», ставшего легендарным. «АиФ.ua» пообщался с директором Музея кино при Одесской киностудии Вадимом Костроменко и побывал у памятника Глебу Жеглову и Володе Шарапову, установленному у здания украинского МВД в Киеве.

Высоцкий хотел сбежать

«Перед началом съемок в Одессу приехали Володя Высоцкий и Марина Влади, – вспоминает Вадим Костроменко. – И стали просить Говорухина отпустить Высоцкого, не утверждать на роль. Это при том, что до этого Высоцкий страстно хотел сыграть Жеглова. «Я не знаю, сколько у меня жизни осталось, отпусти меня, – вдруг заявил артист. – Сейчас появилась возможность поездить по миру, все посмотреть, хочу с Мариной попутешествовать». Но Говорухин не отпустил».

Более того: он даже однажды оставил Высоцкого вместо себя, рассказывается В. Костроменко. Это произошло в самый пик съемок. Говорухина внезапно пригласили на Берлинский кинофестиваль и в Париж. Поездка в общей сложности должна была занять 20 дней. Конечно, режиссеру очень хотелось поехать, но за время его отсутствия съемки бы безнадежно прервались.



Фото: Светланы Голландс


Накануне администрации картины пришлось очень долго и мучительно собирать актеров по театрам и другим съемочным площадкам, договариваться, менять график постановок, кроить репертуары. Теперь же актеры, с таким трудом вызванные из театров, разбежались бы снова по своим подмосткам.

И тогда Говорухин внезапно предложил Высоцкому: «Порежессируй без меня! Вернусь – переснимем». Тот согласился. Так фильм получил несколько ярчайших эпизодов и штрихов, срежиссированных Владимиром Высоцким. Например, хрестоматийная фотография Вари в каморке, которая, как условный знак, должна была спасти Шарапова.

В фильме есть сцена, полностью поставленная Высоцким, – допрос Груздева. Так все увидели легендарного артиста еще и в амплуа режиссера. И позже в планах киностудии появились съемки фильма «Зеленый фургон», режиссером которого как раз и должен был быть Высоцкий. Артист даже написал к нему несколько песен. Но – жизни не хватило...

Голая Влади произвела фурор

Перед началом работы над «Местом встречи...» все киношная общественность Одессы обсуждала не готовящиеся съемки (тогда еще никто не знал, какой шедевр снимается в Южной Пальмире), а один весьма пикантный как для советского периода и любопытный эпизод, вспоминает директор Музея кино. Красавица Марина Влади, прибывшая вместе с Высоцким, вызвала фурор на кинопоказе. Это был закрытый кинопоказ для профессионалов.

«В советские времена зарубежные фильмы нечасто «просачивались» на большой экран и демонстрировались широкому кругу зрителей, – рассказывает В. Костроменко. – Но киношную публику знакомили с новинками мировой киноиндустрии, чтобы мы имели представление, что творится на мировых площадках. Так вот, назначен просмотр французского фильма «Королева пчел», который привезли в Одессу на один вечер. Фильм на французском, переводчика под рукой нет. И тут Влади говорит: а давайте я переведу – я в этом фильме снималась. И вот просмотр. Влади сидит за пультом с микрофоном, переводит, а на экране – та же Влади, только... голая! Публика в тот вечер чуть шеи не посворачивала!».

Недостаточно «партийный» шедевр

«Когда фильм был уже закончен и худсовет его принял великолепно, братья Вайнеры, по книге которых была поставлена лента, внезапно возмутились: «Мы наш роман писали не о Жеглове, а о фронтовике Шарапове, который вернулся с фронта, попал в МУР и стал бороться с беззаконием... Поскольку фильм уже переснять невозможно – снимите нашу фамилию с титров!» – рассказывает Костроменко. – Спорить с маститыми мастерами никто не стал – титры пересняли. Первые титры были такими: «Автор сценария – Станислав Константинов». С этими титрами и была телевизионная премьера. Она прошла триумфально. Фильм был настолько популярен, что в дни его показов уровень преступности упал почти до нуля. Тут братья Вайнеры спохватились: верните наши фамилии! На что им ответили: надо переснять – переснимем. Но теперь за деньги. И они заплатили».

Вышедшая на телеэкраны лента тут же вызвала шквал писем – почта буквально захлебывалась. Большинство отзывов о фильме, приходивших на Одесскую киностудию, были восторженными. Но встречались и такие, как ниже, от ветеранов МУРа:

«Деятельность МУРа всегда отличалась партийностью. В фильме это не нашло достаточного отражения! Характерными особенностями сотрудников МУРа всегда были точный расчет, высокое профессиональное мастерство, идейная закаленность. Их отличали строгость и дисциплина. На экране эти качества стушевали».

«Однако время все расставило по своим местам, – говорит В. Костроменко. – И некий идейно не закаленный, не всегда дисциплинированный, иногда ошибающийся в своих расчетах Глеб Жеглов стал подлинным народным героем. Фильм продолжает волновать и интересовать людей до сих пор. Посетители Музея постоянно просят рассказать о том, как проходили съемки, о Высоцком, об атмосфере на площадке. Интерес настолько живой, будто речь идет о ленте, только что появившейся на экранах. Картина оказалась бессмертной. А все потому, что это не привычный милицейский фильм, построенный на детективном начале (поймают – не поймают, разоблачат – не разоблачат), это совсем другое: неординарные характеры, мощная эстетика. Шедевр, одно слово».

КСТАТИ

«Место встречи изменить нельзя» стал одним из тех фильмов, который поднял статус Одесской киностудии. После войны она долгие годы имела статус так называемой третьей категории, рассказал В. Костроменко. Чтобы подняться на ступеньку выше, надо было начинать снимать телевизионные ленты. После «Места встречи...» киностудию «повысили» до второй категории. А это были не только повышенные зарплаты для персонала, но и совсем другие бюджеты для будущих съемок. Щедрое субсидирование позволило появиться на свет еще многим талантливым кинокартинам.

Крылатые выражения

Вор должен сидеть в тюрьме!
Кофелёк, кофелёк... Какой кофелёк?
Дурилка картонная...
Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничек!
Поучи жену щи варить.
Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!
«Киевский памятник – самый достоверный»

Накануне юбилея съемок мы отправились к памятнику Глебу Жеглову и Володе Шарапову, который был установлен в столице прямо напротив здания МВД к 90-летию уголовного розыска. В Украине, к слову, есть два памятника героям фильма: этот и еще один – Глебу Жеглову напротив ресторана «Место встречи...» в Мариуполе.

День был праздничный, каникулярный, а потому на улицах почти не было людей. Однако возле памятника мы таки встретили несколько поклонников творчества Высоцкого и ценителей киноленты.



Фото: Светланы Голландс

«Считаю, это лучшая роль Высоцкого, – высказал свое мнение журналист Александр. – Фильм до сих пор смотрится замечательно, на одном дыхании!»

«Я восхищаюсь авторской игрой, работой режиссера, – поделился впечатлениями россиянин Алексей. – И этим памятником. Я большой поклонник таланта Владимира Семеновича, видел многие памятники ему и считаю, что этот – наиболее достоверный, реалистичный, живой. Прямо вижу этот эпизод, который запечатлен в памятнике: когда перед Большим театром МУРовцы ловили бандита. Вообще, я в восторге от Киева – это очень уютный, домашний город, город красивых памятников, уникальных зданий и душевных людей!»
Светлана Голландс
aif.ua