Венгерское экономическое чудо в Украине
28.05.2013 10:20
Один из рынков, наиболее активно оживающих после кризиса 2008-2009 годов – рынок нефтепродуктов. До электромобилей еще далеко (тем более, в Украине), и основным средством передвижения остается автомобиль, потребляющий бензин. Количество автомобилей в Украине растет ошеломляющими темпами - на 23-24% ежегодно за последние посткризисные годы (2011, 2012) . В основном, это – иномарки (доля отечественного автопрома продолжает падать - по итогу 10 месяцев 2012 года она составила 21%) , причем подержанные – если авторынок в 2012 году в целом вырос на 32%, то первичный рынок – на 28%. Кроме того, растет потребление нефтепродуктов и в аграрном секторе: устаревшие комбайны и тракторы постепенно сменяются более новыми. Рынок моторных масел, который активно рос вплоть до 2008 года (84,7 млн. литров в сравнении с 72,3 млн. в 2007), уже в кризисный 2009 год обвалился на 25%. Но уже в 2010 году рост возобновился – до 65,8 млн. литров, а уже в 2013 году – прогнозирует Укргосстат – выйдет на докризисные показатели.

За это время произошли существенные изменения в структуре потребления – многие автомобилисты сокращали потребление масел. Многие - переходили на более дешевые и менее известные бренды. В целом, основной удар кризиса принял на себя премиум-сегмент, в то время как бренды среднего и низшего сегмента росли в популярности.

Однако не всем малоизвестным маркам удалось использовать кризис в своих целях. Некоторые, наоборот, являются хрестоматийным примером утерянных возможностей, когда коррумпированность и неэффективность управления не дает поля для маневра и перехвата инициативы соперника. Приведем лишь один, не единственный, но, как нам кажется, наиболее показательный пример – украинское представительство венгерского нефтегазового гиганта «MOL».

Лидер по производству и продаже смазочных материалов в Центральной и Восточной Европе занимает лишь 0,5% украинского рынка. Для сравнения, на венгерском рынке доля «Мола» – 55%, словацком – 43%, чешском – 5%, и румынском – 5%. Мощнейший в Европе, нефтегазовый концерн «MOL» в 2011 году занял 2-е место в рейтинге 500 крупнейших компаний Центральной и Восточной Европы . Это, согласитесь, говорит об успешном преодолении компанией острой фазы кризиса, и способности адаптироваться к постоянно растущим ценам на нефть. Венгерской компании это далось ценой сокращений, ведь выживание в кризис не бывает легким . Но почему же на украинском рынке успехи представительства компании столь невелики? Читатель, конечно, поспешит возложить вину на пресловутую украинскую коррупцию. И будет прав – но коррупция в данном случае не только на пути борьбы с недобросовестной конкуренцией, украинскими судами и разрешительными инстанциями, она – в руководстве самой компании: воистину, рыба гниет с головы.

Представительство в Украине, «МОЛ-ЛУБ КФТ.», было открыто в мае 2004 года, ровно 9 лет назад. Объединившись в 2012 году с ООО «ТХК Украина», компания стала называться «МОЛ Украина». Юлия Бакулина, генеральный директор ООО «МОЛ Украина», в конце 2012 года в интервью была убеждена, что новая структура «позволит оптимизировать бизнес-процессы и управление потоками информации» .

Именно на особенностях национальной оптимизации маркетинговых бюджетов следует остановиться подробнее. В частности, из достоверных источников известно, что руководством компании, в которое, кроме Юлии Бакулиной, входят менеджеры Сергей Байдык и Алена Кальницкая, через подставные фирмы активно выводятся наличные средства. Классическая «экономика РОЗ»: распил, откат, занос. Сделки с подставными фирмами, о которых свидетельствуют имеющиеся в нашем распоряжении документы, прикрываются мастерством бухгалтеров компании «Аудит Плюс», которая входит в структуру дистрибьютора масел ООО «Юромаш».




О сотрудничестве с «Юромашем» менеджмент украинского представительства не постеснялся даже упомянуть на официальном сайте . Жаль, что там же господа менеджеры не упомянули о своих отпусках – например, Алена Кальницкая проводит немало времени на «тайских массажах» и поездках по заграницам на венгерские деньги. Краткий анализ ее страницы в социальной сети «Facebook» показывает, что за 2012 год на отдыхе за границей она провела не менее 43 дней и это не считая псевдо командировок – неплохо живется в «МОЛ Украина», учитывая положенные законом 24 отпускных дня.




Вообще, среди украинских дистрибьюторов «MOL», список которых представлен на сайте компании, практически нет крупных компаний, которые занимаются продажами известных брендов масел. Это первое, что бросается в глаза. Но проблема вовсе не в дистрибьюторах - договориться с любым из них о продажах - при желании - не сложно. Но о честных продажах. В «MOL» предпочитают другие: отправляя маркетинговый бюджет, его менеджеры пытались сразу оговаривать, какая часть (наличными) будет «списана»… Конечно, на такие сделки не пошли бы дистрибьюторы, дорожащие своей репутацией. А мелкие и никому не известные – запросто.

Есть и дистрибьюторы с негативным опытом сотрудничества с украинским «MOL». Так, бориспольский филиал ООО «ПВИТА-центр», прекратил поставки масел «MOL». Мы обратились к директору компании Василию Плескову. Он, естественно, не захотел вспоминать подробно детали неудачного сотрудничества, но сказал, что раз его прекратили - оно было неудовлетворительным.

В целом, финансовые ресурсы «оптимизируются» несколькими способами:

1. Непосредственно распил венгерского бюджета, в том числе, через подставные фирмы;

2. Откатно-заносные махинации с малоизвестными дистрибьюторами;

3. Лоббирование товарных кредитов со стороны «MOL» для собственных компаний дистрибьюторов.

Интересно, легко ли самим венграм получать какие-либо кредиты в кризис?

Маслами «MOL» пользуются сотни тысяч автовладельцев в Европе, и вряд ли случаен такой их успех в Венгрии, Словакии, Румынии и Чехии. Ведь, правда, парадоксально: одно и то же масло в соседних странах – среди лидеров продаж, а в Украине занимает 0,5% рынка – и это за девять (!) лет работы.

Кризис способен сокрушить гигантов рынка и открыть новые горизонты новичкам, - но побеждает только сильнейший. Ну, а там, где деятельность направлена на отмывание заграничных денег и приумножение благосостояния руководящего менеджмента, вряд ли возможен бизнес-прорыв.

Куда смотрит венгерское руководство – не ясно.
Иван Сафронов
"Краина"