Армия кастратов, или Размышления об украинском Пиночете
05.07.2013 14:00
Пока в Украине пятый день с жаром обсуждают подробности мелкой потасовки во Врадиевке, в Египте между собой бьются многотысячные толпы противников и сторонников сверженного президента Мурси. Да, не удивляйтесь – в Египте снова скинули своего Гаранта. И снова это сделали египетские военные.

Всего два года назад под давлением генералитета в отставку ушел ветеран египетской политики президент Хосни Мубарак. Конец его карьеры был ироничным: ведь это он в течение тридцати лет своего правления прилагал все усилия, чтобы превратить египетскую армию из оловянных солдатиков во всемогущую элиту государства, держащую в руках силовые, политические и экономические рычаги. И вот когда Мубарак возомнил себя диктатором и решил с помощью хитроумной комбинации передать свой пост сыну, который отнюдь не пользовался уважением армии, военные восстали против своего создателя.

Впрочем, «восстали» - это громко сказано. Египетская армия не принимает открытого участия в «майданах», она уступает это право толпе и просто стоит и смотрит, как дураки (сторонники тех или иных политиков) орут и бьют друг друга палками, выпуская пар. Но при этом египетская армия держит в кулаке всю страну, не допуская, чтобы «революции» вышли за рамки дозволенного спектакля, и контролирует все политические процессы. Солдаты надежно блокируют все важные объекты, а генералы на своих совещаниях решают судьбу страны.


И при этом все понимают, что если генералов не послушаются и они «обидятся» и уберут армию с улиц, то страна на годы погрузится в кровавый хаос. Египетские военные очень умны. Они не пытаются изображать из себя честь, ум и совесть нации, они не пытаются лично бороться с коррупцией и защищать правду, нет. Они просто очень доходчиво объясняют беспредельщикам, что армия является единственной преградой между ними и разъяренной толпой. Не хотите слушаться армию? Хорошо, армия дисциплинированно уйдет назад в казармы и позволит разлиться волне «народного гнева». Благо, политическая ситуация в Египте в чем-то схожа с украинской: народ разделен на несколько непримиримых фан-клубов, так что у каждой политической силы достаточно не только сторонников, но и противников.

В 2001 году Мубарака «ушли» на пенсию под угрозой восстания исламистов. А затем генералы Высшего Совета вооруженных сил Египта решили сыграть в демократию. Они поддержали идею свободных президентских выборов – и полностью обеспечили их проведение. Военные даже участвовали в них, выставив своего кандидата Ахмеда Шафика. Но тогда победу одержал Мухаммед Мурси, ставший первым демократически избранным президентом Египта.

Впрочем, сторонники демократии радовались недолго: Мурси, являвшийся лидером исламистского движения «Братья-мусульмане», устроил в стране правоверные реформы и даже принял новую конституцию, основанную на шариате. Но что хуже всего, Мурси публично поддержал исламистов Сирии, уже который месяц пытающихся свергнуть тамошний режим военных, – среди которых немало друзей и соратников египетских генералов еще по войнам с Израилем.

Всё это не понравилось армии – и 30 июня 2013 года на улицы вышли внезапно организованные и сплоченные толпы египетских демократов, либералов, коптов и вообще всех противников президента-исламиста. Там они столкнулись с толпами сторонников Мурси, и египетский «майдан» превратился в побоище. Военным оставалось лишь немного притушить беспорядки, выведя на улицы пехоту и бронетехнику, тем самым наглядно продемонстрировав, что реальная власть в стране принадлежит не болтунам-политикам, не потрясающим инструкциями чинушам и даже не испуганно сжимающим свои акции бизнесменам, а тем, у кого в руках ружье, а также пулеметы, танки, авиация.

Дальше дело было за малым: препроводить шокированного Мурси под домашний арест, отменить шариатскую конституцию, официально объявить о переходе власти в руки временного совета и получить полное одобрение от многотысячных толп противников исламистов, которые ликованием приветствовали военных.

Думается, что какие-то «остаточные волнения» в Египте ещё сохранятся. Они нужны военным, чтобы припугнуть и противников, и сторонников Мурси – мол, если вы не уйметесь, то мы позволим вашим оппонентам утопить вас в Ниле. Нужны они и в игре против Запада, где не все восприняли свержение Мурси одобрительно. «Хорошо, мы можем вернуть Мурси, но тогда в стране пирамид начнется резня», - как бы намекают египетские генералы…

Однако тут у многих наверняка возникнет вопрос: а почему армия, а не полиция или госбезопасность? Ведь во многих странах мира власть опирается именно на них, а не на армию. Например, в России, где реально рулит только ФСБ, а армия лишь берет под козырек. А в Украине так вообще достаточно завести уголовное дело на «зачинщиков», чтобы остальные с плачем разбежались. Врадиевка – это исключение из правил, потому-то события в ней и вызвали такой резонанс.


Ответ прост: армия является самой сильной силовой структурой. Каждая нормальная армия превосходит численностью вооружением все полицейские формирования, а потому на порядок боеспособнее их. Исключения бывают, но весьма редко: например, летом-осенью 1941-го войска НКВД были гораздо боеспособнее РККА. Или вот взять украинскую армию – это жалкая тень на фоне МВД и СБУ, превосходящих её в разы по всем параметрам.

Поэтому, если в стране начинается гражданская «заварушка», настоящая, со стрельбой, то верх в ней, скорее всего, одержит армия. Скажем больше: победа т.н. «вооруженной оппозиции» будет возможна лишь в том случае, если армия позволит себя победить. Ну, или купить. Поэтому Хосни Мубарак знал, на кого делать ставку, когда начал превращать свою армию в государственную элиту.

Помните, как в 90-х годах наши первые президенты Кравчук и Кучма создавали первую украинскую «элиту», раздавая будущим олигархам кредиты, предприятия и экономические льготы? Вот такую «элиту» мы и получили: богатых аферистов и мошенников, коррупционеров и беспредельщиков, нередко просто бандитов.

Эти люди правят страной и обществом, стегая нас нуждою и страхом и периодически приманивая обещаниями и перспективами. Возьмите нищего украинца, придавите его долгами, дожмите стоимостью лечения и учебы, а потом пообещайте ему зарплату и перспективу покупки холодильника в кредит – и он будет целовать вам руки, он станет вашей ручной собачонкой, гавкающей на ваших врагов. Упрямых же всегда можно напугать обещанием сгноить в тюрьме.

Однако у олигархической элиты есть недостаток: она сильно уязвима, особенно извне, и её ничего не привязывает к своей стране, кроме бизнеса. Олигархам можно нанести смертельный удар, арестовав их счета в международных банках, а бизнес можно продать – и укатить за границу, бросив свою страну, как старую лачугу. Поэтому, например «украинская «элита» хороша лишь как опора власти для управления тутошним народонаселением. Но она не является опорой государства, потому что у неё нет причин биться за это государство.

Армейская элита привязана к вооруженным силам, а они, в свою очередь, привязаны к своей стране. Каждый нормальный генерал знает, что если его страна падет, а он сбежит за границу, то там он будет уже не генералом, а ворчливым стариком без средств к существованию. Пример тому – судьба Белой армии.



Мубарак понимал, что если он будет опираться на экономическую элиту, то она его быстро продаст американцам и Израилю. Если он будет опираться на исламистов, то ему придется плясать под дудку белобородых мумий в тюрбанах. Народ, разделенный по национальности, религии, политическим пристрастиям, вообще не мог быть опорой власти – он всегда лишь дестабилизировал ситуацию. Поэтому единственной надежной опорой была только армия. Конечно, армию можно подкупить – но Мубарак решил эту проблему, передав армейской элите в кормление в общей сложности 20% египетского бизнеса. Так что они не просто генералы и офицеры, они еще и владельцы и совладельцы компаний, месторождений, недвижимости, туристических агентств, банков. То есть в Египте практически воссоздали старую добрую военную аристократию, которой теперь оставалось только одно – защищать свое положение, защищать свою страну от внешних и внутренних угроз. От рвущихся к власти «семей», от прозападных либералов, от исламистов…


Почему ничего подобного не произошло у нас? Ведь когда-то армия считалась лучшей частью нашего общества, она до сих пор еще сохранила немалую толику былого доверия народа – хотя давно этого не заслуживает. Мы уважаем офицеров на порядок больше, чем маркетологов или юристов – так почему же Украиной правят бандиты и аферисты, а не военные?

Ответ прост: прежде всего, потому что мы сами голосуем за аферистов и бандитов, а не за военных. Взять, к примеру, Игоря Беркута, бывшего офицера ДШБ. Хотя он ушел из армии (в бизнес и политику) еще в начале 90-х, свою избирательную компанию он провел в военно-патриотическом духе.

Беркут организовал выставку исторического оружия и файер-шоу, лично встретился с избирателями. А через пару дней на улицы выползли агитбригады кандидата-регионала. Под супермаркетами, между хрипящих битых колонок, сели какие-то тетки-тамады, орущие в микрофоны «смотрите как ярко горят фонари вдоль проспекта, спасибо Партии Регионов, давайте станцуем!» - и врубали чудовищную запись какой-то деревенской попсы. На это было тошно смотреть.

И что бы вы думали? Горожане избрали в Раду «крепкого хозяйственника», своего директора завода, а не бывшего военного.

Кстати, на этих выборах в нашем округе столь же безрезультатно участвовали еще двое бывших офицеров. Похоже, что доверие народа к военным (пусть и бывшим) ограничивается лишь доверием к ним как к военным. Доверить им депутатские мандаты люди уже не спешат. Так что как бы украинцы не восторгались бывшим офицером (хоть и КГБ) Путиным, как бы они не мечтали об «украинском Пиночете», в реальности они не горят желанием передать власть в руки военных. Пусть даже и бывших. То есть образование в Украине армейской элиты демократическим путем «снизу» изначально было невозможным. Народ выбрал себе «элиту» из проходимцев и негодяев…

Почему тогда наши военные не пришли к власти сами, «сверху»? Почему они хотя бы не контролируют власть, не влияют на неё? Наверное ответ на это нужно искать еще в советской эпохе.

В 20-е годы РККА была второй по могуществу и влиянию силой в стране – после компартии. С военными считались, их поддержки искали. Но нужно отметить, что тогдашние красные командиры весьма сильно отличались от поздних советских и тем более от нынешних армейских офицеров. От царских времен у них еще оставалось чувство собственного достоинства и какие-то понятия о чести. Со времен революции и гражданской войны – привычка быть не только «боевым авангардом трудящихся», но и временами представлять собой власть этих трудящихся. А также привычка спорить с партийным руководством страны. А ещё у них была эдакая кастовая сплоченность, красные командиры могли быстро договорится между собой и совместно противостоять общему противнику.

Армия была реальной силой – и реальным был «заговор Тухачевского», после разгрома которого РККА уже никогда не выступала конкурентом компартии. Когда в 1953-м свой заговор устроил Хрущев (смещая Берию), он уже лишь использовал армию в целях партийной верхушки, а армия не возражала быть инструментом в чужих руках. После этого советскую армию начали откровенно втаптывать в дерьмо – видимо во избежание её дальнейшего участия в переворотах как самостоятельной силы.

Советский военнослужащий хрущевской, брежневской и «перестроечной» эпох – солдат, офицер, генерал – ковался как послушный безропотный исполнитель приказов партии и правительства. Ему внушали, что его священный долг - защищать родину не жалея сил и жизни, терпеть лишения и гордится своим статусом. Это очень напоминает воспитание солдат-рабов Астапора и Юнкая из романов Джорджа Мартина. Советский военнослужащий должен был быть самым настоящим Безупречным, только некастрированным. И это правило работает до сих пор, в армиях постсоветских государств.






Такие армии могут превосходно выполнять свои прямые обязанности, они могут защищать страну от внешних и внутренних врагов, но они не способны брать на себя ответственность за её судьбу и мыслить государственными масштабами. Придет приказ – выполнят, нет – будут сидеть в казармах и смотреть телевизор, или ходить по плацу строем. Но что ещё хуже, Светская армия оказалась склонной в трудную минуту менять своего хозяина – выбирая, кому подчинятся, а кому нет.

Свой единственный шанс армия упустила 19 августа 1991 года. Понятно, что все три политические стороны «путча» - ГКЧП, Горбачев и Ельцин – стоили друг друга. И то, что армия не стала выполнять приказы трясущихся от страха заговорщиков, мало кого расстроило. Правда, мы всегда забываем, вспоминая те события, что генералы банально продались неореформаторам Ельцина, которые через несколько месяцев уничтожили СССР – страну, которую армия, вообще-то, поклялась защищать. А могло быть иначе: армия могла сама взять ситуацию и власть в свои руки. Арестовать и ГКЧП, и весь спецназ КГБ, взять под свою охрану сидевших под домашним арестом Горбачева и Ельцина. И как знать, в какой бы стране мы сейчас жили!

Но так могла сделать египетская армия – возглавляемая сплоченной и организованной армейской элитой. Советская на это была не способна. Её ведь не только воспитывали в духе бездумного послушания. В ней работали особые отделы, занимавшиеся не только ловлей шпионов, но и прочесыванием личного состава на предмет наличия в нем лиц с неуставным мнением и неправильно направленной инициативой. Офицерский состав всячески разобщали, поощряли в нем стукачество. Уже в сентябре 1991 года из армии были уволены командиры, которые публично (на плацу, или в штабе) поддерживали ГКЧП – на них донесли свои же товарищи и подчиненные.

А когда потом новые власти новых государств начали ломать и уничтожать армию, выбрасывая на улицу сотни тысяч офицеров и прапорщиков, армия лишь смиренно сложила лапки. «Служивые» думали не над тем, как спасти армию и страну – а о том, как бы сделать так, чтобы под сокращение попали не они, а Иванов с Петровым. Думали о том, как раздобыть денег, как получить жилье, как получить дачу и засадить её картошкой, где лучше поменять доллары и куда выгоднее сдать металлолом. А генералы думали, как бы организовать себе какой-то бизнес.

Люди не меняются даже спустя десятилетия. Тех советских военных до сих пор волнуют лишь вопросы устроенности своего быта – и лишь ради этого они иногда устраивают небольшие такие акции, тянущие максимум на хулиганство. К примеру, помните, как под Радой буянили льготники-афганцы? Пошумели, наобещали чуть ли ни «смести режим» - а потом пропали, будто их и не было. Офицеры!

Или вот общественное объединение с красноречивым названием «Союз бездомных офицеров». Вы только вдумайтесь – офицеры, которые объединились не для того, чтобы спасать державу или защищать народ, а чисто ради выбивания себе жилья. Это ведь, блин, не домохозяйки и слесаря, стоящие по 10 лет в очереди на квартиру, это не «союз кинутых вкладчиков», это люди, до сих пор мнящие себя лучшей частью нашего общества! Они даже иногда разражаются какие-то громкими заявлениями.

Например, «бездомные офицеры» от имени неких «ветеранов ВДВ и спецназа», а также «донецких афганцев», грозились приехать во Врадиевку на помощь восставшим местным жителям. Если, мол, те обратятся к ним за помощью. Никто никуда, понятно, так и не приехал – точно так же, как не возвращались под стены Рады льготники-афганцы. Бывшие офицеры бывшей советской армии оказались обыкновенными болтунами. А лидер «бездомных офицеров», похоже, просто зарабатывает себе известность громкими заявлениями. Недавно он собирался организовать «российско-украинский экспедиционный корпус» на помощь сирийскому президенту Ассаду! Возможно, бывший полковник просто нацелился в народные депутаты.




Что же, пока украинские «бездомные офицеры» бросаются заявлениями, египетские офицеры за несколько дней оказали своим сирийским коллегам реальную помощь – сместив своего президента-исламиста. Как говорится, сразу видно, где офицеры, а где бездомные в погонах.

Из всего этого можно сделать лишь один вывод: украинцам пора прекратить мечтать о собственном Пиночете и верить, что однажды державу спасут военные. Мы можем доверять своей армии, но единственно, на что она способна – помочь нам во время наводнения. В Украине нет и не предвидится своей армейской элиты. Поэтому нужно рассчитывать на свои силы…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA