Европейский пролет плюс таможенный облом, или Конец мировой халявы
10.07.2013 07:30
Вступление Украины в Европейский союз поддерживают 42% наших сограждан, а присоединение к Таможенному 31%. Еще 13,5% видели оба союза в гробу – таковы итоги очередного опроса, проведенного социологической службой Центра Разумкова.

Итоги интересные, но они отражают лишь отношение украинцев к… пропаганде за (или против) тот или иной союз. Не более того. Очень многие люди черпают информации о ТС или ЕС из речей «авторитетных людей», которые то расписывают им сказочные перспективы одного союза, то пугают нас катастрофическими последствиями вступления в другой. Другие читают специально составленные для них «аналитические» материалы разного уровня замысловатости, рассчитанные на аудитории с разным уровнем интеллектуального развития – но тоже являющиеся пропагандой.

А знаете, что не является пропагандой? Простой вопрос: кому и зачем это действительно нужно? В поисках ответа на него, к нам и приходит понимание странного поведения Украины.

А ведь оно действительно очень странное. Например, в отношении ЕС: сначала Украина вдруг загорелась желанием туда интегрироваться и даже предприняла на этом пути кое-какие шаги. Потом энтузиазм пропал, но лозунг «мы идем в Европу» по-прежнему веял над Киевом. Его не спустили даже тогда, когда Украину откровенно и не раз послали куда подальше. А затем реальную евроинтеграцию просто свернули, сейчас её уже нет. Но есть формальное направление украинской внешней политики на ЕС и есть команда высокопоставленных клоунов, которые продолжают вести какие-то пустые переговоры и подписывать какие-то бессмысленные договоры - тратящих на это десятки миллионов казенных долларов.


Совсем уж шизофренически Киев ведет себя в отношении Таможенного союза. Очень трудно понять, то ли он хочет присоединиться к ТС, но чего-то боится, то ли не имеет такого желания, но смущается прямо и безоговорочно отказаться. Или, что более вероятно, Украина хочет нечто другого – и никак не может это получить…

Но что? Ответ прост и банален – деньги, много денег. Причем, денег легких, «дурных». Минимум вложений, максимум доходов – вот принцип современного украинского бизнеса.

Пожалуй, всё началось в конце 90-х, когда Украина получала от Запада первый мега-кредит, размером в десятую часть тогдашнего государственного бюджета. Он не только спас экономику от коллапса, а власть от социального взрыва – он навел нашу «элиту» на мысль, что огромные деньги можно делать не только на продаже демпингового металла и перепродаже тыренного газа.

Вот, например, кредит обыкновенный, он же кредитус вульгарис. Для нас с вами растущая гора государственных кредитных долгов – это однозначно плохо. Это моральная обида за проблемы державы, плюс осознание того, что выплаты по этим долгам лишь ещё больше высасывает бюджетную мошну. Однако для людей, управляющих нашей страной и нашей экономикой, кредит – однозначное добро. Причем именно в материальном понимании этого слова. Кредит принимают и распределяют, уже наживаясь на этом процессе. Затем эти деньги проводят через свои банки - зарабатывая на каждом иностранном долларе. Затем деньги растаскивают и распиливают. И даже те средства, которые попадают в руки народа, в конечном итоге стекаются к рукам оптовых торговцев и владельцев недвижимости. Украинская «элита» на этих кредитах наживается, отдавать же долги будет не она – так что для неё это однозначно хорошо.

Но с расширением Евросоюза на Восток, наши кожемяцкие аристократы узнали, что бывают вещи лучше кредита. Иностранные субсидии, целевые выплаты и прочие безвозмездные вспоможения можно осваивать, не беспокоясь об отдаче! Причем, их размер может превосходить любые кредиты. Если в Польшу, которая уступала Украине и числом населения, и размером экономики, Евросоюз влил десятки миллиардов евро, то сколько же могла бы получить от Европы Украина? И глаза украинской «элиты» загорелись золотым блеском.

Собственно говоря, это и стало главной причиной евроинтеграционной лихорадки, которая началась в 2003 году. Перспективы халявных западных миллиардов манили так, что Киев отказался от российского проекта ЕЭП. Как и сейчас, тогда нужно было выбирать: или Запад, или Россия. На этом, кстати, настаивает сам Запад. Выбирали недолго, рассудив логически: проект ЕЭП обещает неплохие прибыли, но со временем, и для этого нужно сначала повозиться с промышленностью и сельским хозяйством, нужно много работать – а евроинтеграция виделась как валютный водопад, льющейся в Украину для её «прихорашивания». И выбрали Европу.


Правда, Европа довольно быстро раскусила украинских аферистов – и затормозила нашу евроинтеграцию, а потом и вовсе остановила. После 2008 года сорить миллиардами попусту не могла уже даже богатая Германия, и Европа осуществляла помощь только для спасения экономики «еврозоны». Так что ни о каком вхождении Украины в ЕС в обозримом будущем не могло быть и речи, нам отказывали даже в «перспективе». Кстати, все эти отказы Украина получила ещё при «оранжевых», так что ко времени избрания Януковича пусть в Европу был для нас уже закрыт. «Синие» лишь вздыхали, глядя какие суммы ЕС расходует на поддержку экономики своих проблемных субъектов. Вот бы и нам так! Уж мы бы постарались, уж мы бы такие проблемы устроили! Но это были лишь мечты.

Остается лишь недоумевать, зачем регионалы продолжили официальную политику евроинтеграции? Понятно, что это понарошку, но зачем? Только чтобы завоевать признание избирателей, всё ещё мечтающих о вступлении в ЕС?

Казалось бы, что Россия очень вовремя нарисовалась в дверях со своим предложением о Таможенном союзе. Хотя это совсем не то, что наши олигархи ожидали от Европы, но всё же хоть какая-то альтернатива унылому гниению украинской экономики.

С ней ведь какие проблемы? Лет пятнадцать назад, когда самым перспективным бизнесом (после торговли газом) виделась торговля металлургическим и химическим сырьем, украинские «барыги» взяли его в свои руки – попутно практически уничтожив всю иную промышленность, которую посчитали ненужной, а потому просто стали разбирать на металлолом. Но сейчас эта торговля идет очень плохо.

Нет, спрос на металл и тем более на удобрения не упал – именно стабильность спроса на эти товары в своё время и привлекли внимание наших «бизнесменов». Но сейчас Украину на мировом рынке задвинули в угол Китай, Россия, Бразилия. Ситуация была бы вообще плачевной, выпускай Украина исключительно полуфабрикаты и готовую продукцию: прокат, металлоконструкции, профили и т.д. На этом рынке она бы просто не выдержала мощной конкуренции с лучшими предприятиями мира. Но хитроумные украинские олигархи делают хорошие деньги на сырье – плавят из руды и лома металлические болванки и продают в другие страны, где их уже перерабатывают в качественную сталь и готовую продукцию. Украинцы задыхаются в ржавых облаках выбросов – а их хозяева зарабатывают на этом миллиарды. Но теперь и этот бизнес пошел в упадок.

Украинская экономика могла бы не заметить сокращения экспорта, будь она ориентирована на внутренний рынок. Но ведь его практически нет. Так как 20 лет в Украине не развивали, а лишь гробили производства (начиная от животноводства и заканчивая машиностроением), то внутренний рынок страны представляет собой лишь огромный базар (или супермаркет), где продают мелкий ширпотреб: жратву, выпивку, шмотки, бытовую химию и бытовую технику. Причем, половина продтоваров и 95% промтоваров – это импорт.

Таким образом, украинская экономика существуют за счет экспорта – промышленного сырья, зерна и рабочей силы. Ну, и еще за счет кредитов. При этом, говоря о экономике, следует подразумевать «бизнес олигархов».


Так как такой бизнес и такая экономика зависимы от внешних рынков, предложение вступить в Таможенный союз могло бы рассматриваться как весьма выгодное и привлекательное. Во всяком случае, агитаторы именно так и рассказывают: вот станет Украина членом ТС, вот двинет свою продукцию в Россию – и сразу резко вырастет производство, а с ним зарплаты, пенсии, пособия и прочие плюшки. Часть народа этому верит – и категорически ободряет Таможенный союз. Среди них вообще много людей, которые считают что любой союз с Россией автоматически будет означать поднятие жизненного уровня украинцев до московского. «Будем по полторы тысячи долларов получать и на «фольксвагенах» в булочную ездить!» - мечтают они.

Правда, они весьма смутно представляют себе связь между манящим ТС и обещанным повышением зарплат. «Вот заработают предприятия», - лишь бормочут они, повторяя слова политиков из Партии Регионов. Пардон, а какие предприятия? Все более-менее сложные производства давно в руинах, некоторые отрасли вообще уничтожены. Речь, видимо, идет о дымящих трубами металлургических и химических предприятиях. То есть сторонники ТС мечтают спасти от кризиса ублюдочный сырьевой бизнес украинских олигархов, спасти уродливую экспортно-сырьевую модель украинской экономики, продлить эту агонию еще на несколько лет.

Впрочем, удивляет не это (чем еще могут удивить люди, просящие не закрывать их «копанки»), удивляет их искренняя вера в то, что Россия будет всё это оплачивать. Ведь если Россия откроет свой рынок для украинской продукции, то она будет её покупать. Если Россия будет что-то продавать Украине со скидкой, то она будет оплачивать эти скидки из своего кармана. И если агитаторы за ТС обещают Украине по 10 миллиардов долларов дополнительных прибылей ежегодно, то это будут 10 миллиардов российских денег. И вот скажите на милость, а зачем России тратить на Украину столько денег – пусть даже это нефтедоллары?

Ну ладно, Путину этот Таможенный союз необходим с политической точки зрения. Его избиратели верят, что тем самым Путин начал очередной процесс «собирания земель русских» - одной из самых любимых политических забав россиян. Включение Украины в ТС принесло бы ему столько очков, что его бы переизбрали еще раза четыре.

Можно предположить, что ТС выгоден российским производителям – это сколько ж своего хлама сюда можно завести и продать! Нет, конечно, в России выпускают и качественные товары, однако почему-то думается, что в Украину в первую очередь повезли бы то, что завалялось на складах. И ведь купят, с торжественными возгласами «ух ты, российский!» - согласно тенденциям спроса. Украина одно из немногих мест на земном шаре, где лейба «сделано в России» считается признаком качества. Потому что отечественное, а также привозное китайское, совсем уж никуда не годное.

Зачем ТС украинским обывателям мы уже выяснили - они верят, что благодаря несметным российским нефтедолларам повысятся не только сверхдоходы украинских олигархов, но и зарплаты украинских рабочих. Но вот зачем ТС украинским олигархам?


При всех недостатках нашей «элиты», она далеко не сборище наивных идиотов – иначе бы они сидели не в парламентских креслах и не в ложах стадионов, а на рабочих местах своих смердов. И наша «элита» хорошо понимает суть Таможенного союза: это повторное открытие российского рынка для Украины, но уже на новых условиях. Судя по тому, что вступать в ТС украинская власть явно не спешит, придумывая каждый раз всё новые причины, эти условия ей не нравятся.

Конечно, нам никто не раскроет всех карт. Однако зная натуру нашей «элиты», можно предположить, что же именно их не устраивает. Думается, что в первую очередь они обломались с халявой. Да, они не против покупать у России за полцены и газ, и многое другое, они с радостью готовы продавать ей свою продукцию. Они бы очень хотели принять участие в дележке российского нефтедолларового пирога хотя бы вот так. А ещё лучше – зарыться в самые сливки обеими руками.

Но, видимо, условия России таковы, что «халявы» не будет. Получив прибыль от купли-продажи, украинская сторона заплатит цену, которую она считает слишком высокой или вовсе неприемлемой. Именно поэтому Украина до сих пор не в ТС. То, что украинская сторона не закрыла вопрос окончательно, как когда-то поступила с ЕЭП, может говорить о том, что торг продолжается. Или что она, по каким-то причинам, не может взять и хлопнуть дверью. Почему? Да кто ж нам возьмет и всё выложит!

Абсолютно понятно только одно: сам вопрос о ТС рассматривается Киевом исключительно с точки зрения интересов нашей «элиты». Никто не просчитывал его с точки зрения интересов «маленьких украинцев», как и в случае с ЕС. Просто, в зависимости от итогов этих торгов, нас потом поставят перед фактом. А придворные «экономисты» красочно и аргументировано распишут нам либо радужные перспективы участия в Таможенном Союзе, либо страшную картину национальной катастрофы, к которой он мог бы нас привести. А мы им поверим…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA