Бункер Сталина
17.07.2013 10:00
6 января 1943 года в Куйбышеве (ныне – Самара) госкомиссия официально приняла в эксплуатацию спецобъект № 1 – «Бункер Сталина». Он был самым надежным бомбоубежищем времен Второй мировой войны. У Черчилля в Лондоне рабочее место находилось на втором подземном этаже. У Рузвельта примерно на таком же уровне. Бункер Гитлера в Берлине был на глубине 16 метров. Бункер Сталина в Самаре находится на глубине 37 метров.

Он мог выдержать прямое попадание самой большой в то время двухтонной фугасной авиабомбы. В нем можно было спокойно пережить химическую атаку – объект имел надежную систему жизнеобеспечения, запас воды и продовольствия, собственную дизельную электростанцию и систему регенерации воздуха наподобие той, что применялась в крупных подводных лодках.

В бункере имеется четыре служебных помещения. Зал заседаний площадью 72 квадратных метра, в котором одновременно могут работать свыше 100 человек. Была в нем еще комната отдыха для Верховного главнокомандующего. Здесь по сей день стоит простой рабочий стол, кресло, диван, накрытый холщевым чехлом, а на стенах – портреты Суворова и Кутузова.


Зал заседаний напоминал обстановку кабинета Сталина в Кремле. Во всю его длину располагался стол, накрытый зеленым сукном. Перпендикулярно к нему - стол председателя ГКО. Еще четыре стола у стен – для помощника Сталина, начальника охраны и стенографисток. В зале заседаний шесть дверей. Но только одна из них входная, еще одна ведет в санузел. Четыре других - бутафорские. Они должны были создавать иллюзию огромного подземного пространства, хотя и того, что есть вполне достаточно, чтобы поразить любое воображение.

Строился бункер сверхскоростными темпами. В октябре 1941 года из Москвы прибыл поезд с метростроевцами и необходимым оборудованием. К тому времени во дворе Куйбышевского обкома ВКП(б) уже были вырыты две глубокие шахты. Их нужно было укрепить железобетонными тюбингами, оборудовать зал заседаний и служебные помещения.

В строительстве принимало участие 2900 рабочих и около 800 инженерно-технических работников. Со всех была взята подписка о неразглашении государственной тайны, не имеющая срока давности. Поэтому даже живущие рядом жители города не догадывались, что происходит за высоким забором стройки. Грунт вывозился машинами ночью. Строители практически не покидали объект, питались в построенной здесь же столовой, а ночевали в общежитии во дворе обкома или прямо в подземных помещениях.

Работы велись круглосуточно, в две смены. Менее чем за год было вынуто 25 тысяч кубометров грунта, уложено 5 тысяч кубометров бетона. По ценам 1942 года строительных работ было выполнено более чем на 8,5 миллионов рублей – это стоимость целой эскадрильи самолетов Ил-2. Многие из участников стройки были представлены к правительственным наградам, а когда бункер был готов, всем рабочим дали возможность приобрести дефицитную одежду не только для себя, но и для членов семьи.

Бункер оставался в полной боеготовности до самого конца войны. В послевоенное время здесь находился запасной штаб гражданской обороны. Объект рассекретили только в 1990 году. Было много предложений по его использованию. В конечном итоге, подземную ставку превратили в музей «Бункер Сталина».




Объект расположен под зданием современной Академии культуры и искусства, в котором ранее располагался Куйбышевский обком. Справа от парадной лестницы в холле обкома партии находилась неприметная дверь, возле которой круглосуточно дежурил сотрудник НКВД. Сразу за ней железная створка, за которой и находился один из главных секретов того времени. Также есть вход со двора.





Схема бункера. Бункер возводили лучшие специалисты страны - московские метростроевцы, а также донбасские шахтеры и простые рабочие. Из всех строителей бункера ныне известны лишь главный инженер проекта Ю.С. Островский, главный архитектор М.А. Зеленин и начальник геомаркшейдерских работ И.И. Дробинин.




За входной дверью находится верхняя площадка, с которой начинается спуск в бункер как на лифте, так и по пристенной лестнице.




Спуск в бункер начинался с этой 14-метровой шахты.




Опустившись на 14 метров вниз мы попадаем к длинному поперечному коридору-этажу, где сосредоточены агрегаты жизнеобеспечения и вспомогательные механизмы бункера.




Этаж-коридор.




В случае необходимости этот верхний этаж перекрывается массивными стальными гермодверями, способными выдержать нагрузку до 10 тонн на квадратный метр.




Пройдя гермодвери, мы попадаем в главную часть бункера – вертикальный ствол-убежище, уходящий в глубь земли еще на 23 метра. Он – точная копия метрополитеновского тоннеля, прорытого отвесно. Если пропустить спуск по шахтам, то и не скажешь, что находишься на глубине 8-этажного дома. Кажется, что ты просто в подъезде дома.




После 192-й ступеньки начинается самый глубокий — первый этаж (счет этажей идет снизу вверх).




Комната отдыха Сталина. Высокосводная – выше четырех метров, – она стилизована под кремлевский кабинет вождя: паркет, дубовые панели по стенам, массивный стол с зеленым сукном, лампа, настенные бра и символ уюта и покоя – диван в белом чехле. Портреты двух особо почитаемых Сталиным полководцев – Суворова и Кутузова.








Зал заседаний правительства. После тоннельной сжатости площадок и казематной тесноты полукруглых рабочих комнат попадаем в довольно просторное помещение с огромным Т-образным столом; вдоль него – длинный стол для стенографисток, которые должны были сидеть спиной к выступавшим, чтобы не видеть их лиц. В углу при входе – столики для охраны и личного секретаря вождя Поскребышева. За сталинским креслом – огромная, во всю стену, карта фронтов конца 1941 года.








Экспозиция "г. Куйбышев - 2-я столица СССР". Подземные сталинские апартаменты свидетельствуют о том, что главнокомандующий советскими войсками из-за угрозы захвата Москвы немцами не исключал возможности переезда в Самару. Строительство секретного бункера началось в октябре 1941 года. А уже в 1942 году Куйбышев, куда было эвакуировано из Москвы советское правительство, аппарат ЦК ВКП и 22 иностранные миссии, официально являлся запасной столицей Советского Союза. Если бы Москва была взята врагом, руководство военными действиями осуществлялось бы с волжских берегов, возможно, из бункера.



Источник фото: chernenok.