«Не думаю, что для присоединения Приднестровья к Украине есть какие-либо основания»
22.07.2013 08:00
Украина до конца года еще может поспособствовать осуществлению главной задачи в разрешении Приднестровского конфликта – встрече представителей Молдовы и Приднестровья на высшем политическом уровне. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал главный научный консультант украинского Исследовательского института внешней политики при Министерстве иностранных дел Александр Титарчук. Также он рассказал, в чем заключаются основные проблемы в урегулировании Приднестровского кризиса, почему не стоит переоценивать роль ОБСЕ в его разрешении и почему Украина за свой счет должна решать проблемы Кишинева и Тирасполя.

Новости Украины – From-UA: - Господин Титарчук, несколько дней назад новым премьер-министром Приднестровья стала Татьяна Туранская, уроженка украинского города Одесской области Белгород-Днестровского, которая в 1995 году окончила Одесский государственный экономический университет по специальности «Бухгалтерский учет, контроль и анализ в промышленности». Как Вы думаете, помогут ли украинские корни нового премьера Приднестровской Молдавской Республики решить Приднестровский конфликт?

Александр Титарчук: - С точки зрения подготовки и участия в переговорном процессе с Молдовой, сам факт назначения главой правительства Приднестровья Татьяны Туранской, а также то, что завершилось формирование правительственных структур Приднестровья – позитивный момент.

Но я бы не хотел придавать ключевое значение украинским корням Татьяны Туранской в разрешении Приднестровского конфликта. И потом, в переговорном процессе со стороны Молдовы лидерскую позицию занимает премьер-министр, а со стороны Приднестровья – президент. И именно приднестровский президент будет носителем главных идей в переговорах.



Новости Украины – From-UA: - Каким образом Украина может придать новый импульс переговорам по Приднестровью по системе 5+2 (Молдова, Приднестровье - стороны конфликта, ОБСЕ, Россия, Украина - посредники, ЕС и США - наблюдатели)?

Александр Титарчук: - Действительно, урегулирование Приднестровского кризиса уже длится более 20 лет. И явных сдвигов в его разрешении не наблюдается. При этом не нужно переоценивать роль ОБСЕ в этом замороженном конфликте. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе является одним из участников переговорного процесса в формате 5+2, но не является решающей силой в разрешении данного конфликта.

Однако в апреле прошлого года после длительного перерыва в переговорах были согласованы принципиальные подходы и процедура ведения переговоров в рамках постоянного совещания по политическим вопросам переговорного процесса по Приднестровскому урегулированию – это и есть так называемый формат 5+2. И сейчас вся работа идет в ключе базовых достижений, которые произошли в прошлом году во многом благодаря председательству Ирландии в ОБСЕ.

А уже практическая реализация согласованных принципов и процедурных вопросов ведения переговоров отображается в действиях украинского председательства. Тут уже видны те недостатки и противоречия, которые на практике прояснились в ходе первых шагов имплементации действующим председательством упомянутого документа – например, во время Львовского и Одесского раундов переговоров в формате 5+2.

Одна из возможных ролей украинского председательства в урегулировании данного замороженного конфликта как раз и будет состоять в том, чтобы оказать содействие внесению определенных доработок в процедуру механизма переговоров.



Новости Украины – From-UA: - Что конкретно нового предлагает внести украинская сторона в переговорный процесс между Молдовой и Приднестровьем?

Александр Титарчук: - Момент, который становится все более явным и вызывает противоречия – это разработка и согласование повестки дня проведения встреч в формате 5+2 по Приднестровью.

Новости Украины – From-UA: - То есть одна сторона хочет обсуждать одни проблемы, другая – другие?

Александр Титарчук: - Совершенно верно. Ведь повестка дня должна быть общая, а документы, используемые в переговорах на данный момент, имеют возможность двойной трактовки. Молдавская сторона говорит, что повестка дня не должна быть согласована, а приднестровская – что должна. И до сего момента все так же.

Есть список вопросов, которые будут просто выноситься на обсуждение. Например, Одесская встреча едва не сорвалась, поскольку Тирасполь хотел выйти из переговоров – его не устраивал перечень вопросов, которые хотел вынести в повестку дня Кишинев. В частности, это касается такого чувствительного вопроса, как ситуация в Зоне безопасности.



Новости Украины – From-UA: - В связи с такой ситуацией, что предпринимает украинская сторона, чтобы все стороны пришли к взаимному соглашению о повестке дня?

Александр Титарчук: - Дело в том, что документ о формате встреч по Приднестровской проблеме, который, как я упоминал, был принят в прошлом году, еще является сырым в плане его практического применения. Ведь эффективность любого договора или иного документа проверяется в ходе его реализации. По Приднестровскому кризису базовый документ о принципах и процедуре переговоров был согласован во время ирландского председательства в ОБСЕ, а в нынешнем году украинская сторона продолжает апробировать эффективность этих договоренностей на практике.

Что же касается взаимного согласования позиций, то перед каждым раундом переговорного процесса при участии посредников и гарантов урегулирования конфликта проводятся встречи с политическими представителями сторон, целью которых является выработка взаимоприемлемой повестки дня, о которой мы уже говорили. Но поскольку существует возможность трактовать некоторые положения двояко, согласование списка вопросов для обсуждения остаётся пока что проблематичным.

Новости Украины – From-UA: - За те полгода, в течение которых Украина является председателем в ОБСЕ, что конкретно сделано в попытке разрешить Приднестровский кризис? Спецпредставитель Украины в ОБСЕ по замороженным конфликтам Андрей Дещица в недавнем интервью информационному агентству Интерфакс-Украина сказал, что за год решить проблему невозможно, но задача Украины – активизировать переговоры. Что Вы об этом думаете?

Александр Титарчук: - Напомню, что не стоит ждать от председательства больших сдвигов. Максимальная задача, которая могла быть решена Украиной в рамках урегулирования конфликта в Транснистрии – это действительно активизация переговорного процесса, своеобразным показателем чего могла бы служить организация встречи на высшем политическом уровне, которая не произошла во Львове и вопрос реализации которой сейчас прорабатывается.

Возможность для такой встречи во время председательства Украины в ОБСЕ еще есть, поэтому есть все предпосылки думать, что до конца года это произойдет.
Конкретными же достижениями Украины в этом вопросе можно считать практику маленьких шагов, например, когда во время Одесского раунда переговоров, кроме прочего, было достигнута договорённость демонтировать промышленную канатную дорогу между Рыбницей и Резиной. Об этом было подписано соответствующее соглашение, но в техническом плане демонтаж дороги пока не осуществлен. И когда эта дорога будет убрана, то это уже будет считаться как раз тем малым практическим шагом в урегулировании ситуации, сделанным при помощи и с участием украинского председательства.



Но это тоже непросто – вопрос требует определенных затрат. Ведь само украинское председательство в ОБСЕ, является ответственным за реализацию подобных задач. Документы, подписанные в ходе встречи, предусматривают ответственность Действующего председательства в ОБСЕ, то есть Украины, за практическое осуществление достигнутых договорённостей, в том числе и нахождение соответствующих способов и средств. Вот такие маленькие шаги нужно тоже делать, и делать своевременно и качественно.

Новости Украины – From-UA: - То есть нужны деньги на демонтаж этой старой дороги и Украина их обязана достать?

Александр Титарчук: - Да, нужны деньги, экспертиза и так далее. Поскольку канатная дорога старая и построена еще в советские времена, а вся документация находится в Украине, нужна будет и украинская экспертная оценка.

Новости Украины – From-UA: - Это будет сделано за счет украинской стороны или в складчину?

Александр Титарчук: - Вот теперь нам и нужно искать, кто бы это смог сделать. Или украинская сторона или, например, российская. Москва заявляет, что готова оказать помощь в этой проблеме. Нужно уточнять много деталей как чисто технического, так и внешнеполитического характера. Это будет обсуждаться и во время следующих переговоров в Вене.



Новости Украины – From-UA: - Есть ли что-то еще, кроме демонтажа старой канатной дороги, в чем украинская сторона преуспела во время урегулирования Приднестровского кризиса?

Александр Титарчук: - Знаете, достижения можно оценивать с разных точек зрения, их оценивает не только Украина, а и другие страны-участницы в разрешении замороженного конфликта. Так, российская сторона в целом недовольна динамикой переговорного процесса и не видит здесь ощутимых результатов, в том числе и по линии ОБСЕ. Евросоюз и США (наблюдатели за процессом) достаточно позитивно оценивают действия и динамику Киева по Приднестровской проблематике.

Конкретные достижения Украины в Транснистрии – практическая реализация договоренностей по возобновлению переговорного формата, утвержденного в прошлом году, практика реализации мелких шагов (когда сделано хотя бы маленькое достижение, полезное обеим сторонам), а также создание условий для проведения встреч на высшем политическом уровне. Как я говорил, есть надежда на осуществление этих планов.

Новости Украины – From-UA: - А какой исход событий в Транснистрии был бы наиболее выгоден для Украины?

Александр Титарчук: - Проблема в том, что Киев еще не выработал достаточно эффективной стратегии по Приднестровью ни в качестве посредника и гаранта, ни в качестве действующего председателя ОБСЕ. Последнее должно учитывать более активное использование потенциала Организации.



Новости Украины – From-UA: - Должна ли такая стратегия существовать?

Александр Титарчук: - Я считаю, что да. Иначе действия украинской стороны будут носить спонтанный характер. Но стоить заметить, что дело не только в Украине. Стратегия действий всех сторон по отношению к Приднестровскому кризису в последнее время изменилась, а это сильно влияет на процесс урегулирования.

Вопрос решения Приднестровского конфликта уже не является ключевым для Молдовы с точки зрения ее евроинтеграционных намерений. То есть для ЕС этот вопрос не является ключевым, и он отодвинут Кишиневом на второй план.

Украина же еще не успела разработать соответствующую линию поведения по Кишиневу и Тирасполю, а сделать это она может только с учетом стратегических подходов других главных игроков в этом процессе.

Новости Украины – From-UA: - Не секрет, что живущие в Приднестровье хотят присоединения Приднестровской Молдавской Республики к Украине. Украинцы по численности населения – вторые после молдаван. Как Вы думаете, такое может случиться когда-нибудь?

Александр Титарчук: - Любой план имеет право на жизнь. Но это все пока на уровне слухов. Когда многие вопросы не удается решить на политическом уровне, делается попытка решить их «снизу», путем привлечения гражданского общества к решению проблемы, чтобы как-то заполнить вакуум, который существует в данный момент. Но я не думаю, что для подобного присоединения есть какие-либо основания. Это ведь территория суверенного соседнего государства, а Украина, как гарант и посредник процесса Приднестровского урегулирования, должна и будет придерживаться позиции, основанной на уважении территориальной целостности и суверенитета Приднестровской Молдавской Республики.

Виктор Гаценко
Новости Украины – From-UA