Губит людей не «травка», губит людей ОБНОН
24.07.2013 08:00
На днях белорусские пограничники официально предупредили своих сограждан, собирающихся посетить Украину: выбрасывайте из своих аптечек перманганат калия, а не то рискуете угодить в лапы беспощадной украинской милиции! Недоуменные сябры озадаченно почесывали затылки – не шутка ли это? Оказалось, что нет. Действительно, перманганат калия, более известный в народе как марганцовка, включен в список… наркотических веществ.

В самой Беларуси до этого маразма пока что не додумались, а вот в Российской Федерации перманганат давно уже изъяли из свободной продажи как вещество, используемое при изготовлении кустарной пиротехники. Ведь, как известно, марганцовка является сильным окислителем, а заодно и мощным антисептиком, благодаря чему оно целое столетие неизменно присутствовало в каждом врачебном кабинете, в каждой домашней аптечке. И вот теперь нате вам – наркотик!



Страшный наркотик, который когда-то помогал при отравлениях


Разумеется, никаким наркотиком марганцовка не является. Просто «умельцы» используют её в процессе изготовления кустарных «веществ» - это т.н. прекурсор, то есть ингредиент химического процесса. И вот украинские власти не придумали ничего более оригинального, как попытаться победить наркоманию с помощью запрета марганцовки. Интересно, кто подал такую идею? ОБНОН? Чиновник Минздрава? Какой-то народный депутат?


Что ж, в таком случае нужно быть последовательными. Если украинские власти решили ударить по кустарным наркотикам таким вот методом, то в черный список необходимо включить и другие прекурсоры для их изготовления: аптечный йод, активированный уголь, сиропы от кашля, уксус, обыкновенные спички, бензин и даже питьевую воду. И нещадно карать за их хранение!

Дебилизм? Может быть. Однако марганцовку уже в списочек-то включили. И теперь у милиции есть законный повод задержать кого-то по подозрению в «изготовлении и распространении». Милиция - она такая! Теперь даже подбрасывать ничего не нужно, достаточно взять аптечку и вытрясти оттуда половину ингредиентов. А вторую половину найти в любом кухонном шкафу. А уж как ОБНОН будет рад – как повысится раскрываемость!

Вот, к примеру, еще в прошлом году доблестные милиционеры Ровно задержали 71-летнюю старушку, которая вышла с марганцовкой на рынок. Думала, заработает на продаже дефицита, ведь в аптеках марганцовки давно не купить, а она нужна всем, не только наркоманам, а в итоге старушке стали шить статью 320 УК. Интересно, чем это дело закончилось? Не стало ли дело старушки с марганцовкой очередным показательным очковтирательством?

Давно не секрет, что подобные «преступления» у нас раскрывают для того, чтобы исправить статистику. Получить потом премии, почетные грамоты, внеочередные звания, повышения по службе. Чем легче дело – тем проще и быстрее его довести до конца. А уж сформулировать его можно весьма громко!

…Помнится, на моего знакомого чуть не завели уголовное дело за изъятый у него брелок, сделанный из автоматного патрона (в армии такие мастерили многие). Брелок отправили на экспертизу! Словно сразу нельзя было увидеть, что гильза просверлена насквозь и является «боеприпасом» только в больном воображении следователя. Старался наш защитник правопорядка, очень хотел раскрыть еще одно дело о «хранении боеприпасов», а может даже и о «подготовке вооруженного захвата власти»…

И вот, в итоге, только по «наркотическим» статьям УК в украинские тюрьмы ежегодно попадают 13 тысяч человек, осужденных за «полудозу» в кармане или «косяк» сомнительной «дички». Попасть за решетку в Украине можно даже за упаковку димедрола, который вообще является противоаллергическим, противорвотным препаратом и легким снотворным.

«Бороться с наркотиками надо. Но это не означает, что сегодняшняя карательная система должна лишать свободы граждан, которые используют наркотики. Общепризнанно: есть у человека три ценности – жизнь, здоровье, свобода. Когда у человека забирают свободу из-за наркотиков, то он автоматически теряет здоровье, а иногда и жизнь. Адекватны ли такие меры наказания?» - спрашивает глава правления международной правозащитной организации «Международная лига защиты прав граждан Украины» Эдуард Багиров.


А если завтра вне закона объявят алкоголь и сигареты, милиция начнет хватать и сажать тех, кто будет втихаря курить самосад и пить домашнюю брагу? И мы будем этому аплодировать, восклицая «так им и надо, алкоголикам проклятым!»? Поверьте, это вовсе не фантазия.

Когда-то у нас ни о какой наркомании и не слыхивали. Хотя тут веками культивировались и конопля, и мак, из которых делали не только веревки, масло и калачи. Уборка классической конопли (а не современных специальных сортов без каннабиола) была делом очень веселым, а еще веселее было наблюдающим за работающими бабами казакам, дымящим люльками. Вот, кстати, интересно, что они такое курили, если табак в те времена был жутким заморским дефицитом? Ну а «маковое молоко» издревле было известно как первейшее успокоительное и обезболивающее средство.



Ребята не знали, что через полвека за это будут сажать


Но даже казаки не могли позволить себе валять дурака круглый год: бездельнику было трудно прожить в мире, где его никто не собирался кормить. Крестьянин, пробухавший сезон урожая, просто не доживал до весны. Это был сильнейший фактор, сдерживавший в старину и алкоголизм, и наркоманию. Сегодня же, когда пьяницы и наркоманы живут за счет государства, общества, родных, им ничто не мешает предаваться любимому занятию…

В традиционно алкогольной Великороссии косо смотрели на всё, что не «горело». И когда в середине XIX века русская армия захватила Среднюю Азию и столкнулась с тамошней «гашишной культурой», произошел типичный конфликт цивилизаций. Дело было даже не в том, что азиаты поголовно «употребляли» - русская армия тоже употребляла, винная чарка была святой нормой. Разница в эффекте от алкоголя и каннабиола в самом понятии «отдохнуть». Славяне принимали на грудь, чтобы веселиться: горланить песни, играть на балалайках, плясать, бить друг другу морды. Азиаты же, накурившись, молча сидели под навесом, вызывая полное недоумение гяуров. «Здорово, отцы!» - а в ответ ноль эмоций. У русских при виде такого случился разрыв шаблона! Сторонники алкогольной культуры до сих пор считают коноплю и её производные бесовским зельем, а употребляющих их людей – дураками и наркоманами.

Все эти традиции стали ломаться после великих войн XIX века. Широкое развитие военной медицины, в частности, хирургии и анестезиологии, привело к массовому использованию опиатов. Их давали раненым, давали оперируемым, давали просто солдатам, получившим психологический шок. Лекарство было очень эффективным и стало очень популярным. Увы, врачи не сразу заметили, что его регулярный прием вызывает физическую зависимость. Результаты были ошеломляющими: так, среди раненых солдат Гражданской войны в США наркозависимым стал каждый третий! Большинству пришлось потом «спрыгивать», да и то вынужденно: где простому фермеру было достать опиум? А вот офицеры, вернувшиеся в свои усадьбы, и демобилизованные городские закончили очень плохо…

Тем не менее, европейские страны еще не считали, что наркотики – зло. Более того, Британия стремилась посадить на опиум весь Китай, а когда тот начал сопротивляться, развязала печально известные Опиумные войны.




Поднебесная была плотно посажена на опиумную трубку


Лишь после Первой мировой, когда число наркозависимых шло уже на миллионы, с проблемой опиума и его производных решили бороться. Обратили внимание и на кокаин. Этот используемый в медицине стимулятор, кстати, входивший в состав «кока-колы», стал предметом массового злоупотребления. После того, как его научились выделять и производить в чистом виде, кокаин стал главным конкурентом алкоголя. Пик его популярности тогда приходился на времена т.н. «сухого закона»: в России в период 1914-1924 гг., в США в 1918-1933 годах.



Когда-то кокаин в США даже рекламировался


Тем не менее, с наркоманией не спешили бороться драконовскими методами. Так, согласно статье 104 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года, изготовление и сбыт опиатов, кокаина и эфиров без специального разрешения карались лишением свободы на срок до одного года. Столько же давали за самогоноварение или хранение боевого (армейского) оружия. И лишь тем, кто производил на продажу крупные партии наркотиков, а также содержателям притонов грозило до трех лет.

Вообще, кодекс был очень либеральным! И, тем не менее, по улицам советских городов не бегали невменяемые «торчки» с винтовками. Хороший пример того, как проблему можно решить без излишнего ажиотажа и ненужной жестокости.

Вторая мировая война подарила миру амфетамины, созданные в Германии как мощнейшие стимуляторы для армии, в том числе знаменитый первитин, когда-то выдававшийся немецким танкистам и американкам пехотинцам наравне с сигаретами и леденцами.



Первитин в пайке немецкого солдата


Сегодня сверхпопулярные у молодежи «винт», «экстази» и «лёд» юридически объявлены наркотиками и входят в перечень опаснейших для здоровья веществ. Честно говоря, относительно наркотического (дурманящего) эффекта амфетаминов, равно как и физической зависимости, есть большие сомнения, но вот что они делают с организмом при регулярном употреблении, можно увидеть на примере Гитлера. Разбитый согнутый старик с трясущимися руками – вот в кого превратился фюрер после нескольких лет на первитине.



«Винт» будешь? Молодец!



По сути, борьба с наркотиками в таком виде, какой мы её знаем, началась только в 50-60 годы прошлого века, то есть сравнительно недавно. Отправной точкой стала «Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года», принятая на международном уровне. Похоже, что заняться ей вынудило их массовое распространение среди молодежи, в период т.н. «бунта поколений», а также переход оборота наркотиков под контроль организованной преступности. СССР подписал её в 1964-м, после чего Уголовный кодекс пополнился 224-й статьей, а про знатных коноплеводов перестали писать в газетах. Трудно сказать, зачем – ведь проблемы наркомании у нас не было, она появилась лишь с началом «сухого закона», когда алчущие идиоты стали нюхать, глотать и колоть всё подряд.

Но, опять же, в разных странах к проблеме подошли по-разному. В ряде восточных стран предусмотрена смертная казнь даже за несколько грамм героина, если судья решит, что он был предназначен для распространения. Нужно заметить, что данная высшая мера имеет немало поклонников среди украинцев. Вот, мол, если бы и у нас так – то и наркомании бы не было! Это довольно интересное мнение, однако есть одно большое «но». Даже целых два!

Давайте просто представим, что «по просьбам трудящихся» у нас ввели расстрельную статью не только за наркотики, но и за другие проступки. За алкоголизм, за приставание к женщинам и проституцию, за выгул собак в неположенном месте, за езду в пьяном виде. Не окажемся ли однажды мы сами у стенки с номером на лбу? Повторимся: если вы считаете, что торговля наркотическими веществами - это страшное преступление, то просто вспомните, что ещё полвека назад этим занимались все аптеки. А не окажется ли через полвека страшным преступлением продажа свинины, ведь она вызывает атеросклероз и приводит к инсультам и инфарктам!

К тому же, расстрел не такая уж и эффективная мера наказания. Во всяком случае, в Китае, на долю которого приходится 90% всех смертных казней в мире, это не решило проблему наркоторговли, это лишь как-то помогает держать её в определенных рамках. Тамошние наркобароны уже давно научились избегать наказания: перевозку и распространение наркотиков поручают беременным или подросткам, которые не подлежат расстрелу, а часто просто нищим крестьянам, готовым ради больших денег рискнуть и своей жизнью.



Суровое китайское правосудие


Да и в Украине несколько лет тюрьмы отнюдь не пугают ни самих потребителей наркотиков, ни тех, кто на них наживается. Наворачивание гаек ни к чему не привело, напротив, стало еще хуже. Тюрьмы набиты обычными потребителями – как наркоманами, так и просто молодыми людьми, решившими зависнуть в пятницу и попавшимися ОБНОНу с пакетиком «травы» в руках. А милиция что, милиции главное дать показатели. Ловить пацанов по скверикам или делать налет на квартиру наркоманов – это вам не виллу цыганского наркобарона штурмовать! Да и зачем обижать уважаемого человека?

«У нас за 0,005 г человека уже могут посадить в тюрьму. Это неправильно. Надо браться за распространителей наркотиков, а у нас милиция крышует наркоторговлю. У нас в прошлом году 13000 человек посадили только за то, что у них нашли минимальную дозу наркотика, которую они взяли для собственного употребления. В то же время те, кто торгует килограммами этих наркотиков, гуляют на воле, уважаемые люди. Наркоман - больной человек, его лечить надо, тюрьма его не спасет», - уверен эксперт Фонда общественной безопасности Виталий Скороходов.


По мнению эксперта, в какой-то мере проблему можно было решить, если бы государство само стало наркодилером, приняв т.н. метадоновую программу для наркоманов, зависимых от опиатов. Это позволило бы, во-первых, декриминализировать «мир наркоманов», а во-вторых, взять их всех под строгий контроль государства.

«Мое личное мнение: за употребление легких наркотиков не надо ужесточать наказание, а за употребление тяжелых наркотиков, тем более за распространение, обязательно должна быть ответственность», - считает ведущий специалист пенитенциарного направления и программ первичной профилактики Дмитрий Чикуров. Он также подчеркнул, что наркозависимые люди являются не преступниками, а больными.

Действительно, пока наркоман не украл, не избил, не убил – он преступник не больше, чем обыкновенный пьяница, который поет на лавочке песни. Но украинское правосудие делает его таковым, арестовывая и сажая за пару кубов «ширки» или «косячок». Интересно, когда начнут сажать за стакан водки? Представляете, как тесно будет в тюрьмах!

Начиная с «перестройки», отечественное законодательство становилось всё суровее к наркотикам, штаты боровшихся с ними разрастались, под запрет попали уже не только наркосодержащие лекарства, но и марганцовка – и ситуация лишь ухудшается.

Никто не хочет понять истину – число дураков, которые желают ничего не делать и только «зависать», с годами не уменьшается, а растет. Их и раньше было немало, но они пили водку. Нынешние дураки одним алкоголем не ограничиваются, и это единственная причина, по которой постоянно растет численность наркозависимых. Подчеркнем: не стоит путать их с просто употребляющими наркотические вещества. Если вы считаете наркоманами подростков, «дунувших косяк» после экзаменов, то вы вообще ничего не понимаете в этой теме. И с таким же успехом вас можно считать алкоголиком, ведь вы же иногда выпиваете!

Так вот, когда усилиями милиции героин и даже кустарная опиумная «ширка» стали для дураков недоступными, они начали импровизировать и делать из кодеина дезоморфин, более известный как «крокодил». Дезоморфин сам по себе штука очень скверная: его действие короче, чем у других производных формина, а потому колоть его приходится чаще, к тому же он быстрее вызывает привыкание. В свое время по этой причине дезоморфин забраковали врачи, но сейчас его варят в домашних условиях сотни тысяч идиотов. Варят с использованием подручных ингредиентов, получая в итоге чудовищную химическую смесь, которая в буквальном смысле разъедает организм.



Любительница «крокодила». Явно не жилец.


И что же делают отечественные органы? Лоббируют метадоновую программу, чтобы спасти дураков? Что вы! Нет, они продолжают бороться с ветряными мельницами. Они лоббируют запрет на продажу кодеиносодержащих лекарств! И в очередной раз из-за дураков и милиции страдают добропорядочные граждане, которые не могут купить ни марганцовки, ни сиропа от кашля. А еще ранее пострадали люди, страдающие астмой, потому что в аптеках убрали препараты, содержащие эфедрин. Сначала убрали димедрол, а еще раньше исчезли сильные обезболивающие – и страдающие мигренями сутками стонали, пытаясь унять жуткую боль анальгином.


В итоге мы видим, что все эти проблемы создают не сами наркотики и даже не употребляющие их люди, а государство, которое пытается с ними бороться. Точнее, делает вид, что борется, поскольку запрет веществ и наказание за их хранение отнюдь не разрешит эту проблему. Это её лишь усугубляет.



Амстердам, марихуана. Тихо, культурно.


Оптимальным видится голландский путь борьбы с наркотиками. Хотя считается, что Нидерланды с ними вообще не борются, это не так. В 60-х годах за коробок марихуаны там давали три года! Но потом правительство прислушалось к доводам экспертов и решило, что нет смысла бороться с тем, что вреднее не больше, чем пиво. Более того, эксперты сравнили запрет мариахуны с «сухими законами»: курить её народ меньше не стал, но зато на её продаже наживался криминал, а масса простых граждан оказывалась в тюрьме за употребление (благо тюрьмы в Голландии комфортные). И в 1972 году марихуану «легализовали», а по сути вывели из-под уголовного наказания и взяли под контроль государства. Так Голландия стала марихуановым раем.

Итог: имеющие несколько больший выбор «развлечений» (не только алкоголь, но и марихуану), голландцы меньше склонны к экспериментам с другими наркотиками. Но и присевшие на запретный героин («тяжелый» наркотик-опиат) выводятся из криминального мира метадоновой программой. Кстати, программа предназначена для тех, кто сидит на игле, но не хочет с неё слезать, но если наркоман желает вернуться к нормальной жизни, к его услугам и специальные клиники, и целые клубы «выздоравливающих», поддерживающих друг друга.

То есть, по сути, Голландия просто предоставила своим гражданам полную свободу выбора: хотите - употребляйте, хотите - нет, главное - не совершайте преступлений. И этот метод работает куда лучше украинских запретов или китайских расстрелов.


Опыт Нидерландов уже переняли 18 американских штатов, где марихуану продают как лекарство, по рецепту врача, вопрос решается в Германии и Канаде. Кстати, канадцы проявляют в этом вопросе потрясающий либерализм: закон еще не принят, а они давно уже не только «дымят», но и устраивают свои знаменитые на весь мир «конопляные марши». Как и в Нидерландах, преступность в Канаде одна из самых низких в мире…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA