Что спрятали за штурмом Святошинского РОВД
12.08.2013 09:05
Несколько летних недель, которые прошли с момента бунта во Врадиевке, породили множество искаженных отражений этого события. В результате слово «врадиевка» стало нарицательным и даже обзавелось цифрами. Врадиевка-2, врадиевка-3, «полная врадиевка».

Чистый порыв народной воли превратился в скучный инструмент политических манипуляций. И добро бы только политических. Украинцы настолько втянулись в хроническую политическую лихорадку, что без зазрения совести используют самые шокирующие и драматические события для решения свои шкурных интересов.

Очень показательным в этом смысле стали беспорядки под Святошинским РОВД в Киеве, привычно названные штурмом и получившие ярлык «Врадиевки-2». Иронично, но ни власть, ни большинство противостоявших ей в стычке представителей радикальных партий и протестных объединений, не заинтересованы в широком освещении ситуации, которая привела к конфликту. Характерная для националистических сил языковая провокация и так и не подтвержденное избиение активистки КУПРа как-то вытеснили реальные причины «хулиганского междусобойчика».

А между тем, украинцы стали свидетелями очередного эпизода тихой войны, которая ведется на киевских торговых площадках. Имеется в виду рынок временных сооружений – торговых киосков или МАФов. Любая попытка пролить свет на тот бардак, который, усилиями киевской городской власти, творится в сфере регуляции рынка МАФов, благополучно тонет в «черном шуме», создаваемом вокруг этой темы лояльными СМИ.

Святошинский инцидент так же тихо утопили в политическом информационном мусоре, как и десятки других подобных происшествий. Но неожиданно всплыл материал, который заставил пересмотреть события 12-14 июля. Начнем пересматривать издалека.

Рынок «Шлях» работает уже более 15 лет. В 2009 году горадминистрация выдала предпринимателям разрешение на проведение постоянно действующей ярмарки на прилегающей к рынке аллее. Таким образом, торговцы «освоили» новые площади. Но три года спустя «халява» закончилась. По словам самих торговцев, злачным местом заинтересовались депутаты из киевгорсовета, по совместительству – владельцы крупнейших сетей торговых киосков в столице.

В 2012 году, когда пришло время продлевать разрешения на торговлю, 73 владельца киосков, расположенных на ул. Зодчих обратились в КГГА. Разрешительные документы получили 22 торговца. Одному предпринимателю отказали из-за того, что его МАФ был установлен с нарушениями. Остальные 50 заявлений направили на рассмотрение Комиссии по вопросам упорядочивания размещения временных сооружений на территории Киева.

Через какое-то время предприниматели получили 50 отказов. Причина – недочеты в предоставленной документации. Она, якобы, больше соответствовала лоткам сезонной торговли, а не киоскам. В то же время горадминистрация заключила договор с неким предпринимателем Багировым, у которого роль торговой конструкции выполнял обычный деревянный стул.

Началось выдавливание конкурентов по-украински. К торговцам, так и не сумевшим продлить разрешения, стали регулярно захаживать милиционеры с требованием прекратить работу. Сразу после них подходили якобы представители охраны новой (как оказалось – виртуальной) администрации и милицию «прогоняли». За свои услуги «охранники» требовали немалых денег – в три раза больше, чем собирала старая рыночная администрация. При этом новые «хозяева» внимательно следили за тем, чтобы настоящие управляющие рынком не получили от торговцев ни копейки. Естественно, что без денег организованная уборка территории и вывоз мусора прекратились. Классическая рейдерская схема – сделать для всех неугодных работу невыносимой.

Доведенные до отчаяния коммерсанты обратились к Сергею Мельниченко – профессиональному уличному протестанту с определенной репутацией и лидеру объединения КУПР. На счету у Мельниченко – немало успешных антирейдерских операций и «налоговый майдан» 2011 года. На каких условиях он согласился защищать шляховских старожилов – тема для отдельной статьи.

За неделю до беспорядков Мельниченко подал в горадминистрацию заявку на проведение мирной акции под стенами Святошинского РОВД. Акция планировалась в виде бессрочной ярмарки по продаже продуктов питания. Торговать планировалось до тех пор, пока товар не испортится и не сгниет. После этого протестующие намеревались передать гнилые продукты в РОВД в качестве "благотворительного взноса". Мол, не даете торговать на рынке – будем под РОВД.

12 июля события стали развиваться стремительно. Кто, кого, куда и за что ударил - уже не принципиально. Важно – что под Святошинским РОВД собралось несколько сотен довольно агрессивно настроенных людей. В основном – представителей радикальных политических партий и объединений. Ясно, что они стянулись туда не просто так. В конце концов, киосками владеют небедные люди, для которых слово «прибыль» намного понятнее слова «мораль».

Идея подстроить форму протеста под недавние на тот момент врадиевские события напрашивалась сама и оправдалась на 100%. На волне скандала и народного возмущения разборка за киоски вдруг превратилась во вторую серию общенациональной медиа-драмы.

Торговцы и уличные бойцы, что называется, нашли друг друга. Первые решали свои финансовые проблемы, паровозиком прицепившись к взволновавшему всю страну происшествию. Вторые – проводили тренировки в условиях «максимально приближенных к боевым», готовились к новому политическому сезону и, вполне возможно, зарабатывали скромную копейку. Ведь политическое наемничество давно стало в Украине обыденностью.

Однако организаторы святошинских беспорядков просчитались. Власть более умело воспользовалась ситуацией. Информационную связь событий под РОВД с врадиевским ходом усилили. Главных организаторов красиво скомпрометировали, обвинив в попытке продажи «врадиевских идеалов». Мельниченко и вовсе попал в щекотливую ситуацию: мало того, что получил удар по репутации пылкого революционера, так еще и стал одним из главных подозреваемых по делу о Святошинском штурме. Ведь, не смотря на обещания генерал-майора Коряка, которые он публично дал протестующим, милиция возбудила уголовное дело по факту беспорядков. А заявка на акцию под стенами РОВД была подана от имени Мельниченко.

По телевизору показали урезанную и отретушированную версию событий, сведя все к очередному бесчинству радикальных националистических партий, которые уже изрядно набили оскомину рядовым украинцам. Более того, в результате грамотно проведенной информационной кампании, участники врадиевского хода и святошинских событий стали отзываться друг о друге достаточно прохладно, а иногда и откровенно агрессивно. Принцип "разделяй и властвуй" работает безотказно.