Инспектору никто не платит: кризис украинской ГАИ
19.08.2013 13:30
Эту картину сегодня можно наблюдать практически в каждом городе Украины, причем уже не только ночью, но и среди бела дня. Сначала вы слышите стремительно приближающийся рев, словно рядом взлетает легкомоторный самолет, а затем видите, как мимо вас по проспекту мчится ЭТО. Спортивный байк с вжимающимся в него камикадзе, к заднице которого присосалась какая-то голозадая девица с развевающимися волосами.

Скорость от 100 км/час и выше – и это прямо в городе, на проспекте, с его перекрестками, пешеходными переходами, и просто пытающимися пересечь дорогу стариками, детьми, кошками. Да, кошечек тоже жалко, как и собачек. А вот этих придурков…



Вполне вероятно, что уже через несколько дней вы увидите тот же мотоцикл и его седоков разбросанными по проезжей части. Метров так на пятьдесят, а то и сто. И хорошо, если там же не будет «Ланоса» с разбитым капотом, перепуганными детьми и заламывающий руки отцом семейства, об чей автомобиль «споткнулись» мотодебилы.



И вот, когда водители и прохожие уже помогли пострадавшим и накрыли погибших, когда приехавшая «скорая» уже зафиксировала летальный исход, лишь тогда появляется автомобиль ГАИ. Из которого с трудом выбирается вялый инспектор и начинает не спеша составлять протокол…


К сожалению, работа отечественной автоинспекции сводится лишь к двум функциям. Первая, очевидно, изображает то ли контроль дорожного движения, то ли профилактику нарушений его правил. Все мы неоднократно наблюдали, как это осуществляется. Двое-трое инспекторов ГАИ устраивают «засаду» в придорожных кустах, за изгибом или поворотом дороги – это зависит от того, какую рыбку они намерены ловить.

Если в их руках радар, то гаишники должны дать потенциальному нарушителю разогнаться и внезапно налететь на бдительных стражей ПДД. Тут стоит обустроить свой временный пост на относительно прямой трассе, но так, чтобы не светиться самим. Если они просто проверяют документы, аптечки и «у вас подворотник не работает», то в этом случае прятаться от глаз водителя им нет нужды, зато стоит устроиться так, чтобы водители не пытались объехать их другой дорогой. Традиционно хлебными местами всегда были «засады» возле знаков, двойной полосы и перекрестков там, где не нарушить правило было очень трудным даже для добросовестного водителя.

Вторая функция, которую мы уже описали, плавно вытекает из недобросовестного выполнения первой: когда инспектор приглашается уже лишь для того, чтобы документально оформить факт ДТП. Работа, безусловно, важная и нужная – ведь без этого не наказать виновных и не выплатить компенсации пострадавшим. Однако в этом случае гаишник выступает уже в роли патологоанатома, в то время как украинские дороги нуждаются в лечении и профилактике. В службе, которая бы организовывала дорожное движение и поддерживала его порядок.

Вы спросите – ну а чем же ещё занимается ГАИ? Так вот в том-то и дело, что ГАИ этим не занимается. За годы своего существования в независимой Украине, Госавтоинспекция, похоже, заботилась лишь прибыльными вопросами: регистрация, техосмотры, водительские права, штрафы. Плюс участвовала в обязательных показательных облавах типа «месячник безопасности на дорогах», в «планах перехвата» и обеспечивала прохождение vip-кортежей.



Но, что хуже всего, своим бездействием, взяточничеством и преклонением перед «большими людьми», ГАИ породила целый класс опаснейших нарушителей. Мы видим их каждый день: плюющие на все правила джипы, подрезающие друг друга лимузины, с ревом носящиеся по городам спорткары и спортбайки. Их водители на инспекторов ГАИ даже смотрят – в лучшем случае протягивают из окошка «соточку», а ведь могут и вообще не остановится. И что инспектор им сделает? Там либо папа прокурор, либо мама депутат, либо муж «авторитет».

Мы забываем, что коррупция существует не только среди нижних чинов. Их начальники довольно часто стараются закорешиться с другими начальниками – создавая эдакие клубы «элиты», смысл которых заключается именно во взаимопомощи. Если бы городской прокурор не нуждался в услугах директора фонда имущества, а начальник налоговой в помощи главврача, то сто лет бы они друг другу были бы нужны!

И вот теперь представьте, что находится добросовестный инспектор ГАИ – а они иногда встречаются – который не убоялся грозного «да ты знаешь, кто я такой?!» и отобрал права у водителя Mercedes G-Class. И что же? Тот просто позвонит своему корешу - начальнику ГАИ. И если к вечеру не вернет себе старые права, то утром получит новые.


Хотя украинская элита довольно малочисленна (всего около 1% населения), все её представители обладают очень мощными и очень быстрыми автомобилями - и привыкли ездить гордо, с ветерком, выпячивая своё эго. Просто удивительно, как эти тысячи неподконтрольных Госавтоинспекции автомобилей ещё не превратили украинские дороги в аналог египетского хаоса – с тысячами невинных жертв. Наверное, это не произошло только потому, что сама «элита» кое-какие правила дорожного движения всё же соблюдает. Но не потому что в них еще живут проблески сознательности и законопослушания, а чисто из нежелания врезаться во что-то (или в кого-то) и испортить себе прическу. А вот если они не видят для себя опасности или находятся под градусом и, что называется, потеряли страх – то выжимают газ на полную…

Но существуют и объективные причины, которые не позволяют украинской Госавтоинспекции нормально выполнять свои функции. Например, техническая отсталость. Совершенно понятно, что если за двадцать лет число автомобилей в Украине выросло в десятки раз, то уследить за всеми ними только с помощью своих глаз да ручного радара невозможно. Для этого гаишников пришлось бы расставить на каждом перекрестке, и на всех трассах через каждый километр. А они и так вон уже плачут, что у них катастрофическая нехватка кадров.

«Как вы понимаете, обеспечить безопасность с таким личным составом и такими техническими возможностями, и таким законодательством на сегодняшний день невозможно», - заявил на днях начальник Центра безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД Сергей Будник. И сокрушенно добавил, что в 70% отделений ГАИ ощущается недостача личного состава.

Довольно удивительно слышать о том, что, при нынешней безработице в стране, никто не идет работать в службу, издавна считающуюся одной из самых хлебных. Не зря среди сотрудников МВД обладателями самых объемистых талий являются именно гаишники.



Неужели с «левыми» доходами в украинской Госавтоинспекции стало так напряженно, что из неё уходят, так сказать, лучшие кадры – а на их место никто не хочет? Неужели даже Степаны с Олексами из поселков, где никакой работы нет вообще, не хотят заняться этой довольно не пыльной работенкой? Очень странно!

Однако есть и еще одна странность. В 2007 году численность работников украинской ГАИ составляла около 15 тысяч человек. И тогдашний начальник Центра безопасности ГАИ МВД Украины Василий Зайченко заявил о намерениях увеличить их до 20 тысяч. Вдвое подняли и заработную плату инспекторам, достигшую у рядовых гаишников 2000, а у инспекторов «Сокола» в 3500 гривен (почти 700 долларов по тем временам). Но, как известно, порядка на дорогах это не прибавило: напротив, Украину стали сотрясать одно за другим резонансные «дела мажоров», безнаказанно давивших людей на перекрестках, остановках и пляжах.


Кстати, буквально через год на порядок выросли штрафы, взимаемые с водителей – и, соответственно, выросли и размеры «откупных», предлагаемых гаишникам. По мнению лидеров общественного движения «Дорожный контроль», именно после этого инспекторы стали ездить на шикарных иномарках и строить себе особняки.

Прошло пять лет, и новый министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко заявил, что «люди жалуются на излишнее количество работников ГАИ на дорогах». И он торжественно пообещал их сократить. Впрочем, министр, видимо, своих обещаний не сдержал, поскольку на сегодня количество сотрудников Госавтоинспекции Украины достигает 23 тысяч – и они жалуются на нехватку личного состава.

Так в чем же дело? Думается, дело в том, что инспектору никто не платит. В смысле, Госавтоинспекция начала собственную компанию по выбиванию из бюджета дополнительного финансирования. Отсюда и слезы: не хватает людей, не можем обеспечить…

Нет, в принципе, просьба правильная, актуальная. Финансирование ГАИ стоит увеличить – но не для того, чтобы увеличить ряды автоинспекции, а чтобы улучшить качество её работы. Закупить технику и оборудование, нанять толковых грамотных специалистов, дать им хорошую зарплату. Ведь согласитесь, что добрая половина нынешних инспекторов умеет лишь махать палочкой и составлять протоколы. В то время, как ГАИ требуются не просто специалисты по работе с системами слежения, а люди, которые сами вычисляют где и как их разместить, какие новшества и доработки в них внести. ГАИ, наконец, требуются опытные водители, которые могли бы догонять и блокировать «гонщиков». Техника найдется – можно закупить любую, вот только кто сможет на ней работать?

Может быть тогда ГАИ начнет, наконец, не только фиксировать ДТП, но и прилагать усилия для их предотвращения? Например, решат назревшую проблему «мотопридурков». Хотя, конечно, проблема автоинспекции не только в финансировании и кадрах. И даже не во взятках.

Мы же понимаем, что для обычного украинского обывателя отданные инспектору 100-200 гривен это тоже деньги. И в следующий раз он постарается не нарушать, чтобы не лишиться еще пары сотен кровно заработанных. Взятки и поборы ГАИ действуют на них не хуже системы официальных штрафов.

А вот для «больших людей» на больших машинах это не деньги, это пыль. Они заплатят и вдвое, только чтобы их не задерживали, не отвлекали, не зудели на ухо. Заплатят – и будут нарушать дальше. Для них автоинспекторы мало чем отличаются от цыган и нищих, клянчащих деньги на перекрестках. В этом и состоит опасность коррупции в ГАИ: она делает богатых практически неподконтрольными и безнаказанными. А полностью неподкупные автоинспекторы пока что встречаются только в кино.



Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA