«90% детей выходят из школы больными людьми»
30.08.2013 13:00
В интервью интернет-изданию Новости Украины - From-UA бывший министр образования и науки Станислав Николаенко рассказал о том, с какими самыми большими проблемами украинское образование входит в текущий учебный год, кто заинтересован в дискредитации ЗНО, и почему нельзя закрывать сельские школы.

Новости Украины – From-UA: - Станислав Николаевич, какая, по вашему мнению, самая большая проблема украинского образования сегодня?

Станислав Николаенко: - Сегодня провластный триумвират: Верховная Рада, Кабинет министров и Президент окончательно не определились со стратегией развития образования. Отсюда какие-то постоянные проблемы. Законодательство определяет, что сегодня образование в приоритете, от валового продукта должно идти 10% на содержание современных учебных заведений, а 1,7% - на науку. Получается, что на науку у нас в пять раз меньше, а на образование вместо 10% в реальности имеем приблизительно где-то 6%. Посмотрите сегодня на показатели: в этом году мы строим 13 школ, а 11 – к 1 Сентября, это притом, что по Украине, сколько аварийных школ!

Дальше обратим внимание на День учителя: зарплата при моей работе выросла в три раза, а за последний три года – приблизительно на 30-40%. Посмотрите сегодня по программе на детей: детское питание не реализуется, его нет, непонятно, кто и как питается, а это все здоровье детей. Из-за этого дети массово болеют, 90% детей выходят из школы больными людьми. Есть проблемы. Нужна профессионально-техническая база. И сказать, что это делает образовательный штаб, я не могу, потому что они что-то, да, делают. Но получается так: власть действует отдельно, а образовательный штаб – отдельно. Но вы же понимаете, что такого не может быть, все действия должны быть согласованы.

Этот триумвират: Верховная Рада, Кабинет министров и Президент, по-моему, где-то заблудились.


Новости Украины – From-UA: - А нужно ли оптимизировать сельские школы с учетом малого количества детей в них?

Станислав Николаенко: - Поставьте лучше вопрос о том, как сделать так, чтобы образование в сельских школах было качественным. Подождите с оптимизацией, для начала нужно, чтобы она была качественной. А если для этого нужно закрыть какое-то учебное заведение или два слить в одно, то это совершенно другое задание. А ставить вопрос об оптимизации, то есть о закрытии и ликвидации – это антиконституционная норма.

На сегодняшний день мы наблюдаем демографический спад, поэтому нужно говорить о том, чтобы проанализировать ситуацию, принять меры для того, чтобы украинское село развивалось, а не вымирало. Дело в том, что если сегодня будет поддержана концепция крупнотоварных олигархических сельхозпредприятий, – назовем их «латифундиями», – которые обрабатывают землю и собирают урожаи на площади полмиллиона гектар, то это означает, что нам на 1000 га будет нужен… один работник. То есть на обработку по таким агротехнологиям всех 50 млн. га наших украинских сельхозземель нужно, чтобы в селе жило лишь 50 тыс. человек. А в селе сейчас живет примерно 14 млн. человек. То есть, при таких условиях им («латифундиям») не нужна на селе ни семья, не ребенок, никто вообще. И решения этой проблемы нет, потому что мы не можем при 14 млн. человек, которые проживает в украинском селе сегодня, обеспечить им лишь 50 тыс. рабочих мест на земле – тогда им не нужно ничего вообще для села делать. Сегодня нужно, чтобы село занималось переработкой, чтобы туда все наши производства выводили свои предприятия.

Почему в той же самой Европе где-то есть большие предприятия, а где-то изготавливают шайбы? На сегодня нужно развивать украинское село, а не только один хлеб сеять и вывозить его из Украины и уничтожать нашу структуру земель. Поэтому я считаю, что сегодня нужно отвечать именно на этот вопрос. Демографический кризис сейчас у нас, поэтому городским радам нужно на пять-десять лет вперед дать право уменьшать наполняемость в классах детей до троих, на этот переходный период. Потому что обучение, которое в этот период предлагается, оно дороже, чем сбережение класса или группы какой-то.

Но тогда нужно идти на эксперименты, чтобы начиналось с эксперимента «школа-семья», когда, к примеру, женщина бы учила детей до 7-го или 9-го класса, возможно, пойти на то, чтобы сделать начальную школу шестигодичной, на сегодня она у нас – четырехгодичная. И потом поставить задание – чтобы в каждом селе была начальная школа. А когда ребенку 13 лет, то есть он перешел в 7-й класс, тогда его можно и перевести. Чтобы не травмировать этих первоклашек маленьких, потому что они еще не сформированы, они еще уязвимы, они еще социально неадаптированы.

Кроме этого, нужно сегодня развивать Интернет и дистанционное обучение, которого в большинстве населенных пунктов нет. Да, есть телефоны и цифровое телевиденье, но без Интернета фактически ученик и учитель оторваны от цивилизации. И к тому же, дать сельским учителям надбавку к зарплате – и тогда все будет нормально.

Новости Украины – From-UA: - Накануне первого сентября – ваше отношение к введению в Украине обязательной школьной формы и регламентации внешнего вида учеников школ?


Станислав Николаенко: - Я лично считаю, что школьная форма должна быть. Да нельзя делать так, чтобы она была одна на всю Украину, она может быть региональная, она может быть с элементами конкретной школы, с эмблемами. Но она должна быть, к тому же, она должна быть и летней, и зимней, потому что у нас большая угроза – это социальное неравенство. Школа всегда была местом, которое помогало подниматься ребенку вверх, и чтобы не было ущербных, чтобы не было социального противоречия, чтобы мы не заряжали детей негативом, чтобы мы не разрывали социальным противоречием наших детей, я бы пошел на введение обязательной формы. Потому что каждый начинает: «я надену то», а другой: «а я другое», и начинается между детьми показуха, мол, один крутой, а другой – нет. Но я бы сделал ее комфортной и недорогой, и с украинским региональным элементом. Форма в какой-то степени – это патриотизм. Но я знаю, что во многих школах в субботу разрешаются джинсы и футболка. В этом вопросе нужно быть творческим человеком.

Новости Украины – From-UA: - А как, по вашему мнению, нужно организовать систему профессионально-технического образования в Украине?

Станислав Николаенко: - Из своих 30 лет стажа я всего лишь один посвятил этому вопросу, потому что 29 лет я посвятил высшей школе, я работал и в техникумах, и в университетах. В профтехобразовании нужна жесткая государственная политика, которая бы базировалась на поиске интереса между бизнесом, работодателем и образователями, и потом в законодательном его закреплении.

К примеру, в Германии существует система подготовки: три дня в неделю ученик в профтехучилище изучает теорию, а остальные дни он находится на практике. За первую часть (теорию) платит государство (сюда же входит одежда, питание и т.д.), а за вторую (оборудование рабочих мест, организация производства, практики) – бизнес, который это обслуживает. Ну, например, на СТО рассчитано пять мест для работников, техников, а одно – для инженера. Туда может прийти любой мастер из профтехучилища и подтянуть свои знания и набраться опыта.

Поэтому сегодня бизнесу нужно дать процент (к примеру, если взять за основу международный опыт, то это 5% от Фонда заработной платы), который он бы мог отдавать на подготовку не только профтехкадров, а и в высшую школу, и с отчислением налогов из этой суммы, а по Украине эта цифра достигает порядка 15-17 млрд. грн. Это то, что могло бы дать новую жизнь профтехучилищам и университетам, имеется в виду лабораторно-практическую базу, что является нашей так сказать «лысиной» на голове образования.

Новости Украины – From-UA: - Коррупция при вступление в ВУЗ – исчезла ли она после введения ЗНО (тестирования). Куда она переместилась?

Станислав Николаенко: - ЗНО нужно распространить на бакалавра и на магистра, когда идет перепоступление. А также ЗНО нужно распространить при вступлении в техникумы и потом на перепоступление из техникумов в университеты. Это же те сегменты, которые не закрыты ЗНО.

И еще одно – его нужно усовершенствовать, его компрометируют для того, чтобы отменить. Оно несовершенно. Мы ставим металлоискатели и пугаем детей, доводя ситуацию до абсурда, – так подождите, пусть они в руки возьмут справочники. Давайте им больше творческих зданий, а не так – списал и все.


Новости Украины – From-UA: - Кто в таком случае заинтересован в дискредитации ЗНО?

Станислав Николаенко: - Силы, которые привыкли зарабатывать на экзаменах при вступлении. Понимаете, там не один человек, там сотни. Я вам скажу так: по моим подсчетам, в 2004-2006 годах среднегодовой показатель взяток составлял полтора миллиарда гривен, а на тот время курс доллара был один к пяти – и получалось 300 млн. долларов. Неплохой был урожай!

Новости Украины – From-UA: - Ну, коррупция коррупцией, однако некоторые ВУЗы набрали в это году всего одного абитуриента. Нужно ли объединение/укрупнение ВУЗов в Украине? Как этот процесс должен проходить наиболее оптимально?

Станислав Николаенко: - Это как раз тот путь, когда ВУЗы органично закрываются и не в силе себя администрировать. Но нужно учесть же то, что закрываются частные ВУЗы, а объединяются государственные – а это совершенно разные вещи. Никто же не объединяет частные ВУЗы, потому что они друг друга поглощают. Я предлагал ускорить этот процесс через введение объективных независимых механизмов ЗНО, таким бы образом можно было бы ускорить ликвидацию большого количества университетов и того бардака, который у нас сейчас. Но сейчас жизнь сама регулирует: не хватает детей, вот дети и не идут, потому и авторитет ВУЗов падает, а потом они спокойно ликвидируются.

Но нужно чтобы правительство и власть сказала: «Политика будет такая: будут развиваться гринтехнологии, машиностроение, а для этого нам нужно столько-то и столько-то работников. И таким будет госзаказ». Но нигде, и в Конституции Украины, не прописано, что будут оплачивать именно то, что нужно государству, в КУ написано, что гарантируется право человека на получение образования. А то, что ребенок будет идти на конкурсном основании для государственных целей, нигде не написано. А если я хочу конституционно реализовать это право и стать юристом, то, что вы меня не допустите к обучению, потому что вы считаете, что вам юристы не нужны? Так вы нарушаете мои конституционные права на образование. Почему сегодня государство отказывается от госзаказа на юристов и экономистов, позволяя эти специальности только тем, у кого есть большие деньги? Так давайте сделаем, чтобы все юристы были из богатых коррупционных семей, так оно итак к этому идет. Я к тому, что сегодня с университетами нужно разобраться, нужно раскрыть карты и сказать: «Аграрных нужно столько-то, технических – столько-то и так далее», но делать это нужно прозрачно, а не так, когда в Одессе закрыли сельскохозяйственный университет, потому что у него в центре Одессы – корпус, а на берегу моря – земля. Это простите что, аргумент, для закрытия университета? Но как оказалось, да.

Новости Украины – From-UA: - Нужен ли госзаказ для бюджетников с отработками студентов (до 3 лет) по окончанию ВУЗа, как это было во времена УССР?


Станислав Николаенко: - Наше законодательство не предусматривает таких отработок. Мое бы предложение было бы таким: первое – есть конституционное право гражданина на образование, второе – есть право государства предложить гражданину реализоваться по своей специальности, а для того, чтобы реализовать мое право как гражданина, мою свободу исходя из государственной потребности, тогда нужно заключить договор и пропишем это в законе. Вы мне гарантируете не меньше трех минимальных окладов (трех зарплат или же двух средних), беспроцентный кредит на протяжении пяти лет на жилье, только тогда я по договору иду к вам учиться, а потом к вам работать, куда вы скажете, к примеру, на Южноукраинскую атомную станцию или, скажем, в село врачом. Если вы потом мне не дадите подняться по карьерной лестнице, я уйду и не отработаю госзаказа – то вы меня посадите? Так это еще Конвенция международной организации труда отменила 30 лет назад, даже при СССР в последние годы уже не заставляли отрабатывать госзаказы.

Евгений Морин
Новости Украины - From-UA