Украина митингующая, или «Мы вашу стабильность шатали!»
09.09.2013 14:00
Не удивляйтесь, это не опечатка. Согласно сводке МВД Украины, в 2012 году в стране прошло 235 768 уличных акций. Если разделить их на 365 дней, так и получим по 645 на каждый день. Много это или мало? И почему некоторые из вас не заметили такой бурной общественной активности?

В Украине насчитывается 459 городов и две тысячи поселков, из которых 490 являются райцентрами. Это те населенные пункты, где сидит власть, под окнами которой обычно и проводится большинство уличных акций. Как вы уже смогли прикинуть, если разбросать число акций на количество населенных пунктов, то выходит всего по одному событию в 3-4 дня. Причем в крупных городах, и уж тем более в столице, они происходят чаще, а вот в провинции это довольно редкое событие. Но даже если вы живете в столице, где ежедневно происходит несколько разных акций, вы сможете заметить их, только если будете проезжать через центр Киева. Вот почему мы узнаем о различных акциях в основном из новостей и репортажей, да и то не о всех.

Причем это необязательно акции протеста. Например, в Украине уже несколько лет существует традиция: в случае проведения оппозицией или просто недовольными гражданами митинга протеста, провластные партии и организации устраивают альтернативный митинг, на котором громко выражается поддержка власти, а то и просто орут о чем угодно, стараясь отвлечь внимание от акции оппозиции.



Митинги в Украине бывают против власти…



И в поддержку власти…



Митинги, пикеты, шествия, сборы подписей. Например, только за одну неделю и только в Киеве состоялись такие более-менее заметные акции:

• Под зданием Кабмина прошла акция совладельцев многоквартирных домов, недовольных поборами «Киеводоканала» и «Киевэнерго». Некоторые частники акции принесли с собой ведра с водой.
• Акция «Подари Президенту авторучку для подписания соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом», прошедшая на площади Независимости. Её участники агитировали за скорейшую евроинтеграцию Украины.
• Пикет против евроинтеграции Украины, устроенный под окнами офиса представительства ЕС. Его участники пугали украинцев содомией и призывали защитить православную веру.
• Пикет возле консульства Российской Федерации, устроенный членами УНА-УНСО, требовавшими от Москвы признать Голодомор 1933 года «геноцидом украинской нации».
• Пикетирование Деснянского райотдела милиции представителями автотранспортного предприятия и поддержавших их активистов партии «Свобода». Они протестовали против действия рейдеров и бездействия милиции.
• Сразу два митинга под стенами Киевсовета. На одном из них требовали срочного созыва сессии городского совета, а на другом называли его нелегитимным и требовали перевыборов.



Митинги националистов…


Митинги антифашистов…


Согласно той же сводке, в акциях 2012 года приняли участие 94,6 миллиона человек. На первый взгляд, цифра просто ошеломляющая! У нас в стране живет в два раза меньше народа. Однако в данном случае милиция немного ошиблась, взяв не совсем верную единицу измерения. Ведь многие ходят на митинги по несколько раз в год, некоторые вообще на них работают чуть ли не каждый день – и каждый раз их считают за одного человека. Так что более правильным было бы использовать единицу измерения «человеко-митинг», то есть участие одного человека в одной акции.

И вот если мы разделим общее число «человеко-митингов» за год на число уличных акций, то получим цифру 401 – это будет среднее число участников каждого митинга, шествия, пикета. Именно среднее, так как есть митинги, собирающие тысячи человек, и есть пикеты, на которые приходят несколько десятков.


Считается, что большинство акций имеет политический характер. Но это не так. Политические митинги являются самыми многочисленными по количеству участников, собирая порой до нескольких десятков тысяч человек. Говорят, что рекорд принадлежит Майдану-2004, на котором столпилось тогда, по разным оценкам, от ста тысяч до миллиона сторонников Ющенко. А тем временем регионалы тогда организовывали в городах востока Украины свои «бело-синие майданы», на которые собирали до нескольких десятков тысяч сторонников Януковича.



Митинги за Ющенко…


За Тимошенко…


За Януковича…


Нынешние политические акции гораздо скромнее. Если удается собрать хотя бы несколько тысяч, то политики радостно кричат о всенародной поддержке. Это подтверждают и данные МВД: в 2004 году на одну акцию в Украине приходили, в среднем, 830 человек – то есть гражданская активность была вдвое выше, чем сейчас. Уже в 2007 году, несмотря на тогдашний острый политический кризис, посещаемость акций упала до 451.

А вот 2010 год хотя и поставил рекорд по количеству «человеко-митингов» (132,8 миллиона), однако они были распылены на 260 520 акций. Гражданская активность в этом году немного приподнялась до 509 – сказались предвыборные митинги поддержки и послевыборные митинги протеста, акции в защиту Луценко и Тимошенко. Но затем гражданская активность вновь покатилась вниз, и пикеты с портретами Юлии Владимировны больше не досаждали администрации Качановской колонии.

Увеличение числа митингов и пикетов почти в полтора раза при том, что среднее количество их участников упало, может говорить о том, что в Украине стало больше гражданских и социальных акций. Требования увеличения социальных выплат, протесты против пересмотра категорий льготников, митинги и шествия против «мусорского беспредела». В 2012 году было немало акций в защиту бездомных животных и, в частности, в защиту четвероногих горемык, от которых «очищали» города в преддверии чемпионата «Евро-2012». Стоит вспомнить и акции-антагонисты, когда одновременно собирались лицом к лицу, к примеру, сторонники «легализации однополых браков» и противники гомосексуализма.

Но всё же самыми многочисленными являются мелкие акции по вопросам, которые большинству из нас покажутся просто неинтересными. Ну вот, навскидку, пикеты, в которых принимали участие мои знакомые: в защиту сквера, в защиту озера, в защиту жильцов общежития от выселения новым хозяином здания, в защиту какого-то предпринимателя, которого прессует прокуратура. А еще были положительные акции: в честь открытия новой спортплощадки, в честь завершения реставрации памятника, в поддержку городских библиотек…





Митинги против роста коммунальных тарифов…


Против гомосексуализма…


Против убийства бездомных собак...


Бывают даже такие уличные акции

Так как обычно человек не участвует в двух и более митингах сразу (хотя встречаются и такие многостаночники), то, умножив число ежедневных акций на среднее число их участников, мы получим количество украинцев, которые каждый день топчутся на улицах наших городов с плакатами и знаменами. В прошлом году их было 258 тысяч.

И можно сказать, что эти 258 тысяч выражают интересы всего нашего 45-милионного народа. В отличие от сидящего по домам большинства, которое лишь раз в 2-3 года бросает бюллетень в урну, отдавая свою судьбу на милость очередных аферистов, зато активное меньшинство защищает свои интересы постоянно. Ну, или, по меньшей мере, зарабатывает своим участием в платных митингах, защищая интересы политиков. И как бы мы ни относились к этим наемным митинговальщикам, но ведь пассивное большинство, рассуждающее на диване о высоких материях, даже этих 50-100 гривен не получит.



«На митинг идете?»


Впрочем, эффективность уличных акций в Украине стремительно падает. В первую очередь акций протеста. Они становятся какими-то беззубыми, пустое сотрясение воздуха уже не пугает тех, против кого они направлены. Доказательством этому служит число работников МВД, задействованных для «контроля» митингов: если в 2004 году их было 16 на одну акцию, то сейчас всего 5. По сути это значит, что теперь на людей, возмущенно потрясающих транспарантами или грохочущих в пустые кастрюли, часто никто просто не обращает никакого внимания…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA