Сергей Ткач, пологовский душитель. История серийного убийцы
17.09.2013 16:00
...на территории СНГ сексуальным маньяком — 61-летним Сергеем Ткачом. Официально признано, что он убил 32 человека, но неофициально говорят о 50—60 трупах замученных жертв (всего Ткач написал 107 явок с повинной). Ткач даже их признает, что-то вспоминает, но доказать следствие эти преступления не смогло, поэтому через суд ряд дел не прошел. Четырежды его уже приговаривали к пожизненному заключению, скорее всего, и в пятый раз будет то же самое, потому что речь идет о зверском изнасиловании и жестоком убийстве 17-летней девушки. Так что и в этом смысле Ткач становится печально знаменитым «рекордсменом» с пятью «вечными» заключениями. Журналистам удалось узнать, где, как и с кем сидит ныне маньяк, что читает, как вообще офицер милиции превратился в «зверя», как он сам себя называет…

Глава Совета адвокатов Днепропетровской области Юрий Сиротенко уже 8 лет без всяких гонораров защищает Сергея Ткача. Когда-то в 2005 году после задержания маньяка Сиротенко пригласила в дело ГПУ, сделав защитником по назначению, потом попросил юридической помощи сам Ткач. Вот что рассказал для «Сегодня» в эксклюзивном интервью Юрий Васильевич, который вместе с корреспондентом «Сегодня», автором этого материала, был приглашен на днях в Москву для участия в ток-шоу на телеканале «Россия-1».


— 19 сентября Ореховский районный суд Запорожской области проведет предварительное заседание по новому уголовному делу по обвинению Сергея Ткача в изнасиловании и убийстве Светланы Старостиной, за которое 7,5 лет отсидел признанный ныне невиновным Максим Дмитренко. Вообще-то такое заседание было назначено еще на 23 августа, но по каким-то причинам Ткача, находившегося тогда в Запорожском СИЗО, не смогли этапировать в суд. Возможно, по техническим причинам, ибо для этапирования «пожизненников» требуется специальный конвой. Затем суд принял решение перевести Ткача в Вольнянское СИЗО Запорожской области, где он, видимо, находится ныне. Кстати, когда следствие еще в 2008 году дошло до этого эпизода, Ткач сразу взял вину на себя и просил скорее его осудить за убийство Старостиной, потому что знал — вместо него сидит невиновный парень. Но так, по разным причинам, получилось, что только сейчас это дело дошло до суда.

Впрочем, не рассматривался пока в суде и эпизод с убийством З. в районе Павлограда. Это произошло в середине 1990 годов, Ткач берет преступление на себя, но, кроме его слов, других доказательств нет. Потому дело возбуждено не против него, а просто по факту. Ткачу обвинение предъявили, но потом дело отправили на допрасследование. Причем родители девочки утверждают, что дочку убил не Ткач! А в те годы генетическую экспертизу еще не делали, позже… пропали останки девочки. Так что ныне дело приостановлено.

В начале этого года Ткач в перерыве между судами отбывал пожизненное заключение в Криворожском учреждении по исполнению наказаний (в обиходе — «Бублик» из-за круглой формы здания. Там сидит и разоблачитель банды «оборотней» Юрий Нестеров. — Авт.). Мы с ним там встречались, Ткач хорошо выглядел, был вполне довольным содержанием: нормальное питание (Нестеров тоже хвалил еду в «Бублике». — Авт.), в прогулочном дворике стоят тренажеры, есть возможность для занятий спортом. В неделю Ткачу выдают 7 книг, большинство на украинском языке. Он похвастался, что прочитал по-украински «Тараса Бульбу». Поскольку у него проблемы с зубами, Ткач копит на стоматолога и сумел собрать 400 гривен из тех небольших денег, которые «пожизненникам» на безналичный счет перечисляет государство. Единственное, чего ему не хватало, так это собеседника — мой подзащитный любит поговорить. Он сидел в одиночной камере, правда, выбрал ее сам. В блоке для «пожизненников» всего 19 мест, 9 камер—двоек и 1 одиночка, в которую и попросился Ткач. Видимо, опасается все же гнева сокамерников за свои зверства. Хотя в Днепропетровском СИЗО он сидел (дважды) в камере на двоих с тоже приговоренным пожизненно Виктором Саенко, у них даже некая дружба возникла, местный житель Виктор подкармливал моего подзащитного (Саенко — один из «днепропетровских маньяков» или «молотобойцев», совершивших 21 зверское убийство: нападали на прохожих, разбивая им головы молотком и снимая это на видео. — Авт.).

Убийца случайно оставил жертву живой

Приехала в студию и Анна П. — единственная выжившая жертва Ткача. Напал он на нее, когда девушке было 18 лет. Разбил голову, придушил, изнасиловал и бросил. Потом, на суде, Ткач говорил, что был уверен — девушка мертва, даже пульс щупал, но не нашел. Потому и не добил. С тех пор у молодой женщины проблемы со здоровьем. В частности, когда она присутствовала на суде над Ткачом, и он хладнокровно вспоминал об издевательствах над ней, ее разбил частичный паралич.


Газете «Сегодня» стали известны подробности жизни и преступлений самого жестокого в СНГ из ныне живущих серийных убийц Сергея Ткача. При написании мы использовали материалы следствия и суда над ним, рассказы его адвоката, а также еще не публиковавшиеся откровения самого маньяка, которыми он поделился с газетой «Сегодня». Получился портрет насильника и душителя, версия того, как спортсмен и сотрудник милиции превратился в чудовище.

Сергей Ткач родился в 1952 году в Киселевске Кемеровской области, где и прожил половину жизни. Считается, что в тот период он не совершал убийств, хотя сам Ткач в разговоре с «Сегодня» упомянул, что не исключает их, однако, мол, толком не помнит, все в тумане… Ткач «косил» под душевнобольного. Однако экспертизы не признали в нем такового. Маньяк заявлял, что он с результатами не согласен. Якобы его толком и не осматривали, а просто задали пару вопросов и вынесли вердикт: вменяем. Ткач считает это сговором медиков и правоохранителей с целью засадить его пожизненно. «Я в детстве сильно болел, лечился в психоневрологическом диспансере, — заявлял он, — потому и в школу пошел не в 7 лет, как все, а в 8. В Украине живет мой дядя, полковник медслужбы, который в курсе моего заболевания, но с ним никто не счел нужным встретиться…». Жаловался Ткач также на то, что в раннем детстве он, четвертый ребенок в семье, был обделен вниманием, рос сам по себе, что сформировало замкнутость, скрытность и жестокость.

Убийца собак

Невысокий и худощавый Сергей решил компенсировать физическую слабость усиленными занятиями спортом. В школе увлекся тяжелой атлетикой, даже добился в тягании штанги успехов. Был чемпионом Киселевска среди юниоров, призером чемпионата Кузбасса. Стал кандидатом в мастера спорта, но однажды порвал на тренировке сухожилия, на руке и с мечтами о большом спорте пришлось покончить. В 7 классе к Сергею пришла первая, и, как он считает, единственная большая любовь — ему приглянулась девочка Лида, младше его на год. Ткач часто вспоминает о ней, говоря, что отношения длились много лет, но до интима так и не дошло — единственный случай в его жизни. Причем, по его словам, еще юношей он в разговоре с Лидой предсказал свою судьбу, заявив: мол, кончу жизнь либо в психушке, либо в тюрьме. Как видим, автопророчество сбылось…

профессию дешифровщика аэрофотосъемки и попал служить на Крайний Север, в бухту Тикси. Был допущен к совершенно секретным материалам воздушной разведки дальней авиации (там базировались Ту-16). Оттуда, еще во время службы поступил было в Севастопольское военно-морское училище. Однако вскоре после очередной медкомиссии был отчислен по здоровью — подвело сердце. Вернулся на Север и, по его словам, совершил первую попытку самоубийства — выпил уксусную эссенцию, которую солдаты использовали для дубления шкур браконьерски убитых белых медведей (шкуры забирали командиры). Затем госпиталь, увольнение в запас.

Чтобы подкопить деньжат, Ткач остался в Тикси, устроился на кровавую должность инспектора по отлову бродячих и диких собак. Видимо, уже тогда сказывались его садистские наклонности, так как убивал он животных железным прутом (дескать, на 55-градусном морозе патроны к его «мелкашке», которую выдали на работе, замерзали и не стреляли). Ему выделили домик, там он жил и складировал трупы собак. За голову животного ему платили 2 рубля, но он нашел приработок — сдирал шкуры и продавал по 3 рубля скорнякам, которые шили унты, безрукавки и пр. Убивал он собак сотнями, потому накопил немало денег. Через несколько месяцев накупил подарки родне и вернулся в Киселевск. Окрепший, насмотревшийся крови и жестокости, Сергей, по его словам, первым делом свел счеты с теми, кто, по его мнению, обижал его еще в школе. «Я очень злопамятный, — делился маньяк с «Сегодня», — потому своих обидчиков я дико избивал, калечил. Я в то время на прямые руки мог поднять свыше 100 кг, потому просто брал человека и по стенке его размазывал…».


Начало жуткого пути

Несмотря на эти зверства, в милицию Ткач не попал. Вернее, попал, но не арестованным, а… сотрудником. Его, как и многих дембелей, пригласили в УВД и предложили службу в органах. Ткач хотел не в МВД, а в КГБ, но не взяли. Пришлось идти в милицию (по словам Ткача, он таки стал негласным, но платным сотрудником КГБ и был таковым много лет). Как армейский сержант, получил это звание и в милиции работал младшим инспектором угрозыска, потом окончил курсы экспертов-криминалистов и, как он говорит, «принял на себя криминалистическую лабораторию УВД Киселевска». Выезжал на разбои и убийства, выявлял отпечатки злодеев и, очевидно, тогда и научился скрывать собственные следы, так как впоследствии безнаказанно орудовал 25 лет. По его словам, тогда он «навидался трупов», участвовал в эксгумации, изучил анатомию человека и понял, как можно быстро убивать: куда бить, как душить и т. д. Так помаленьку формировался будущий маньяк…

Через четыре года он уволился, обманом забрал маленького сына и улетел в Крым к родителям. Следом туда прилетела жена Вера, с помощью милиции отобрала сына, а Ткача на сутки закрыли в отделении. И вот когда он оттуда вышел, то, как он сам признался «Сегодня», в районе автовокзала в Симферополе и совершил первое убийство с изнасилованием. Подробности, дескать, как в тумане, но помнит, что ужаснулся тому, что наделал (задушил взрослую женщину, но на следствии этот эпизод доказать не смогли). И позвонил из автомата по 02, признался в убийстве, хотя об изнасиловании промолчал. Однако дожидаться ареста не стал, себя не назвал и быстро оттуда ушел. «Так я убивал и бегал от милиции, дурачил ее почти 25 лет, — заявил Ткач. — Я сейчас осмысливаю свои деяния, по жестокости им нет равных в мире, ищу, где истина, почему я стал таким. Ответа пока нет. Я ходил под расстрельной статьей, знал, что будет, если поймают. Но не прекратил злодеяния. Хронологически их не помню, но говорю: да, я это совершил! Но тяги к убийствам и изнасилованиям у меня не было, я никогда не чувствовал, что, мол, пора на охоту, никаких голосов свыше не слышал. Все происходило случайно, по-пьянке»

«Расстрела мне мало»

Через некоторое время маньяк переселился в Павлоград, где вновь женился, родилась в 1983 году дочь Настя. За несколько лет Ткач совершил в Павлограде десятки преступлений, в том числе убийств. Остановиться уже не мог, к тому же поверил в свою неуязвимость. По его словам, в Павлограде его не раз задерживала милиция, причем именно в связи с совершенными им убийствами, но каждый раз отпускала, не найдя доказательств! Дескать, еще с 1985 года он был в оперативной разработке местного угрозыска, допрашивался, но всегда «решал вопрос» (откупался взятками). Убийца еще раз переехал, к великому несчастью для жителей небольшого городка Пологи Запорожской области. Он сам признавался, что к этому времени совершенно озверел, насиловал, убивал, а ночами закрывался в своей хибарке с собакой и изливал ей душу, рыдал и беспробудно пил, подвывая псу. «Я хотел понять самого себя, — говорил Ткач, — зачем мне это насилие? Ведь у меня было столько женщин, сколько я желал, десятки любовниц, женат был трижды…. И все равно я совершал звериные преступления. Думаю, мой феномен должны изучить врачи, ученые, чтобы понять, откуда такие, как я, берутся. Зверь — вот как можно меня охарактеризовать. Жалко ли было мне моих жертв? Да я не помню, как все это делал…». Всего он написал 107 явок с повинной, часть подтвердилась, часть — не смогли доказать. Там речь не только об убийствах, но и таковых набралось около 50 (официально через суд прошло 32 убийства).


«Я знаю, таких извергов, как я, надо убивать, — откровенничал злодей. — Расстрела мне мало. На чудо не надеюсь, но все же рассчитываю со временем выйти на свободу. У меня в роду долгожители, я подсчитал, что в 98 лет могу освободиться, если меня помилует президент, и я отсижу положенные сроки. Верю ли я в это на самом деле? А ради чего же я живу, по-вашему?».

Статья републикована с некоторыми сокращениями.
Александр Корчинский
segodnya.ua