«Мы живем во время всеобщего фастфуда, и в кинематографе в том числе»
18.09.2013 11:00
О том, какие проблемы сейчас переживает украинский кинематограф и с чем они связаны, о перспективах развития украинского кино и возможных гран-при в будущем за украинские киноленты, рассказала в беседе корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA украинская актриса и телеведущая, народная артистка Украины Ольга Сумская.

Новости Украины – From-UA: - Ольга Вячеславовна, накануне выхода на экраны фильма «Тени незабытых предков» украинского производства хотели бы обсудить актуальные вопросы, касающиеся перспектив развития украинского кинематографа. Как Вы думаете, есть они у него? В чем украинский кинематограф может раскрыть себя и заявить о себе? А если нет, то почему?

Ольга Сумская: - Вот уже больше 20-ти лет мы говорим о перспективах украинского кино, но все остается на уровне разговоров. Необходимой скорости в развитии, к сожалению, не набираем. Однако есть ощущение, что мы потихоньку выходим из этого тупика, что процесс начала нового этапа в украинском кино не за горами. Но это всего лишь ощущение... Во-первых, за 22 года «незалежності» снято уже несколько полнометражных картин. Но почему же о них мало кто слышал? Об этом давайте и поговорим.

Новости Украины – From-UA: - Какие проблемы сегодня стоят перед украинским кинематографом? Это отсутствие талантливых режиссеров, актеров, это отсутствие финансовой поддержки государства или отсутствие желания развивать отечественное кино и снимать качественные фильмы?


Ольга Сумская: - Конечно, у нас есть ряд проблем, одна из которых – это отсутствие определенного заказчика на наше кино, то есть отсутствие необходимой инфраструктуры для «кинорывка». Было бы замечательно, если бы большая часть выделенного государством «кошториса» была потрачена непосредственно на фильмы, а не была разворована или, как сейчас говорят, «освоєна». Поэтому здесь, я думаю, не хватает единоначалия во главе с заинтересованным руководством, людей с энтузиазмом и благородными целями.

Стоит заметить, что при нынешнем руководстве начали что-то снимать, и дай Бог, чтобы все это пошло на благо. Уверена, что украинское кино может возродить снятие налогов и политических табу. Ну а мы, артисты, пытаемся быть полезными и, конечно, надеемся на это.

Что я могу сказать из личного опыта. В прошлом году украинский режиссер Александр Игнатуша пригласил меня на главную роль в полнометражном фильме студии им. Александра Довженко «Мама, я летчика люблю!». Сценарий фильма лежал в рабочем столе и у Юрия Ильенко, который хотел снимать эту историю для своей супруги, актрисы Людмилы Ефименко, потом хотели приглашать московских артистов, но сочли нужным всё-таки обратиться к украинскому формату.

У нас был 100% украинский состав: режиссер, операторская группа, актеры. Да, это малобюджетный проект, но это первые ласточки, за которые, собственно говоря, не стыдно. Фильм уже был показан в Закарпатье, его также демонстрировали на фестивале «Молодость», также прошла официальная премьера в Доме кино. И знаете, подходил благодарный зритель, говорил достаточно приятные слова, что дает ощущение, что мы все-таки на правильном пути, на пути возрождения украинского кино.

Очень сложно сейчас возрождать утраченное, менталитет зрителя сильно изменился, новое поколение уже не будет так восторженно воспринимать фильмы Александра Довженко, Сергея Параджанова, Леонида Осыки, как это делали мы. Ведь это основа украинского кино, им гордились, эти фильмы завоевывали гран-при на престижных кинофестивалях. А нового не создали, так как за эти годы растеряли свои кадры: талантливых операторов, режиссеров – многие уехали из страны.

Но делать что-то нужно. Понимаете, говорить и возмущаться «вот не дают денег…» и все такое – дают, но немного. Главное – КОМУ ДАЮТ? И фактически, за то, что финансируют, мы «спромоглися» (хорошее украинское слово, точнее не скажешь) снять достойную романтическую мелодраму для кинотеатров. Как это было – это уже только нам известно. На всем экономили, безусловно, было не просто. Знаете, я могла бы не соглашаться на подобные проекты, имею в виду мучительные по производству… Но энтузиазм, в данном случае, любовь к кинематографу, какая-то надежда, которая всегда теплится в душе украинского актера возымели свое.

Сегодня все хотят снимать кино: клипмейкеры, бизнесмены, телевизионщики, забывая о том, что это удел талантливых. Скажем, начинающий режиссер снял короткометражку или мувик (это так у нас 2-4-серийки называют) – и уже считает себя профессионалом. И не мудрено, мы ведь живем во время всеобщего фастфуда, и в кинематографе в том числе. Подмена ценностей уже давно произошла, в сериальном бушующем океане можно и утонуть. А время великих режиссеров давно прошло, сейчас наступила эра продюсеров и их фаворитов.


Новости Украины – From-UA: - Из госбюджета 2013 г. на статью «создание и распространение национальных фильмов» было выделено 145,2 млн. гривен. Как Вы думаете, Ольга Вячеславовна, являются ли эти средства достаточными для развития украинского кинематографа и для создания достойной кинопродукции?

Ольга Сумская: - По идее, деньги, выделенные государством на производство определенного количества фильмов, должны в государство же и вернуться, ну хотя бы частично. Скажем, в Голливуде начинающему режиссеру дают 1 миллион долларов, и он снимает стоящее кино, зарабатывает в прокате и возвращает с лихвой. Конечно, ему доверяют после этого бюджет в 10 миллионов и больше. А у нас как? Выделили бюджет, сняли нуднейшее, а-ля «патриотическое кино» (половину денег украли), потом ничего не вернули и снова получают такой же бюджет. И это замкнутый круг. В нашей стране люди, которые решают эти вопросы, абсолютно не заинтересованы в возрождении украинского кино, они на «сезонной работе»: пришел, освоил – следующий...

Поэтому эти 152 миллиона нужно распределить предельно внимательно и ответственно. Необходимо было объявить тендер, найти лучших и только потом давать эти деньги в работу. Господа, а ну-ка давайте вспомним, что мы слышали о подобном конкурсе? Да ничего! Все знают, как у нас тихо раздадут этот «лакомый кусок пирога» своим протеже.

И все же я уверена, что дело даже не в деньгах, а в безалаберности и нежелании что-либо изменить в этой ситуации.

В свое время дебютант Квентин Тарантино (американский кинорежиссер. – Ред.) снял свой первый фильм за 35000$, и это был прорыв. Мы не можем сравнивать киноиндустрию Голливуда и киностудию Довженко, однако наши американские коллеги с чего-то начинали. Чтобы построить дом, нужно заложить фундамент, а потом по кирпичику его отстраивать до конца. И потом, государственное и коммерческое кино – это небо и земля. В первом варианте доминирует авторский жанр, а во втором – зрелищный и, как результат, кассовый.

Новости Украины – From-UA: - Сейчас Кабинет министров выделил Министерству культуры 120 млн. гривен на финансирование совместного украинско-китайского кинопроекта в рамках сотрудничества между правительствами Украины и Китая. Как Вы считаете, есть ли действительно будущее у таких совместных проектов?

Ольга Сумская: - Сотрудничество – это всегда перспектива. В свое время китайцы у нас снимали «Как закалялась сталь», так наши актеры, снявшиеся там в главных ролях, просто герои! Я бы и сама с удовольствием в Китае поработала, там и гонорары нормальные, отношение к актерам уважительное. Что касается будущего совместных проектов – ничего сказать не могу, нам бы наше настоящее воплотить в жизнь.


Новости Украины – From-UA: - В качестве хорошего примера для подражания хотелось бы привести Турцию, о кинематографе которой недавно заговорили чуть не во всем мире. Турки начали снимать очень достойные исторические и лайфовые сериалы, для примера приведу вам «Великолепный век», «Тысяча и одна ночь» и т.д., которые с точки зрения режиссуры, съемок, актерского мастерства ничем не уступают зарубежным. К тому же можно сказать, что турки не сделали римейк на какие-то зарубежные сериалы, а выпустили свои собственные проекты, которые сейчас можно запросто ставить в сравнение с зарубежными. И к тому же, их не за что обвинить в плагиате. Причем стоит заметить, что эти сериалы подходят для просмотра как для молодежи, так и для взрослых людей: там показана и история, и отношения между мужчиной и женщиной, и отношения к детям в прошлые века, а также и в наше время. Скажите, есть ли у украинского кинематографа такие перспективы? Если нет, то почему?

Ольга Сумская: - Безусловно, в турецких сериалах есть свой стиль, национальный колорит, и при этом они сняты современно, они никого не копируют и поэтому стали хедлайнерами во многих странах. В чем особенность: великолепная музыка, актеры, стилистика, костюмы – все это работает, и еще как! Господа, кадры определяют все! Ну не будут талантливые, востребованные сценаристы, операторы, художники работать в дешевых проектах. И потом, таких людей еще надо поискать.

Вот почему, скажем, исторический фильм Ежи Гофмана «Вогнем и мечем» был успешен в прокате? Да потому что в основе фильма, кроме исторических событий, заложена история любви красивых, харизматичных героев, плюс неоспоримый талант мастера. А еще, как сказал Квентин Тарантино, получая Оскар в этом году: «А ведь я ничего выдающегося не сделал, я всего лишь правильным актерам дал правильные роли». Ах, как же он прав! Позвольте я о наших украинских исторических фильмах здесь промолчу...

Новости Украины – From-UA: - Возвращаясь к турецкому сериалу «Великолепный век», который, по сути, занял свою определенную нишу в мировом кино, хотелось бы поговорить о том, какую нишу может занять украинский кинематограф. Дело в том, что в мировом кино каждая страна заняла какую-то свою нишу: если говорить о фантастике, ужастиках и боевиках – то это Америка, если об историческом кино – то это Россия и в последнее время Англия, если о комедиях – то это Франция и та же Америка и так далее. А если говорить о нашем кинематографе в этом контексте, то какую нишу может занять Украина, чтобы занять со временем свое место в мировом кинематографе?

Ольга Сумская: - А у нас была и есть своя ниша – поэтического, украинского кино. Ведь если разобраться, выше Сергея Параджанова, Леонида Быкова, Богдана Ступки никто не «прыгнул». Уверена, что Сергей Параджанов во время съемок шедевра «Тени забытых предков» наслаждался творческим процессом вместе с командой и отнюдь не думал о наградах. Эмир Кустурица (сербский кинорежиссер. – Ред.) как-то назвал «Тени забытых предков» лучшей картиной в мире, снятой до сих пор.

Новости Украины – From-UA: -Кто, по Вашему мнению, в Украине мог бы взяться за съемку качественного украинского кино? Я имею в виду сейчас и режиссеров, и операторов, и актеров и т.д., кто, как Вы думаете, мог бы взяться за это дело киношколы и киностудии?


Ольга Сумская: - Это уж не мне определять. Найти лучших – миссия Минкульта. А в коммерческом полнометражном кино пока господствует господин Зеленский с комедиями. Вот он-то уж точно знает, по какому пути пойти.

Киношколы сегодня еле выживают, ребята снимают свои короткометражки за свои деньги на фотокамеру, мобилки, да на что угодно, хоть как-то экспериментируют. А ведь мы должны знать, что именно наша, украинская кинотехника получила пару лет назад Оскар и на ней снимают американцы, европейцы – в общем, все, кроме нас самих. Парадокс, да и только.

Новости Украины – From-UA: - Если говорить о жанрах украинского кино и поиске тем, то на что украинским режиссерам нужно обращать внимание и в чем сейчас нуждается украинский зритель? Как Вы думаете, было бы удачно снимать короткометражные фильмы или сериалы по мотивам литературных произведений украинских писателей?

Ольга Сумская: - Украинский зритель ничем не отличается от итальянского, китайского, французского, если речь идет о хорошей истории. С этого надо начинать. Когда великого Жана Габена спросили, в чем залог успеха кинофильма, он сказал: «Первое – это сценарий, второе – это сценарий, и третье, черт возьми, это тоже сценарий!». Однако эту историю нужно талантливо снять.

В свое время, в далеком 1964 году, история двух гуцулов Ивана и Марички, написанная Михаилом Коцюбинским, покорила мир. А ведь у нас так много гениальных писателей. Уверена, что пока в жанре боевиков и звездных войн мы не сильны, да и нужно ли это нашему зрителю? Нужно возделывать свой сад. Опять напомню замечательную фразу Эмира Кустурицы: «Лучше быть известным в Армении, чем в США».

Вот бы и нам так круто снять сериал о самой интересной и влиятельной женщине в истории Украины – княгине Ольге. Уверена, если снять достойно, смотрели бы все.

Юлия Процышена
Новости Украины - From-UA