Натиск на Восток
10.09.2004 12:25
..."черного вторника" – 11 сентября 2001 года – воинствующий ислам напомнил о себе жестоким ударом по России.

Новая угроза

После победы над государствами Варшавского договора, Соединенные Штаты не стали почивать на лаврах победителей и, подобно Александру Македонскому, устремились далее на Восток.

Начали с Афганистана, затем взялись за Ирак. Официальная причина войны не подтвердилась и на этот раз, но это отнюдь не обескуражило завоевателей, быстро объявивших новую цель компании – установление демократии. Для американцев это уже весомый аргумент, сродни креста, который повсюду втыкали в новооткрытый берег испанские конкистадоры (и так же не спрашивали на это разрешения у местных жителей).

Казалось бы, после разгрома и пленения Хусейна Вашингтону можно было бы успокоиться. За исключением Ирана в исламском мире у США не осталось открытых противников. Однако недавние заявления администрации Буша заставили возмутиться даже те исламские страны, которые считались союзниками США в регионе.

В рамках заявленной еще в 2001 году борьбы с международным терроризмом, она провозгласила курс на «демократизацию исламских стран». Называют широкий спектр методов – от «просветительских миссий» и «давления с целью проведения реформ» до «смены режимов». «Мы должны рисковать и экспериментировать: только так можно предотвратить и отразить атаки врагов, еще не заявивших о себе и не бросивших нам прямой вызов», – это слова Дональда Рамсфельда. Чем же они провинились перед «цивилизованным миром», от лица которого постоянно говорят США? Да как раз тем, что эти государства являются исламскими…

Исламский интернационал

Неизвестно, существует ли у американцев поговорка на тему «не рой другому яму», однако то, что они в нее попали – это уже факт. И дело не только в Усаме бен Ладене, которого в свое время раскрутили американские спецслужбы. «Аль-Каида» – это лишь часть того «исламского сопротивления», которое организовывалось Америкой для закрытия Советскому Союзу доступа в страны мусульманского Востока.

«Шурави» из Афганистана ушли. Потом подались и из Средней Азии. Последний исламский фронт против России пролегал по Чечне, конфликт в которой был умело трансформирован сначала из политического в межнациональный, а потом и в межрелигиозный (войну с ваххабизмом) – но он уже не вмещал тысячи оставшихся без дела «воинов Аллаха», разбросанных от Марокко до Филиппин. Остались без дела «политруки» этой войны – проповедники различных рангов, призывавших мусульман отправиться на войну «безбожниками», не на что стало жертвовать деньги и состоятельным шейхам. У них было два выхода: либо самораспуститься, либо найти себе новую цель. Они предпочли второе, выбрав в качестве мишени Западный мир, «яблочком» на которой является Америка. Причину, собственно, искать было не нужно – противоречий между Западом и Востоком накопилось достаточно.

Угроза терактов внутри страны, думается, для США является не самой главной проблемой, поскольку от введения «мер безопасности» Вашингтон даже выиграл: теперь есть веская причина осуществлять тотальный контроль за своими гражданами, что еще три года назад можно было представить только в фантастических фильмах. А вот ежедневные перестрелки и взрывы в Ираке (принесшие американцами уже почти 7 тысяч убитых и раненых!) мешают завершить «благородную миссию». В результате, содержание армии в этой стране обходится Америке на порядок дороже, чем потери от терактов 11 сентября. Да и американские компании никак не могут начать там полноценную работу из-за постоянных взрывов и похищений. Словом, сплошные убытки…

Кстати, теракт в Северной Осетии поставил в неудобное положение не только Владимира Путина, но и американцев, все время заботливо поддерживающих чеченских террористов, в то время как сами же вели войну против радикального ислама в мировом масштабе. Представитель Госдепартамента США Ричард Баучер вынужден был вяло оправдываться, что Соединенные Штаты оставляют за собой право продолжать контакты с «умеренными» чеченскими сепаратистами: «Мы делали это раньше, мы можем делать или не делать этого в будущем в зависимости от того, кто эти люди».

Россия же оперативно воспользовалась ситуацией. Ее министр обороны и начальник Генштаба заявили, что будут уничтожать базы террористов повсюду, в том числе и за границей, заимствовав ноу-хау у Джорджа Буша, который не только задекларировал, но и осуществил такие планы в Афганистане и Ираке…

Бедный богатый бедуин

Устав гоняться за шахидами по тесным улочкам Багдада, США решили ликвидировать причины их возникновения. Правда, понимают они их по-своему. Нет, Америка не будет выводить войска с Востока, она не осудит действия Израиля в отношении Палестины и не станет выделять деньги на борьбу с бедностью (хотя ее военные расходы составляют свыше 400 миллиардов в год). Она будет бороться с «исламским фундаментализмом».

Разумеется, при этом мы сразу вспоминаем Саудовскую Аравию. Именно она и стала первым и, похоже, главным объектом кампании «демократизации». Еще в прошлом году США не раз намекали на то, что Саудовская Аравия является одним из «рассадников терроризма» – в частности, говорили о финансировании отдельными гражданами этой страны организаций исламского сопротивления. Намеки сопровождались требованиями найти и перекрыть каналы перевода денег.

Граждане Саудовской Аравии, приезжающие в США или уже давно проживающие там, подвергаются бесцеремонным проверкам. Около шестисот из них задержаны «по подозрению» и не могут выйти на свободу даже под залог. Кое-кто вообще был отправлен в тюрьму Гуантанамо, где не действуют никакие законы (заключенные там имеют меньше прав, чем узники Освенцима). Вслед за простыми бедуинами давлению подверглись члены королевской семьи. В частности, по американскому телеканалу был продемонстрирован паспорт одной из принцесс с ее фотографией – по законам и обычаям Аравии, это неслыханное оскорбление женской чести.

И не думая извиняться, Вашингтон приступил к методу «давления», выдвинув уже более четкие требования: реформировать государственную учебную программу в сторону деисламизации, в том числе прекратить государственное финансирование религиозных учебных заведений и вообще перекроить обучение на «западный стандарт». В качестве аргумента США напомнили Саудовской Аравии о ее долге в размере 170 миллиардов долларов.

Как только арабские школьницы и студентки откроют лица (до выреза на груди), обрежут юбки (почти до пояса), а их братишки вместо заучивания сур будут слушать Мэнсона и листать «Плейбой», мысли об исправлении мира в соответствии с законами Корана покинут их головы. То есть будет подорвана идеологическая база ислама в стране, которая выделяет на развитие исламского образования, как у себя, так и за рубежом, немалые средства.

Однако Саудовская Аравия известна и в другом качестве. На ее территории залегают богатейшие месторождения нефти, составляющие до четверти мировых запасов. И это наводит на мысль, что целью «демократизаторов» является не только борьба с мировым терроризмом.

С думой о будущем

Рассуждая о стратегии Америки в XXI веке, Дональд Рамсфельд пояснил, какие именно интересы она должна защищать любыми эффективными способами: «Чтобы обеспечить себя необходимыми для будущего ресурсами и защититься от опасностей, грозящих нашей стране».

Ресурсы! Все высокие технологии будут стоить немного, если не будет сырья и источников энергии, если не будет пригодной к обработке земли или просто питьевой воды. Именно поэтому США, потребляющие 40% мировых ресурсов, поставили перед собою задачу контролировать те из них, запасы которых небезграничны или уже сокращаются. А в их число входит и нефть, являющаяся для автомобильной Америки третьим жизненно важным веществом после воздуха и воды.

Хорошим вариантом контроля чужих нефтяных ресурсов для США до недавних пор была бедность стран-производителей. Однако нефтяные страны имеют склонность богатеть и, вкладывая деньги в развитие своих экономик, выходят из нефтеэкспортной зависимости. Еще один вариант – овладение ресурсами на чужой территории путем приобретения акций компании-добытчика. Как накрывается такой вариант, хорошо видно по делу «ЮКОСа». Поэтому, чтобы такого не произошло, хорошо иметь в таких странах «демократические правительства», озабоченно пекущиеся о благополучии транснациональных корпораций (хоть и в ущерб национальному бизнесу).

Собственно, вторая Иракская война и прессинг Саудовской Аравии как раз и могли преследовать столь важную цель, как установление в этих государствах (совокупно владеющих примерно 40 – 45% мировых запасов нефти) архилояльных к США «демократий», которые бы не вмешивались в дела западных нефтяных компаний.

Ну, с Ираком понятно – а при чем тут Аравия? Дело в том, что с 2000 года королевство начало «брыкаться», делая резкие заявления в адрес США и явно претендуя на роль ведущей державы региона, определяющей политику арабских стран без советов из Вашингтона – в том числе и в отношении нефтяного экспорта. Так что «борьба с фундаментализмом» – скорее всего лишь предлог, не более реальный, чем пресловутое химическое оружие Саддама Хусейна…