С чем мы приедем на Вильнюсский саммит
11.11.2013 14:00
До «европейского» дедлайна осталось 18 дней, а народные депутаты до сих пор не приняли ни одного вразумительного решения относительно трех законопроектов, которые являются главным условием для подписания Соглашения ассоциации с ЕС: о лечении осужденных за границей, об избирательном правосудии и о прокуратуре.

Эти вопросы на сегодняшний день остаются открытыми, и есть мнение, что таковыми они и останутся. Получается, что на саммит Восточного партнерства, который состоится 28-29 ноября в Вильнюсе, украинские власть имущие поедут не с конкретными документами, а, как говорится, с голой попой.

К тому же такой вывод напрашивается сам собой после заседаний ВР, которые проходили всю прошлую неделю: все они оказались провальными. Народные депутаты совещались пять дней, но в их дискуссиях верх взял украинский менталитет, который можно прокомментировать примерно следующим образом: «говорили, балакали – сіли та й заплакали».

Приводим выдержки из опроса народных избранников корреспондентом интернет-издания Новости Украины – From-UA. Тема разговора касалась того, с чем мы приедем на Вильнюсский саммит.



Отметим сразу, что Партия Регионов, вопреки всем трениям с оппозицией, сохраняет боевой дух и оптимистическое настроение.

Народный депутат от ПР, представитель президента Украины Виктора Януковича в Верховной Раде Юрий Мирошниченко уверен, что «мы приедем на Вильнюсский саммит с желанием подписать Соглашение об ассоциации с ЕС». А что еще нужно, задает риторический вопрос регионал.

Он убежденно рассказывал, что Партия Регионов сейчас работает «над законопроектами, которые бы Европа воспринимала как приемлемые для того, чтобы нам стать членами ассоциации. Вот когда стандарты жизни, экономики и политики будут такими, которые есть в Европе, тогда Европа будет считаться с нами. И тогда и ассоциация, безвизовый режим, и наше дальнейшее членство в ЕС будет для нас реальностью. Мы над этими стандартами работаем. Украина – молодая страна, и нам еще нужно сделать многое и в правовой сфере, и в экономической, и в социальной».




Искренне верит в желание обеих сторон, Украины и ЕС, подписать Соглашение об ассоциации и соратница господина Мирошниченко, народная избранница ПР Елена Бондаренко: «Максимально — это действительно со своим искренним желанием подписать договор об ассоциации, это самое главное. Ну, а после того, как есть желание, нужно обязательно продемонстрировать, что ты делаешь в этом направлении, то есть хочешь ли ты соответствовать тем стандартам, по которым работают европейские страны, находясь в этом союзе. Вы можете опросить моих коллег, которые занимаются различными сферами жизнедеятельности — налоговой, бюджетной, правоохранительной и т.д. Мне легче говорить о своей сфере. Что касается последних шагов Украины в этом направлении, вы знаете, что 2,5 года назад была первая ласточка — это закон о публичной информации, о котором долго говорили и никто его не принимал. Сейчас я убеждена и уверена, что на этой сессии мы примем закон об общественном телевидении и закон о разгосударствлении коммунальных и государственных СМИ. Это еще один шаг навстречу для либерализации медийного рынка».






Поддерживает такой же позитивный настрой и внефракционный народный депутат ВР Петр Порошенко: «Я оптимист и считаю, что мы на Вильнюсский саммит поедем с ручкой для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС». Он уверен, что у нас просто нет больше другой перспективы и что большинство не представляет себе последствий неподписания: «Я не хочу сейчас никого пугать и рисовать плохие сценарии, но результаты в таком случае будут очень неприятными. Есть только одно препятствие – это то, что должно быть проголосовано».




Сохраняет оптимизм и народный депутат от ПР Владимир Олийнык: «Мы приедем с хорошими предложениями, с выполненными обязательствами — все будет хорошо».

Но в его позитивных высказываниях проскочила доля негатива, которая вылилась на его оппонентов: «Оппозиция — это единственное препятствие, это наша беда. Оппозиция не хочет подписания евроинтеграции. И не потому, что она не хочет этого пути. Она хочет в Европу, она хочет подписания, но она не хочет этой власти. И когда я сказал: давайте посмотрим, как вы поддержали фундаментальные вещи. У нас было много совместных голосований по сменам, дополнениям, но закон про статус судей — не голосовали, УПК — если бы не коммунисты, мы бы не проголосовали, закон про адвокатуру — нет, про прокуратуру — нет. Это раз. И второе — эти постоянные петляния. Например, кто предложил идею лечения Тимошенко за границей? 13 февраля Яценюк. И когда в октябре президент сказал, что парламент должен принять такой закон и найти вариант решения через принятие закона — 17 октября Арсений Яценюк без пояснений снял свой закон. Их последняя инициатива — закон об избежании избирательного правосудия и персональную амнистию. И мы его рассматривали. Я спрашиваю Арсения Яценюка: «Вы хорошо читали то, что предлагаете?» — «Да». — «Что вы просите? Что Тимошенко должна быть освобождена от 7 лет наказания плюс 3 года запрета на занятие определенных должностей, а 1,5 млрд. чего вы забыли? То есть вы считаете, что она должна платить? Если вы так считаете, значит, признаете, что она виновата, только вы говорите про финансовую вину, а не про криминальную». Ответ — ноль. А это означает одно, что как только она выйдет, она наведет порядок в своей хате, и они боятся, что первый удар будет нанесен по ним — по тем, кто продавал списки, кто не прислушивался к ее рекомендациям. Они этого боятся».






Раскритиковал оппозицию также и внефракционный депутат, экс-спикер ВР Владимир Литвин. Он считает, что мы вообще не доедем до Вильнюсского саммита, потому что у нас нет потенциала для принятия каких-либо решений: «Судя потому, что происходит, я не вижу желания, чтобы один закон из четырех был принят, прежде всего, со стороны представителей оппозиции. На мой взгляд, крики «Банду геть!» нацелены на то, чтобы раскалывать ВР вместо того, чтобы договариваться и считать голоса».




Нейтральное мнение на вопрос, с чем конкретно мы приедем на Вильнюсский саммит, высказал внефракционный депутат, один из авторов законопроектов о лечении осужденных за границей Сергей Мищенко: «Для этого мы каждый раз и собираемся, чтобы посмотреть, с чем мы приедем. Сейчас никто не может сказать относительно тех переговоров, которые сейчас ведутся, но не в стенах ВР, они сидят в других кабинетах. Поэтому у них и спрашивайте об этом. Мы только даем возможность совершить толчок, чтобы сейчас что-то приняли – это то, что будет необходимо для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС».




А вот среди оппозиционных депутатов присутствуют совершенно другие мнения: они уверены, что в затягивании принятия решений про лечение осужденных за границей, про избирательное правосудие и про прокуратуру виноват президент Украины и его личные страхи конкретно перед Юлией Тимошенко. Но в то же время в глубине души у оппозиционеров присутствует вера в то, что произойдет чудо, президент смилуется над главной узницей станы и Украина станет все-таки ассоциированным членом ЕС.









С одной стороны, народный депутат от фракции «Батькивщина» Вячеслав Кириленко считает, что «регионалы не будут голосовать за законы про освобождение Тимошенко, а это значит, что Соглашение не будет подписано».

Но, с другой стороны, он и его соратники надеются, что «через рабочую группу или через доработку те нормы, которые нужны для разблокирования евроинтеграции Украины, которые поддерживаются миссией Кокса-Квасьневского, оппозицией и избирателями (потому что они больше поддерживают евроинтеграционное направление), не будут исключены из голосования и все-таки будут проголосованы на этой неделе. И тогда 18 и 28 ноября на международных форумах для евроинтеграции Украины будет дан зеленый свет».




Солидарен с мнением Вячеслава Кириленко и оппозиционер из фракции УДАР Виктор Пинзенык: «Есть нежелание принимать решение, то есть нежелание подписывать это соглашение. Очевидно, что власть идет на срыв подписания этого соглашения. Раньше, когда были законы, которые требовали принятия, находились общие позиции. Даже когда многие вещи не нравились, мы, скрепя сердце, голосовали, и мы даже никакие комиссии не создавали. А здесь комиссия не может никак собраться. Это не происходит без команды. Даже для человека, который далек от стен этого зала, понятно, что так не бывает».






О том, что мы до сих пор находимся в полной неопределенности, говорит и народный депутат от фракции «Свобода» Игорь Мирошниченко.

Он уверен в том, что ситуация неразрешима только из-за главы государства: «Я еще 3 недели назад говорил, что у меня очень большие сомнения, что именно через парламент можно решить проблему помилования или выезда на лечение Юлии Тимошенко, потому что все рычаги влияния на принятие этого решения в руках Виктора Януковича. Если бы он издал указ про помилование, сегодня бы не стоял так остро вопрос про то, что мы для всех заключенных, у которых есть деньги, создаем условия для выезда за границу на лечение. Тогда бы вопрос стоял только об одном человеке. Собственно говоря, именно этот один человек сегодня волнует ЕС, и именно благодаря этому одному человеку Украина остается в заложниках. Юлия Тимошенко сказала, что она согласится с любым решением, которое устроит ЕС, только чтобы было подписано соглашение об ассоциации. Мы с ней абсолютно согласны. Сегодня мы волнуемся за подписание соглашения об ассоциации и поэтому готовы пойти навстречу Европе».




Обвиняет в таком зависшем состоянии Украины президента Виктора Януковича и народная избранница от фракции УДАР Мария Матиос: «Все будет зависеть от президента Украины: приедем мы или нет. Нет большего шлагбаума к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, кроме одного человека – президента Украины Виктора Януковича. Не знаю, что это должно быть, одно слово или взмах руки, или что-то еще, чтобы президент сказал: «Мы будем в Европе, и эта моя воля!». И этим он входит в историю. Потому что в другом случае эта катастрофа для Украины, это потерянные иллюзии, надежды и отрубленное будущее для тех, кто идет за нами. Я не знаю, понимают ли те, кто принимает такие решения, важность этого момента. А то, что происходит в парламенте, это на самом деле камуфляж, большой фарс и игра, которая лишний раз подтверждает, что ПР – это не самостоятельный игрок на политическом поле Украины, а это исполнитель воли одного человека».






Поддерживает госпожу Матиос и народный депутат от фракции «Батькивщина» Владимир Яворивский. По его мнению, сегодня на этот вопрос не может ответить даже человек, от которого, по его мнению, зависит подписание Соглашения об ассоциации с ЕС — Виктор Янукович.




«У меня такое ощущение, что он и сам не знает, что хочет, – выпилил господин Яворивский. – У него один страх — перед Юлией Тимошенко, что она завтра окажется на свободе и у него появится его мощный политический конкурент. Если у него хватит смелости преодолеть этот свой страх, то мы можем прийти к саммиту вполне нормально, потому что в Европе уже запущены все политические системы, которые только есть. Все сегодня вращается вокруг Украины и вокруг судьбы Тимошенко. Поэтому мы можем прийти и нам скажут: «Пожалуйста, садитесь и подписывайте» - и Европа переведет дух. И даже ратифицировать это соглашение смогут быстро все страны, если сегодня решится Янукович преодолеть свой страх. Но если за неделю до саммита решение не будет принято — перед нами упадет железный занавес. С Россией мы уже поссорились, и никогда Путин Януковичу не простит европейских выбрыков и будет ему мстить. Ему-то пусть мстит, это его проблемы, но и нам будет мстить Россия».

Хотя, по мнению соратника господина Яворивского, Сергея Пашинского, у президента возьмет верх его должность как украинского президента, а не его Межигорье и его коррумпированное сообщество и схемы.




«На сегодняшний день все в руках Януковича, который полностью контролирует парламент, освобождение Тимошенко и который совещается с Коксом и Квасьневским. Я надеюсь, что здравый ум победит, и мы получим европейскую перспективу», – надеется господин Пашинский. Потому что именно эта перспектива, по его убеждению, «это то, что определит нашу историю на столетие вперед».




Юлия Процышена
Новости Украины - From-UA