В Европу без Тимошенко
19.11.2013 08:00
Главной интригой прошедшей недели стал зависший вопрос Тимошенко. Машина для голосования, как называют фракцию Партии Регионов «за глаза» в Верховной Раде, вдруг забуксовала на ровном месте. Сначала забарахлил комитет, который должен был рассмотреть законопроекты про возможные варианты лечения Тимошенко за границей. А потом уже Верховная Рада отложила голосования по всем законам про Тимошенко аж на целую неделю. Началась загадочная игра, исход которой не может предсказать никто… Но, скорее всего, ассоциацию с ЕС подпишут и без освобождения Тимошенко.

Посол ЕС: Тимошенко важна, но ассоциация еще важнее?

В субботу, 16 ноября, украинская редакция ВВС опубликовала интересное интервью с послом Евросоюза в Украине Яном Томбинским, в котором он рассказал немало интересного про перспективы подписания договоров между Украиной и ЕС. Поскольку это самый главный человек от ЕС в Украине, то его мнение может быть очень важным.

Несмотря на неоднозначные события последних недель, надежды на успешное подписание Соглашения об ассоциации и свободной торговле между ЕС и Украиной в конце ноября в Вильнюсе остаются – примерно вот так заявил в своем интервью глава представительства ЕС в Украине посол Ян Томбинский. При этом его дипломатический тон вызывает много вопросов у читателей – а что же он конкретно хотел сказать? Складывается впечатление, что у него нет четкой дипломатической инструкции, что и кому он должен говорить, и поэтому его тезисы выглядят противоречиво.




Как можно понимать такую реплику пана Томбинского о том, что Украина уже опоздала принять некоторые решения по подписания ассоциации с ЕС?


Цитирую: «Я надеюсь, что все решится еще в Вильнюсе. Но чего мне не хватает в этом процессе - это понимания, что дело не только в формальных достижениях и определенных ориентирах, а в создании необходимого уровня доверия. Я приложил много усилий, чтобы убедить, что все необходимое для успешного саммита в Вильнюсе должно было быть сделано заранее, еще месяца три назад. Остальное время, начиная с сентября, можно было бы посвятить обсуждению того, что будет после того, как подготовиться к лучшей имплементации Соглашения об Ассоциации и как предотвратить то, что мы сейчас наблюдаем в украинской экономике и торговле. Но, к сожалению, до Вильнюсского саммита остается две недели, а мы все еще обсуждаем, что нужно сделать для подписания соглашения. То есть три последних месяца можно считать потерянными с точки зрения инвестирования в будущее. И это очень печально, потому что самой Украине было бы выгодно знать о том наборе инструментов, которыми можно было бы воспользоваться для преодоления нынешних вызовов».

Что конкретно потеряла Украина этой осенью? О каком «инвестировании в будущее» здесь идет речь? Или ЕС уже осенью этого года обещал некие «подъемные» выплаты Украине, но она их так и не получила? Или раз уж Украина опоздала проголосовать некоторые законы, договор в Вильнюсе все равно подпишут 28 или 29 ноября?

Но на прямой вопрос корреспондента украинской редакции ВВС о том, возможно ли подписание соглашения без решения вопроса Тимошенко, Ян Томбинский высказывается сначала весьма чётко – что это, оказывается, невозможно! Цитирую: «Оно является решающим. Ибо оно определяет степень доверия между партнерами. Украинская сторона заявляла, что закон будет принят до Вильнюсского саммита и эта проблема будет решена. То есть это не условие, которое мы выдвинули в одностороннем порядке». То есть «свобода Тимошенко» = подписание договора Ассоциации с ЕС в Вильнюсе 28-29 ноября? Вроде бы вполне логичная позиция, но при этом пан Томбинский сразу же допускает загадочную оговорку, что все не так просто: «Если бы я знал ответ на этот вопрос и если бы ответ на этот вопрос зависел от меня... но это не так, это не в моих руках. Единственное, что я могу сказать, что Европейский парламент решил продлить миссию президентов Кокса - Квасьневского до начала проведения Вильнюсского саммита. Это означает, что на самом высоком политическом уровне в ЕС сохраняется надежда на то, что это поможет найти адекватное решение вопроса». Как можно «адекватно» решить вопрос Тимошенко, если ее не освободить? Что имеет в виду пан Томбинский такой вот формулировкой про проблемы Тимошенко, которую решит Европарламент?


О будущем Украины, если в Вильнюсе не будет подписан договор об ассоциации, посол ЕС выражается тоже весьма витиевато. Он считает, что это все грядущие проблемы с не подписанием договора – это проблемы исключительно украинских политиков. Цитирую пана посла: «Опять же, вопрос не к нам. Я также спрашиваю у своих украинских собеседников: а каков ваш план «Б»? Потому что Европейский Союз не изменит свое поведение или процедуры. И поэтому вопрос, скорее, к украинской стороне: если подписания не будет сейчас, то каковы ваши дальнейшие планы? А для европейской стороны будет сложно создать столь же благоприятную, как сейчас, атмосферу для Украины, потому что в ЕС есть и другие вопросы на повестке дня. Если вы посмотрите на сегодняшнюю повестку дня Европейского Совета, то вы увидите, что там будет изменение в председательстве, и преодоление экономического кризиса, и проблемы рынка труда, особенно трудоустройства молодежи, вопросы инвестирования в новые технологии, как лучше составлять бюджет Европейского Союза. Может, с украинской точки зрения трудно понять, что другие правительства не просыпаются с мыслью «что я должен сделать для Украины сегодня» (здесь Ян Томбинский цитирует выступление Президента России Бориса Ельцина (1931-2007) про Украину в далеком 1997 году. – Прим. ред.). Но они просыпаются с мыслью «как я должен ответить на ожидания моих избирателей, моих граждан», потому что именно в этом состоит задача европейских политиков, лидеров. Если Украина не дает нам ответа, то почему другие должны концентрировать свое внимание на Украине? Это основы политики».




Иными словами, договор об ассоциации Украины с ЕС есть некий способ решить сегодняшние внутренние проблемы стран Евросоюза? Если Украина, подписав договор, поможет решить часть проблем ЕС, то это хорошо. А если она договор не подпишет, то ЕС от этого ни холодно, ни жарко, ибо ему хватает сегодня и своих проблем. А то, что они есть – это ведь непреложный факт. Цитирую материал из британской газеты «Телеграф» под названием: «ЕС использует свои новые полномочия бюджетной политики и требует более жесткой экономии в Италии и Испании» («EU uses new budget powers to demand more austerity in Italy and Spain»). Европейская комиссия впервые в истории реализует новые полномочия ЕС, которые позволяют ему пересмотреть национальные бюджеты еще до стадии утверждения их парламентами стран ЕС. Пока же еврокомиссия предлагает странам и дальше продолжать политику зажимания любых бюджетных расходов, только бы хватило денег выплатить проценты кредиторам Еврозоны.

Предупреждения вынесены Испании и Италии, их бюджеты слишком «мягкие». Особенно досталось Италии, которая посмела заложить в бюджет 3 млрд. евро инвестиций в свою экономику, что явно выше всех расчётных параметров.

Но за нарушение финансовой дисциплины досталось всем странам ЕС – даже таким мелким, как Мальта. Так, Францию обвинили в недостаточных реформах, а Германию в том, что она недостаточно помогает своим соседям преодолеть кризис. По мнению еврокомиссии, в 2014 году Германии следует намного больше импортировать из стран-банкротов с юга ЕС Греции и Кипра, ну и Испании с Португалией. На этом фоне реплики пана Томбинского про Украину и перспективы оказания ей финансовой помощи после подписания Договора об ассоциации становятся более понятными.


Утром ассоциация – вечером деньги?

А вот в вопросах денег пан Томбинский в разговоре с корреспондентом ВВС был более чем конкретен: «Денег нет и не будет!». Никакой финансовой помощи в больших размерах Украину в 2014 и последующие годы не ожидает. Поэтому Украине пока придется довольствоваться тем, что сегодня предоставляет Евросоюз, и рассчитывать в будущем только на свои финансовые ресурсы.

Цитирую весь монолог посла: «Если же мы говорим о финансовой помощи, то она должна быть направлена на поддержку реформ в Украине. Украина должна инициировать определенные реформы. То есть финансовая помощь может поступить тогда, когда в украинской экономике будут происходить процессы, которые в перспективе сделают ее более выносливой к кризисам и более прочной. И Европейский Союз уже много лет выделяет в своем бюджете деньги, чтобы помочь Украине с внедрением реформ в различных секторах, а также на муниципальное развитие через конкретные проекты. То есть эта помощь уже присутствует, но она не заключается в том, чтобы кто-то заплатил долги Украины. Если привлекаются деньги, то они должны привлекаться с пониманием, что в перспективе они помогут улучшить и укрепить украинскую экономику. Смысл ассоциации заключается не в том, чтобы «купить» Украину, а в том, чтобы помочь ей стать лучшей страной, скорее инвестировать в Украину, быть ее партнером, а не «покупать» ее». Иными словами, не стоит ожидать после подписания соглашения с Евросоюзом большего, чем есть сейчас.




Но ведь посол Евросоюза прямо говорит, что Украина обязана проводить развитие своей экономики только за свои деньги, как и все соседи-ассоцианты ЕС. Пан Томбинский ведь утверждает, что никакой финансовой помощи Украине со стороны ЕС оказано не будет и надеяться на нее не стоит: «Посмотрите на Китай, посмотрите на Турцию. Они же ведь совершили огромный прогресс за последние 20 лет. И без всякой внешней помощи. Каждая страна нуждается в модернизации. Каждая экономика, даже наиболее конкурентоспособная, должна ежегодно инвестировать в модернизацию своей структуры, так как ведь в мире ежегодно появляются новые вызовы, новые товары, новые и лучшие идеи. И если Украина не будет вкладывать в модернизацию своей экономики, то где же она будет через пять лет? Это то, что Украина должна делать самостоятельно, и мы не можем сказать, что это связано исключительно с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС». Т.е. развитие своей экономики и инфраструктуры Украина должна будет проводить исключительно за свой счет. Но зачем тогда подписывать ТАКОЙ договор об ассоциации с ЕС без финансовой помощи? Или после его подписания Украина сможет заработать эти деньги за счет торговли на рынке ЕС? Но ведь деньги Украине нужны уже сегодня на компенсацию потерь от снижения торговли с Россией… Так что все будущее Украины сейчас в руках глав внешнеполитических ведомств стран ЕС, которые и должны рекомендовать подписать договор об ассоциации с Украиной.

Эксперт: «Ассоциацию подпишут и без Тимошенко!»

На этом фоне некоторой неопределенности в Европе некоторые украинские эксперты считают, что договор об ассоциации в Вильнюсе подпишут и без освобожденной Тимошенко. Причина – ассоциация Украины нужна ЕС уже сегодня как рынок сбыта для большого европейского бизнеса. Так же считает и руководитель Института украинской политики Кость Бондаренко, который заявил по этому вопросу следующее:


Вопрос: Накануне подписания соглашения всплыли факты об участии Тимошенко в сделках с Лазаренко. То есть сейчас опять поднимаются давно забытые дела Лазаренко.

Кость Бондаренко: Это произошло не сейчас. Сейчас просто обнародовали информацию о том, что одна из британских юридических фирм будет работать в пользу Украины, которая нанята Украиной для того, чтобы вернуть деньги. Тот, кто знает, как составляются подобные договора, прекрасно понимает, что британская фирма какое-то время сначала изучала документы с информацией, потом она должна была принять для себя решение за или против — принимать участие или нет.




Предоставить информацию Украине, украинская сторона должна была эту информацию утвердить. Соответственно, такие контракты готовятся от полугода до года. Поэтому этот вопрос, как минимум, поднимали весной этого года, и только сейчас он попал в прессу. Можно сказать, что это сыграет свою роль в отношении к Юлии Тимошенко на Западе, поскольку на Западе очень негативно относятся к людям, которые занимаются отмыванием денег, которых обвиняют в «грязных» деньгах.

В информационной сфере это может сыграть свою роль в том, чтобы в определенном негативном ракурсе продемонстрировать Юлию Тимошенко, вокруг которой сейчас ведутся дискуссии в отношениях между Украиной и ЕС. Но я бы не связывал это исключительно с Вильнюсским саммитом и с нынешними переговорами между Украиной и ЕС.

Вопрос: Насколько Янукович рискует, не выпуская Тимошенко? Насколько это вообще влиятельный момент на сегодняшний день?

Кость Бондаренко: Это один из тех вопросов, который напоминает бразильский сериал, в котором все забыли уже то, что было в первых сериях, с чего все это начиналось, и по привычке каждый играет свою роль. Для той же Германии, которая понимает, что Тимошенко — это далеко не демократическая альтернатива Януковичу и не ангел, для той самой Германии, которая так много сделала для давления на Украину, чтобы выпустить Тимошенко, это уже просто возможность сохранить лицо в этой игре. Но, учитывая, что в той же Германии огромные концерны, такие как «Сименс», «Мерседес», давят на правительство с тем, чтобы они подписали Соглашение об ассоциации, потому что это соглашение необходимо для немецкого бизнеса, думаю, что Ангеле Меркель надо будет уже определяться: или сохранять лицо в этой игре, или идти на уступки тем, от кого зависит немецкая экономика. Это один момент. Второй момент: одна из журналисток написала про то, что вопрос Тимошенко — это лакмусовая бумажка в отношениях между Украиной и ЕС, кто в этой игре альфа-самец, а кто омега-самка. И дальнейшая конфигурации в наших отношениях будет во многом определяться этими альфа-омега-отношениями.

Евгений Морин
Новости Украины - From-UA