Дьявольское пойло
14.09.2004 13:29
…«Человеческую комедию».

Миллиарды людей ежедневно выпивают этот чудесный напиток, но так и остаются маленькими безвестными человечками. А дело, видите ли, в том, что тонкий гурман Оноре де Бальзак всегда старался сам покупать кофе. И было это не невесть что в стеклянной банке, а смесь, искусно составленная из «мартиника», «бурбона» и арабского «мокко». Бальзак заметил, что стоит отведать чашку ароматного черного кофе, «как с этого момента все вспыхивает, мысли теснятся, как батальоны великой армии на поле битвы».

Под то, что мы быстренько растворяем, можно, конечно, днем обсудить дела с коллегами или партнерами. Чашечка кофе вечером, пожалуй, может стать прелюдией к романтической ночи. Но что такое настоящий кофе, не догадываются не только украинские граждане, но и жители «цивилизованных» государств. А все потому, что кофе пришлось пожертвовать своими достоинствами, прежде чем стать завсегдатаем нашей жизни.

Жило себе кофейное деревце в труднодоступной горной провинции на юго-западе Эфиопии. И использовались его зерна весьма непривычно: отварили, измельчили, присолили, помаслили и – ням-ням.

Но однажды козы совершили переворот в культурной традиции. Наелись листьев кофейных деревьев и всю ночь куролесили вместо того, чтобы мирно спать. Заметив это, пастухи стали собирать ягоды кофейного дерева и варить бодрящий напиток из его зерен. Поначалу напиток варили из зрелой, высушенной мякоти кофейного плода, размолотой вместе с оболочкой. Потом приловчились готовить его из высушенных, обжаренных и измельченных семян кофейных плодов.

В Европе впервые узнали о кофе от итальянского врача Проспера Альпинуса аж в конце VI века. И встретили напиток недружелюбно. Лекари восстали против «ужасной страсти» пить кофе. Торговцы пивом всячески препятствовали распространению «сиропа из сажи». Папа Климент VII сначала обзывал кофе «дьявольским пойлом», но потом, видимо, распробовав, объявил, что это заморское чудо не повредит истинным христианам.

И стал этот горький напиток не просто привычным продуктом, но и законодателем культурных манер. В середине VII века в Венеции появилась первая кофейня. К концу века в Лондоне их уже свыше 3000. Кофейни превращаются в культурно-деловые центры: там узнают о свежих политических новостях, обсуждаются вопросы литературы и искусства, заключаются деловые и торговые сделки, дают советы врачи и адвокаты.

Завсегдатаями кофеен были Вольтер и Дидро, Жан Жак Руссо, Виктор Гюго… А царю Алексею Михайловичу в 1665 г. придворный лекарь даже прописал рецепт: «Вареное кофе персиянами и турками знаемое, и обычное после обеда… изрядное есть лекарство против надмений, насморков и главоболений».

После 1812 г. пить кофе стало считаться признаком хорошего тона. Но люди – очень ленивые существа, поэтому искусство обжаривания и помола постепенно сдалось под натиском растворимого «кофе».

Да, растворить его и сымитировать культурную обстановку можно практически в любых условиях. Но ведь из нашей жизни ушли и кофейные развлечения! Ведь растворимый суррогат никогда не раскроет своеобразия горячего напитка, который запивают одним глотком чистой холодной воды!

Вы пробовали когда-нибудь улавливать вкус крепкого черного кофе без сахара, добавляя соль, корицу, гвоздику, цедру лимона, коньяк? А может, вы экспериментировали, смешивая кофе и чай? А пробовали семь частей кофе и одну часть какао в одну посуду, а сверху чайную ложку взбитых сливок? А добивались мраморного рисунка кофе, брызгая на дно чашки кондитерским шприцем немного теплого молока?

Но самое главное – на дне остается кофейная гуща, которая поведает вам о будущем. И вот вы уже знаете, что не стоит тратить время на романтический ужин, деловой партнер вам совсем не товарищ, а вот это дельце, пожалуй, будет в шляпе. Достаточно одной таблетки, т.е. чашки!