На крымском фронте без перемен
27.09.2004 08:45
…крымских коммунистов, делятся с читателями From-UA своими мыслями и мнениями по поводу предвыборных процессов в Крыму и тревожных прогнозов их развития.

From-UA: – Какими экономическими причинами вызвана межнациональная напряженность в Крыму?

М. Джемилев: – Больше всего конфликтов по земельному вопросу. Дело в том, что Земельный кодекс Украины не учел процесс возвращения крымских татар на свою родину. В нем есть положение, согласно которому земля передается в частную собственность тем, кто на ней работал, то есть бывшим членам колхозов. Это совершенно неприемлемо для крымских татар: они если и были членами колхозов, то в местах ссылки.

Еще один важный нюанс: в 1988 году Совмин своим постановлением очертил границы, куда можно было поселяться крымским татарам. Это была степная часть Крыма или районы, не имеющие выхода к морю. До депортации крымские татары составляли более 70% населения южного берега. Сейчас их количество там в процентном соотношении не превышает 1 - 1,5%.

Люди стремятся к тем местам, откуда они были депортированы или откуда родом их предки. Кроме того, на южном берегу легче найти пропитание, там развит туризм и т.д.

Л. Грач: – Во-первых, ни Крым, ни Украина не были готовы к социально-экономическому обустройству такого количества людей.

Во-вторых, центральные власти игнорируют решение Конституционного суда, которое поддержало основные положения Конституции автономной республики Крым. Одно из них предусматривает, что 100% налогов должно оставаться в Крыму (часть, конечно, должна перечисляться на государственные нужды). Выполнение этого положения дало бы возможность заметно поправить положение в социально-экономической сфере автономии.

Сегодня нельзя выстраивать какую-то линию субсидий отдельно взятому этническому поселку. Не может сегодня социально-экономическое положение улучшаться только для крымских татар.

Национал-радикалы все больше и больше спекулируют на просчетах власти. Например, обеспечение землей в руках меджлиса – это провоцирующая дубинка. Вопросы обеспечения крымских татар земельными участками для строительства давным-давно уже решены. Самозахваты, которые происходят сегодня, имеют признаки экстремизма.

From-UA: – Кого из кандидатов в Президенты поддержит Крым?

М. Джемилев: – Курултай крымских татар поддержал кандидатуру Виктора Ющенко. А что касается Крыма в целом – традиционно это коммунистический регион. Но, поскольку коммунистический кандидат сейчас нереален, большинство поддержит В. Януковича.

Л. Грач: – В Крыму будут позиционироваться три кандидата, остальным здесь делать просто нечего. Могу даже предсказать итоги первого тура: первое место займет Петр Симоненко, второе – Виктор Янукович, третье, с достаточно серьезным отрывом, – Виктор Ющенко.

From-UA: – Какими Вы видите пути разрешения конфликтов между крымскими татарами и славянской частью населения полуострова?

М. Джемилев: – Сначала нужно решить правовые вопросы: восстановление прав крымскотатарского народа на своей исторической родине как народа, а не отдельных лиц.

Крымских татар нельзя рассматривать как национальное меньшинство. По численности – да, в результате геноцида, депортации мы стали меньшинством. Но от этого объем прав на родную землю не уменьшается. Речь идет о восстановлении национально-территориальной автономии. Воссоздание национальной государственности крымских татар – это должное возмещение тем преследованиям, которым мы подвергались.

Л. Грач: – В противостоянии крымских татар и славян виновата власть, как киевская, так и крымская. Закон для каждого гражданина Украины, живущего на территории Крыма, должен быть главным мерилом. Сейчас он применяется к славянину и крымскому татарину непропорционально.

За противостояния, которые есть на сегодняшний день, например, в Тихой бухте, ответствена власть. Ей давно нужно было определиться по этим вопросам. Но она молчит. А в это время на поверхность выплывает гражданское противостояние, которое всегда появляется и усиливается, если власть уходит от проблем.

From-UA: – Насколько реальна опасность роста экстремизма среди мусульман Крыма? И какие факторы этому способствуют?

М. Джемилев: – Есть два фактора. Во-первых, вопиющее беззаконие в отношении крымских татар. Только потому, что ты крымский татарин, ты везде виноват. Это наталкивает на некоторые экстремистские мысли.

Во-вторых, извне привносятся течения ислама, нетрадиционные для крымских татар. Появились сторонники Партии освобождения (Хизбут Тахрир). Она была создана в 1953 году в Палестине и зарекомендовала себя как террористическая. Ее запретили во многих странах, в том числе мусульманских. Хизбут Тахрир придерживается того мнения, что нужно строить единый исламский халифат, где будет единый язык, то бишь арабский.

Недавно у нас были конфликтные ситуации, когда они в некоторых мечетях пытались ставить своих имамов и не считаться с решениями Верховного управления мусульман Крыма. Я вынужден был издать распоряжение, чтобы меджлис взял под контроль эти мечети с целью изгнать еретиков.

Появились салафиты (некоторые называют их ваххабитами). Это еще одно учение, считающееся еретическим. Сейчас они пытаются обосноваться в Крыму, высматривают молодых талантливых ребят, пытаются отправить их в свои учебные учреждения в Ливане. После обработки ребят забрасывают обратно в Крым, и они создают нам некоторые проблемы.

По нашим оценкам, число салафитов в Крыму не превышает 200 человек, число членов Хизбут Тахрир – 500 - 700 человек.

Что самое тревожное, некоторые представители власти способствуют распространению этих течений. Им, видимо, очень важно ослабить и расколоть национальное движение крымских татар.

Л. Грач: – Среди факторов, которые способствуют росту этого негатива, первый состоит в том, что власть не требует от всех жить по закону.

Второй – власть заигрывает с национал-радикалистической организацией, которая себя называет меджлисом крымскотатарского народа.

Третий фактор – эмиссары, которые уже принесли сюда ваххабизм. Они действуют под видом различных организаций и получают огромные суммы для того, чтобы воздействовать на крымскотатарскую среду.

From-UA: – По Вашему мнению, контролирует ли меджлис крымскотатарского народа политическую ситуацию в среде крымских татар?

М. Джемилев: – В Крыму среди крымских татар, я думаю, ничего серьезного не произойдет, если на то не будет санкции меджлиса. Однако он не будет постоянно выполнять роль «огнетушителя». Если проблемы крымских татар не будут решаться, меджлис может радикализироваться. Ибо в противном случае такой меджлис народу не нужен. Разговоры в духе «успокойтесь, разойдитесь по домам» люди слышат и от властей.

Л. Грач: – Меджлис достаточно активно и негативно влияет на определенную часть крымских татар. Но зная крымскотатарскую среду изнутри, зная людей, зная другие политические силы, которые здесь есть, я бы не обольщался тем, что меджлис управляет и влияет на весь крымскотатарский народ. Это не так. Кроме того, меджлис уже подошел к тому рубежу, на котором, если он и захочет что-то пригасить и повернуть в нормальный позитив, ему уже не дадут этого сделать.

From-UA: – Какие силы заинтересованы в том, чтобы взорвать Крым изнутри, и чего они хотят при этом добиться?

М. Джемилев: – Есть силы, которые действуют по принципу чем хуже, тем лучше. Есть силы за пределами Украины, которые хотят, чтобы у нас была своя Чечня.

Представители местной власти преднамеренно создают конфликтные ситуации. Скажем, какая-то сторона видит свой проигрыш, и ей необходимо отменить выборы, ввести где-то чрезвычайное положение…

Л. Грач: – Это выгодно тем, кто хочет, чтобы предвыборная ситуация превратилась в ситуацию силового конфликта. Для них уже плацдарм в Крыму приготовлен. Уже совершенно понятно, что США хотят превратить Украину в полигон, с которого попытаются влиять на Россию. Позволит ли Украина это сделать – вопрос нескольких месяцев. В потенциале Украина может иметь похлеще, чем грузинский вариант.

From-UA: – 22 сентября был убит основатель Курултая крымских татар Сервер Омеров. Как Вы прокомментируете это трагическое событие?

М. Джемилев: – Пока что мне сложно что-либо говорить. Квартира взломана, но вроде бы многие ценные вещи остались на месте.

Сервер Омеров пользовался авторитетом у крымских татар. Он сумел добиться признания даже в условиях депортации – он был министром строительства Узбекистана. Он был одним из тех, кто основал Курултай, национальный совет крымских татар. А в 1991- 1996 годах был членом президиума меджлиса. Пока я не могу сказать, кому было выгодно его убийство и будет ли оно иметь политические последствия.

Л. Грач: – Во-первых, это печально. В Крыму возобновился бандитизм, а это именно бандитизм, с какой бы стороны он ни исходил. Это значит, что крымские правоохранительные органы перестали «ловить мышей».

Во-вторых, это очень опасно. Это может подлить масла в огонь и без того уже достаточно серьезного напряжения. Сложно сказать, какая сила могла бы это сделать. Это не могла сделать сила, которая в идеологическом и политическом смыслах противостоит меджлису. Я напрочь исключаю, что это могла сделать левая сила. Я не допускаю, что это могла сделать и та сила, которая стоит на пророссийских позициях. Скорее всего, виновата третья сила, которая заинтересована в нагнетании сложившейся ситуации. Этой третьей силой может быть и Запад.