Крым, татары и незваные гости
16.09.2004 13:08
…к Крымскому полуострову. И задаются вопросом: несет ли этот благодатный край потенциальную угрозу для страны?



Нам не жить друг без друга

10 сентября Курултай крымских татар призвал своих соплеменников голосовать на президентских выборах за Виктора Ющенко и поручил меджлису включиться в избирательную кампанию «народного кандидата».

В результате Виктор Андреевич получил неизбежный, но двусмысленный подарок. С одной стороны – около 100 тысяч гарантированных голосов дисциплинированной паствы меджлиса в регионе, где «Нашу Украину», мягко говоря, не очень любят.

А с другой стороны – весь воз проблем, связанный с этим союзником, его репутацией и потенциальными рисками.

По правде сказать, никакой альтернативы альянсу крымскотатарского меджлиса и «Нашей Украины» и быть не могло. Специфика электоральных настроений полуострова такова, что тесные взаимоотношения с крымскими татарами может позволить себе лишь та из всеукраинских политических сил, которой не приходится рассчитывать на основной электорат автономии. Поскольку славянское население Крыма принципиально расходится с украинскими национал-демократами в отношении к России, только «Наша Украина» может с легким сердцем пренебречь русскоговорящим большинством и сделать ставку на сплоченное мусульманское меньшинство (пока) полуострова.

Взаимная симпатия между украинскими и крымскотатарскими националистическими политиками ведет свою историю еще с диссидентских времен. Роднит эти движения наличие общего стратегического врага – России – и давняя традиционная поддержка со стороны врага этого врага – Запада. При нынешнем усилении российских влияний на Украину симбиоз украинской прозападной оппозиции и националистического крыла крымских татар просто не мог не состояться. Но что же он может принести обеим сторонам и Украине?

Лидеры меджлиса вкладывают в поддержку Виктора Ющенко надежду на то, что «решение крымскотатарского национального вопроса получит новый импульс». Стоит вспомнить, что на протяжении зимы и весны 2004 года активисты из числа крымских татар играли мускулами, участвуя в ряде конфликтов со славянами. Все шло к тому, что курортный сезон-2004 в бывшей всесоюзной здравнице будет сорван, а отсюда – прямой путь к социально-экономическому и межнациональному взрыву на полуострове.

Однако после того как премьер-министр Украины Виктор Янукович 18 мая принял участие в мероприятиях, посвященных 60-й годовщине депортации, и, по всей видимости, достиг соглашения с руководством меджлиса, напряжение спало, и курортный сезон прошел в Крыму весьма успешно.

Тем не менее, ожидания «нового импульса» крымскотатарские лидеры связали с лидером «Нашей Украины». Их интерес, в частности, сводится к двум наиболее значимым вопросам: более массовое присутствие в органах исполнительной власти и передача в собственность репатриантам особо ценных земель на южном берегу Крыма. Кроме того, немаловажный для меджлиса вопрос – дальнейшее возвращение крымских татар из Средней Азии, которое, наряду с естественным (ударным) приростом населения означает значительное увеличение электорального ресурса. Все это Виктор Ющенко не только смог бы, но и вынужден был бы дать вождям меджлиса, дабы, во-первых, усилить свое влияние в Крыму, а во-вторых, избежать волнений на национальной почве. Но это отнюдь не гарантирует ему отсутствие проблем со славянской общиной.

Не все спокойно в «крымском ханстве»

Помимо ожидаемых политико-экономических завоеваний, команда Мустафы Джемилева рассчитывает справиться еще с одной проблемой, которая стала в последнее время весьма актуальной. Как вынужден был признать лидер крымскотатарского движения, меджлис теряет монополию на сердца и умы депортированных граждан.

На заседании Курултая, в частности, подверглись остракизму два высокопоставленных крымских татарина – вице-премьер Совмина автономии Эдип Гафаров, который вопреки решению меджлиса не покинул правительство, и замначальника ГУВД Рефат Кенжалиев, самовольно выдвигавшийся на прошлых парламентских выборах. По проблеме дисциплины Мустафа Джемилев выступил особо, сурово выразив надежду, что ее нарушений «в предыдущих масштабах уже не будет и нам не придется после президентских выборов вновь проводить повсеместно отчетно-выборные конференции».

Кадровые чистки, которые приходится регулярно проводить в рамках национального самоуправления, стали симптомом организационного кризиса в прежде монолитной организации. Причина его, по-видимому, в том, что крымские татары перестают быть просто толпой, выгруженной из вагонов посреди степи и боящейся погибнуть без указующего перста старейшин. Подъем в экономике Украины отразился и на благосостоянии крымских татар. Как пожаловался Мустафа-ага, уже на выборах-2002 активность репатриантов оказалась ненамного выше, чем в среднем по Крыму...

Однако организационные проблемы меджлиса меркнут перед другой, куда более грозной опасностью.

Аллах Акбар? Воистину Акбар!

В дни после североосетинской трагедии по дивному стечению обстоятельств в Крыму стали распространяться листовки с призывом к «священной войне» против «неверных». По этому поводу высказывался и Президент Украины, находившийся в те дни на полуострове и выразивший удивление, что подобного рода печатная продукция «свободно печатается и распространяется на территории Украины». А 30 августа Духовное управление мусульман Крыма распространило обращение к единоверцам, в котором отметило активизацию «сект еретического ислама».

Обстановка вынудила Мустафу Джемилева, ранее отрицавшего все факты наличия среди крымских татар сколь-нибудь заметных экстремистских группировок, раскрыть карты. На заседании Курултая его лидер признал, что «ситуация оказалась несколько серьезнее, чем полагали», и расписался в том, что меджлис уже не контролирует как прежде весь массив национальной общины и отказывается нести ответственность за дальнейшее.

По словам М. Джемилева, поводом для активизации исламских экстремистов в Крыму стала еще прошлогодняя резолюция меджлиса в поддержку нападения США на Ирак. Наиболее растущей силой стала организация «Хизбут-Тахрир», основанная в Палестине и находящаяся в международном списке террористических организаций. «Хизбутчики» ставят своей целью построение всемирного мусульманского халифата и считают такие понятия, как «демократия», «закон», выдумками неверных.

Незаметно для меджлиса «Хизбут-Тахрир» пустила корни в мусульманской общине Крыма. К этой организации принадлежит настоятель симферопольской мечети «Кебир-Джами» Руслан Мустафаев, попытке сместить которого воспрепятствовала агрессивная паства. В ходе инцидента досталось даже муфтию мусульман Крыма Хаджи Аблаеву.

После этого меджлис принял решение «взять под свой контроль» мусульманские общины, чем вызвал протест альтернативной организации – Координационного совета общественно-политических сил крымскотатарского народа, который обвинил Мустафу Джемилева в попытке подчинить себе духовную жизнь репатриантов с предвыборным прицелом.
Численность приверженцев «Хизбут-Тахрир» пока оценивается в 500 – 700 человек. Но побеждают, как известно, не числом, а умением.

Помимо этого, М. Джемилев признал наличие в Крыму ваххабитов, или, как они сами себя называют, «салафитов», число которых он оценил в несколько сотен. Они подчиняются исключительно своим зарубежным наставникам, под влиянием которых находится около 10% мусульманских общин Крыма.

Хотя председатель меджлиса и подчеркнул, что никакого экстремизма «еретики» пока не проявляют (если, конечно, считать потасовку в симферопольской мечети мирным спором богословов), но, тем не менее, подчеркнул, что «в отношении этих людей… нужно принимать какие-то меры в общенациональном масштабе», иначе «они могут причинить много горя и себе, и своим близким, и в целом всему нашему народу».

Расписавшись в наличии потенциально опасных исламских группировок и в утрате контроля над ситуацией, меджлис попытался переложить всю ответственность на власть и включился, таким образом, в борьбу Виктора Ющенко с «антинародным режимом»…

(Окончание следует)

P.S.

В среду, 15 сентября, министры внутренних дел Эстонии, Латвии, Литвы и Австрии инициировали создание «центра по приему чеченских беженцев» на территории Украины, чтобы они «в случае нормализации обстановки в местах своего проживания могли быстро вернуться домой». Остроумной выдумке господ министров можно только поаплодировать, особенно вспомнив о судьбе Македонии. Эта балканская республика, сначала под давлением НАТО впустившая к себе албанских беженцев, была ввергнута в гражданскую войну, а затем поделилась с пришельцами частью своего суверенитета. Осталось только предложить создать лагерь чеченских беженцев (по определению некоторых "наших украинцев" - "повстанцев" и "партизан") в Крыму… И до Чечни рукой подать…