Украина: на войне как на войне
21.02.2014 12:00
Число жертв очередной украинской революции растет с каждым днем. В январе назад их было только трое, «черный вторник» 18 февраля унес 25 человек, а «кровавый четверг» 20 февраля увеличил трагический счет до 77. Чего же ждать дальше – «субботнюю бойню», «воскресный холокост» и «понедельник апокалипсиса» с новыми сотнями и тысячами трупов? Теперь даже самые мрачные прогнозы ситуации уже не кажутся воспаленным бредом, и всё больше людей понимают, что началась гражданская война…

И все бегут, бегут, бегут…

Первые это поняли те, кто заварил всю эту кашу. 20 февраля отметилось не только кровавой стрельбой в центре Киева, но и массовым бегством регионалов. Стройная вертикаль власти, которую регионалы тщательно выстраивали четыре года, начала сыпаться и разваливаться.

Четыре года регионалы подбирая, приглашая и подкупая политиков, чиновников, генералов, бизнесменов. Теперь они, почуяв запах жареного, разбегаются как тараканы. Из фракции ПР чуть ли не каждый день выходя новые группы депутатов, партию публично покинул и.о. городского головы столицы Владимир Макеенко, фактически объявивший солидарность с Евромайданом, на местах рвут свои партбилеты председатели советов и главы администраций.



Судя по всему, это те, кто очень уверен, что власть в центре скоро поменяется – и надеется сохранить при новой свои места путем «перехода на сторону народа». Подобное украинцы видели уже не раз: и в смутном 1991-м, когда первые секретари сжигали свои красные партбилеты, и в последующие политические кризисы, когда они перебегали из одной партии в другую...

А тем временем срочные чартерные рейсы стартовали из Борисполя и Жулян, увозя с собою народных депутатов, министров, сотрудников Администрации, милицейских чинов. Из столицы бежали те, кто своей тупой политикой «плавающего вектора» породил протест Евромайдана, и кто не захотел снизойти до диалога с людьми, а неоднократно пытался их просто «зачистить» как мусор – и вызвал соответствующий накал страстей.


Теперь никакого диалога уже не будет. Это понятно даже лидерам оппозиции, которые в сотый раз отправились к Януковичу «на переговоры». На самом деле они просто пытались выдавить (или выпросить) у Гаранта согласие на передачу власти новому «коалиционному правительству», наделенному полномочиями Конституции-2004. По существу, это предложение о разделе власти между оппозиционными политиками и регионалами.

Однако троица «лидеров», живущая в своем виртуальном мирке, не видит очевидного: что завтра делить начнут уже не власть в Киеве, а всю Украину. И пока мистер Яценюк, живя сонным прошлым, всё ещё добивается себе кресла полномочного премьера при президенте Януковиче, другие действующие лица, вглядываясь в хмурое грядущее, примеряют под себя клейноды левобережных и правобережных гетманов…



Две сорванные башни

Часть вышеупомянутых рейсов направилась в Европу. В этот критикуемый регионалами край «наркоманов и гомосексуалистов» свои семьи вывозили те, кто не успел пристроить там их в предыдущие годы. Несколько рейсов направились в Россию – например, послухам, туда улетел нардеп Царев. И очень многие направились в южные и восточные регионы Украины: Одессу, Харьков, Донецк.

Новость о том, что на 22 февраля регионалы наметили проведение очередного съезда депутатов Юго-Востока, никого не удивила. ПР уже традиционно проводит такие съезды во время кризисов. Разве что в этот раз он пройдет не в Северодонецке, а в Харькове – который усилиями Добкина и Кернеса превращается в эдакий центр сопротивления Евромайдану. Но съездом все не ограничится.

Сначала Добкин заявил, что отзывает обратно в Харьков бойцов т.н. «Украинского фронта», созданного в качестве политического и силового противовеса Евромайдану. Отзывает, чтобы… организовывать оборону в Харькове. Более того, Добкин также заявил, что столицу нужно переносить в Харьков:

«Много институтов государственной власти в Киеве уже не работают, они уничтожены физически. По этому, требуется ряд государственных учреждений перенести за пределы города Киева. Харьков наиболее подготовлен к этому…»

Если это не шутки, то речь идет о классическом плане переноса столицы в условиях войны – в данном случае гражданской. Сам по себе ход может быть весьма эффективным: регионалы рискуют потерять Киев, но они не потеряют столицу, если она переедет в Харьков. И в этом городе они будут чувствовать себя более увереннее.





В Киеве регионалы чувствовали себя как в гостях. Здесь немного сторонников ПР, а уж активных практически нет – приходится завозить «титушек». Зато многие киевляне поддерживают оппозиционные партии, есть свои сторонники и у националистов. И Майдан-2004, и Евромайдан-2013 находили полную поддержку у жителей столицы. Но, что наиболее важно, в Киеве можно собрать некоторые количество активных радикалов - которые сейчас и являются ударной силой нынешних событий.

В Харькове ситуация противоположная: сторонники оппозиции в меньшинстве и они не активны, они не могут рассчитывать на всестороннюю поддержку земляков. Город находится в полном управлении людей Добкина и Кернеса, обеспечивающих тут полную политическую стабильность – и способных обеспечить её переехавшему в Харьков руководству Украины.

Разумеется, что став главной опорой центральной власти, Добкин и Кернес превратятся в важнейших людей в окружении президента. «Харьковские» станут могущественнее «донецких». А там, глядишь, можно будет и самим побороться за президентское кресло – если не всей Украины, то хотя бы её восточной половины…

Сепаратистскую карту пытаются разыграть и в Крыму. Депутаты Верховного Совета автономии приняли заявление, в котором уверяют, что Крым «не будет жить в бандеровской Украине», и грозят выходом из её состава. Словом, раскол страны как последний аргумент регионалов – это вполне возможный вариант. Нынче всё возможно.



Однако если «харьковские бароны» в случае раскола тяготеют к самостийности, то для многих крымчан русского происхождения это лишь промежуточный шаг на пути «возвращения» в состав России. Существует даже гипотеза, что вся эта заваруха с Евромайданом и последующим хаосом была специально спровоцирована Москвой – чтобы у Крыма (и не только у Крыма) появился повод обратиться к России с просьбой «помочь и защитить». Но это, повторим, лишь гипотеза…

Вот только напрасно предполагать, что если «майдановцы» возьмут власть в Киеве и на Правобережье, а регионалы сохранят её на Левобережье, то этим все закончится. Отнюдь! Сторонники разделения Украины сильно заблуждаются, когда считают, что две Украины заживут в добрососедстве. Ведь если это произойдет, то конфликт лишь получит свое второе продолжение – и гражданская война растечется по всей стране широким огненным фронтом.

Сепаратисты всегда апеллируют к чехословацкому варианту. Вот только он уникальный в истории человечества. Зато 99% других расколов всегда приводили к войне – потому что одна из сторон никак не хотела смириться с уходом другой. Гражданская война в США, Гражданская война на руинах Российской империи, Алжирская война, Корейская и Вьетнамская, Балканские войны, Кавказские войны – вот примеры последствий сепаратизма. А что на другой стороне весов? Только одна Чехословакия.


«Майдановцы» и дня не усидели на площади Независимости, чтобы не сделать новые вылазки - даже под обстрелом. Неужели в случае своей победы в Киеве они будут спокойно смотреть, как «злочинний режим» продолжает удерживаться в Харькове, Донецке, Луганске? Неужели националисты согласятся отдать Крым «клятим москалям»?

Черный день

Для многих украинцев он наступил 20 февраля. И речь вовсе не о трауре по погибшим - который, не исключено, придется объявлять теперь каждые три дня, если стороны конфликта не уймутся. В этот день по ним скорбели лишь их родные, близкие, друзья и соратники. Кто их ценил, уважал, любил. Все остальные украинцы в этот день были ошарашены совершенно иной новостью: банкоматы перестанут выдавать деньги!



И сотни тысяч украинцев, побросав всё, ринулись – нет, не на Майдан, а к банкоматам, возле которых тут же выстроились очереди. Разумеется, что в некоторых деньги действительно вскоре закончились, что лишь укрепило веру в наступление «черного дня» - того самого, к которому с детства и до глубокой старости готовится каждый украинец.


Поразительно, как возникающие в Киеве проблемы тут же находили немедленный резонанс по всей стране. Не успели новости сообщить о каких-то заминках на столичных АЭС, как в провинции народ поехал к бензоколонкам заправлять полный бак. В банках народ снимал с карточек все наличные, писал заявления на снятия депозитов. В длинных очередях обсуждали войну, убитых бойцов и живых политиков. А мимо них оживленные потоки людей направлялись к супермаркетам, в которых начали сметать крупы, макароны, сахар и прочие товары военного времени – по котором украинцы, похоже, начинают жить.

Но пока обыватели запасались харчами и обналичивали счета, романтики революции не скучали. В Киеве «майдановцы», а также их сторонники разных районах столицы, организовали патрулирование улиц. По сути, создав что-то вроде народной милиции – которая всегда появляется вовремя революций. Втянувшиеся в это дело мужики уже составили графики и разбились на смены – им не хватает только винтовок, снежной пурги по ночной улице и плетущегося позади пса.

Интересно, создаст ли Майдан подобие ЧК? Не исключено. А вот предложение о создании «народного трибунала» уже звучали не раз.



А тем временем в провинции народ вспоминает времена Махно и батьки Ангела. Народ целыми селами выходит на большую дорогу и... пока что лишь блокирует её и жжет автобусы «титушек». Но кто знает, не начнут ли они вскоре собирать с проезжающих фур плату «на ремонт моста»?!

И ведь, по сути, горячей фазе этой революции всего несколько дней (с 18 февраля), а народ уже начинает перепрограммироваться из формата мирной жизни в формат военных будней. Даже те, кто живет за сотни километров от Майдана и видел все эти события мельком по телевизору.

А уж на самом Майдане… В хронике последних дней можно увидеть, как студенты и подростки, еще недавно прогуливавшие физкультуру и воевавшие только в онлайн-играх, уже осваивают искусство перемещения по простреливаемым улицам, на горькой практике тренируются выносить раненых и убитых из-под обстрела, продумывают конструкций укрытий. Как быстро, всего за три месяца, Евромайдан улыбающихся и обнимающихся хлопцев и девчат, приветливо махавших флажками, превратился в закопченный военный лагерь, где бойцы в касках и бронежилетах тащат на носилках окровавленных раненных к уставшим санитаркам…





Трудно сказать, до каких пределов может зайти этот конфликт – который только начался. Однако, независимо от его исхода, украинское общество уже не будет прежним. Украинцы уже заглянули в лицо войны, и она наложила на них свой отпечаток. И проблема в том, что приспособится к жизни в условиях войны для большинства людей не так уж и трудно – как видим, многие осваивают этот урок очень быстро, просто инстинктивно. А вот выйти потом из этого военного транса и вернутся к мирной цивилизованной жизни намного, намного труднее. Вот почему однажды начавшись, некоторые гражданские войны растягиваются на годы и десятилетия, переходя из одной в другую…


Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA