Большой «антимайдан» Юго-Востока
11.03.2014 08:00
В Харькове не прекращаются ежедневные митинги, на которые поочередно выходят то сторонники Евромайдана и единой Украины, то пророссийские «антифашисты» с лозунгами за федерализацию и «воссоединение». В Донецке сотрудниками СБУ был наконец-то задержан неуловимый «народный губернатор Донбасса» Павел Губарев. А в Одессе, глядя на сложнейшую общественно-политическую ситуацию в городе и стране, пришли к выводу, что в ближайшее время Украине будет не до смеха, и решили не проводить в этом году традиционную Юморину…

Молчание ягнят

Резкий всплеск социально-политической активности населения Юга и особенно Востока Украины стал для многих неожиданной сенсацией, ведь эти регионы отличались не просто пассивностью, а какой-то отрешенностью на грани фатализма. Все изменения в стране и у себя дома там принимали с обреченностью, как неизбежное, с бурчанием подстраиваясь под ситуацию.

За двадцать три года независимости эти регионы сподобились только на три заметных выступления: в 90-х шахтеры Донбасса беззлобно погрюкали касками под окнами Кабмина, в 2008 в Крыму прошли несколько акций против вступления Украины в НАТО, а в 2013 вспыхнул бунт во Врадиевке. И всё. Словно никаких других проблем у них не было.

Между тем они были. Экономические: прихватизация предприятий, закрытие заводов и шахт, потеря миллионов рабочих мест, разрушение инфраструктуры, уничтожение системы общественного транспорта, деградация медицины. Существуют целые поселки, где люди доживают свой век тем, что ковыряются в «копанках» или ищут металлолом среди руин закрытых заводов, а потом возвращаются в свои дома без отопления и водоснабжения.



Политические и правовые: полное игнорирование языковых и культурных интересов русскоязычного населения Юго-Востока, навязывание им модели узкого галицкого украинства как единственно правильной. Доходило до того, что какие-то выскочки из Коломыи объявляли человека врагом Украины только за то, что тот говорил на русском языке. Никто не желал и слушать о том, что жители Юго-Востока тоже полноправные граждане и они тоже имеют право определять, какой должна быть Украина.

А еще была неслыханная коррупция и беспредел «элиты», которая откровенно демонстрировала, что считает простых людей без должности, денег и связей быдлом. Даже молодой следователь прокуратуры или начинающий бандит с надменностью взирали на толпу, выглядывая из окна своего джипа…


Были проблемы, было их понимание, но дальше бурчания на кухне и пересудов на лавочке дело не заходило. Спонтанный взрыв недовольства на Юго-Востоке было делом редким, кое-где вообще неслыханным. Тамошнее население даже придумало себе оригинальное оправдание: мол, они люди законопослушные, а потому ходят только на выборы. То, что каждый третий из этих «законопослушных» носит «перстни» на пальцах и «купола» на груди, их не смущало.



Все массовые митинги там собирали по разнарядке – например, поддержать горячо любимую местную элиту, с 2004 года записавшуюся в Партию Регионов. Акции других партий, будь то левые, правые или пророссийские, регионалов откровенно раздражали – и они старательно давили конкурентов на своем электоральном поле. При этом населению пудрили мозги откровенно надуманными проблемами, на что оно с энтузиазмом велось. Люди с нищенской зарплатой, вынужденные побираться, чтобы собрать деньги на операцию, давно позабывшие, что такое право и законность, с искренней озабоченностью проникались «пропагандой гомосексуализма» и войной в Сирии.

Да и фальсифицировать выборы в «законопослушных» регионах было проще всего: большинство избирательных комиссий были под контролем местной «камарильи», оппозиция представлена в виде затравленных маргиналов, а избирателям на это было совершенно начхать. Они считали, что опусканием бюллетеня в урну и ограничивается их гражданский долг и борьба за права. А дальше уже за них все должны делать их любимые политики и родные партии – КПУ и ПР, за которых они голосовали из года в год, наивно веря в их обещания.

Наверно, так продолжалось бы еще двадцать лет. Но в один прекрасный день вдруг не стало ни обожаемого Виктора Федоровича, ни управляющих страной министров-регионалов. Да и вообще ПР и КПУ куда-то спрятались, даже на местах куда-то пропали губернаторы и мэры. Барин сбежал, и растерянные мужики остались наедине со своими растерянно путающимися мыслями и внезапно появившимися организованными людьми с российскими флагами...

Вставай, Майданом угнетенный!

Ещё в 2004 году регионалы использовали население Юго-Востока для т.н. «антимайданов» или «синих майданов». Этому предшествовала мощная пропагандистская кампания, задача которой состояла в том, чтобы убедить электорат регионалов в беззаконности действий и «фашистской сущности» их противников. Поэтому, хотя на «антимайданы» везли людей по разнарядке или за деньги, все они верили, что едут защищать добро и правду от «оранжевых фашистов».

Нужно заметить, что с противоположной стороны тоже работала подобная пропаганда, изображавшая жителей Юго-Востока либо спившимися уголовниками, либо (в лучшем случае) обманутыми и забитыми рабами. Позже к этому образу прибавились знаменитые «титушки»…





К началу Евромайдана-2013 мозги сторонников регионалов были достаточно промыты, чтобы видеть в нем исключительно «заказанное шоу» в исполнении «не желающих работать львовских бомжей». Одновременно с этим они подвергались ожесточенной антизападной пропаганде, целью которой было внушить им, что евроинтеграция Украины приведет к неразрешимым кризисам и тотальному анальному изнасилованию. Когда же Евромайдан начал переходить в стадию революции и на Грушевского закипели бои, пропаганда начала внушать им, что «подготовленные американскими инструкторами боевики» и «бандеровские отморозки» совершают государственный переворот по заказу Запада.

Однако Юго-Восток пассивно бездействовал. Ругал «бандеровцев», требовал от «Беркута» метче стрелять в «фашистских отморозков», ожидал от Януковича «решительных мер», но сам не пошевелил и пальцем. Были «титушки» в Мариинском парке, было несколько коротких «антимайданов» из свезенных автобусами людей, но дальше этого ПР не пошла, а её электорат без команды начальника не шевелил и пальцем.


Когда 22 февраля в Харькове был объявлен третий Съезд депутатов всех уровней, ставший последним аккордом бежавшей власти, то его просто никто не воспринял всерьез, памятуя о двух предыдущих, завершившихся ничем. Так и произошло: съезд прошел тихо, после чего Кернес с Добкиным сбежали из города, их организация «Оплот» самораспустилась, а «синий антимайдан» уличной поддержки уныло разошелся по домам. Затем были выступления Ефремова, бегство из фракции и отречение от своего президента и лидера. Фактически регионалы сами отказались от всякого сопротивления. Казалось, что украинской Вандеи не будет, и Юго-Восток, хоть и с ворчанием, покорится Февральской революции.

Однако так лишь казалось. Хотя регионалы и бросили Юго-Восток, свято место лидеров пустовало недолго. Уже через несколько дней его заняли совершенно новые люди…

Первые предпосылки к восстанию появились еще 23-26 февраля, когда в Харькове, на Донбассе, в Одессе и в Крыму кто-то начал распускать слухи о якобы едущих туда автобусах с «бандеровскими боевиками». Следует отметить, что распускали их очень профессионально, по некой отработанной схеме: всего за несколько часов слухи охватывали полгорода. Создав прецедент, некие «активисты» собирали стихийные митинги, на которых толкали речи о неких «жутких зверствах бандеровских отморозков» и создавали «дружины самообороны».

Как раз в ходе этой первой волны «русскоязычной самообороной» и были захвачены здания Крымского правительства, что стало на полуострове началом политического кризиса и последующего российского вторжения.



Регионалы, подчеркнем, уже не владели ситуацией. Те из них, кто еще оставался в креслах мэров и губернаторов, заявляли о полной лояльности новой власти и старались не высовывать нос из своих кабинетов. У восстания, охватившего Юго-Восток, был совершенно иной координатор, предпочитающий оставаться неизвестным, прячущийся за спинами бойцов «русскоязычных самооборон» и активистов «русских движений».

Поднять людей им было несложно: сказывалась почти десятилетняя «антиоранжевая» пропагандистская кампания, усиленная за последний год пропагандой против Евросоюза, а за последние два месяца – усердной демонизацией Евромайдана. Настолько усердной, что люди вновь позабыли о своих насущных интересах.


Возникла интересная, просто парадоксальная ситуация. За 23 года у Юго-Востока накопилась масса серьезных, реальных проблем: экономических, политических, правовых. И когда в Киеве грянула революция, у Донбасса и Крыма появился шанс хотя бы частично решить эти проблемы. Разобраться с коррупцией, выдвинуть социально-экономические требования, поставить ребром вопрос русского языка. Это был хороший шанс устроить собственную революцию. И Киев, не желая возникновения украинской Вандеи, пошел бы на уступки. Но вместо этого шанс был бездарно потрачен на совершенно идиотскую и бессмысленную конфронтацию с Киевом, на конфликт ни о чем, на использовании всего энтузиазма для защиты от мифической угрозы «бандеровского фашизма».

Конечно, не все страшилки сочиняли, беря сюжет с потолка: так, участвовавшая в Евромайдане «Свобода» сама создавала поводы, то устраивая факельные шествия с «неонацистской символикой», то разрушая памятники Ленину. А один из командиров «Правого Сектора» Сашко Белый устроил несколько эпатажных спектаклей, после просмотра которых в «зверства бандеровцев» поверили даже скептики. Такое впечатление, что по ту сторону баррикад Евромайдана вот такие невменяемые люди выполняют чей-то заказ, нагнетая в Украине напряженность. И что работают они в паре с «зелеными человечками» и «пророссийскими активистами», давая тем повод к восстанию против Киева.



Но чей же? Ответ на этот вопрос казался очевидным, когда Крымский республиканский совет провозгласил отделение от Украины и намерение присоединиться к России. Когда 1 марта по Юго-Востоку прокатилась волна митингов и захватов зданий администраций толпами людей с российскими флагами, названная в российской прессе «Русской весной». Когда 9 марта прошла еще одна волна митингов и захватов под все теми же триколорами. Это было не восстание для защиты интересов крымчан и харьковчан, а смута, чтобы потешить чьи-то грезы о «возвращении русских земель».

Колбасные поводыри слепых

Однако не стоит спешить с выводами. И прежде всего, заблуждаться о пророссийских настроениях Юго-Востока Украины. Поддержка идеи «воссоединения» недостаточна даже в Крыму, где проводится масштабная и заранее подготовленная спецоперация. А ведь там, отрезав население от всех телеканалов, кроме российских, им с утра до вечера капают на мозги «переворотом в Киеве», «бесчинствами бандеровских фашистов» и «необходимостью защиты крымского народа».

Однако крымчане не спешат ни выходить на массовые митинги с лозунгами «навеки вместе!», ни записываться в «самооборону». Круг действующих лиц процесса Крымского сепаратизма ограничен депутатами Верховного Совета республики, несколькими сотнями таинственных «зеленых человечков», всё теми же крымскими казаками, теперь осмелевшими до степени хамства и беспредела, пенсионерами Севастополя да российскими военнослужащими. Сами крымчане лишь наблюдают за всем этим, при этом противники крымской незалежности уже благоразумно помалкивают, а то как бы казаки не приняли их за «приехавших бандеровцев». Ведь в Крыму уже началась охота на неугодных.



Не так много приверженцев российских триколоров в Харькове и на Донбассе. В акциях с захватом облгосадминистраций участвовало примерно по 1,5-2 тысячи человек, из которых лишь десятая часть были активистами неких пророссийских движений, остальные – аплодирующие им наблюдатели.

Это поясняется просто: среди противников Евромайдана, революции и новой власти на Юго-Востоке произошел раскол на три основным группы: проукраинских, пророссийских и «самостийных». Раскол, вызванный, прежде всего, тем, что прежняя власть сбежала, бросив своих избирателей, которые до 22 февраля все еще надеялись, что Виктор Федорович хрястнет кулаком по столу (и не только по столу), а затем просто растерялись.


Проукраинские, самая большая группа, считают, что революция это не повод, чтобы ломать государство. Они привычно занимают выжидательную позицию и надеются, что кризис будет разрешен на ближайших выборах, а также в ходе политического диалога и реформ (например, федерализации). «Самостийные» сторонники независимых (как от Украины, так и от России) республик Юго-Востока находятся в меньшинстве и сейчас просто мечутся между молотом и наковальней. Что же касается пророссийских, то тут не все так просто, как кажется на первый взгляд.

В Украине действительно есть люди, желающие её включения (целиком или частично) в состав России. Однако их гораздо меньше, чем можно себе представить. То, что сегодня им удается собирать на свои акции несколько сотен людей в городах среднего размера и 2-3 тысячи в областных центрах, говорит лишь об одном: часть украинцев, ранее бывших пылкими сторонниками ПР и КПУ, теперь возлагает свои надежды на Россию. Мол, раз Янукович и Симоненко не оправдали надежд и в Украине, похоже, больше не за кого голосовать, то пусть их интересы защищает Путин.

Но не нужно обманываться относительно этих чаяний и интересов. Эти люди мечтают не о величии России, а всего лишь о хорошей зарплате, большой пенсии, новой квартире, свободном статусе русского языка. Чтобы Путин починил им дороги, построил для них детский сад и модернизировал больницу, дал дешевый газ и снизил коммунальные тарифы. Это люди с обыкновенной колбасной идеологией. В 1991 году они решили, что колбасы будет больше в независимой Украине, теперь они верят, что наедятся её, обратно воссоединившись с Россией. И их новые вожди, те самые активисты с российскими флагами в руках, не спешат разочаровывать своих новых последователей.

А зачем? Сейчас им как никогда нужна численность, так что в ряды сторонников «единой Руси» принимают всех, включая маразматических старух, освободившихся после третьей «ходки» уголовников или русских нацистов из РНЕ.



Впрочем, русский фашист-баркашовец, доросший до звания «народного губернатора Донбасса», это не самая кривая гримаса нынешнего пророссийского движения, вопящего об угрозе «неофашистов из Львова». Так, в Крым, по приглашению все тех же сторонников «славянского мира» прибыли сербские четники, которые на себя еще и георгиевские ленточки нацепили! Искаженная логика пророссийских активистов почему-то считает, что с украинские «бандеровцы» - это мировое зло, а вот их сербский аналог - добрые союзники русского народа. То, что в годы войны четники воевали против красных партизан Тито и резали советских солдат, как баранов, «пророссийских» не беспокоит…



Украинский капкан

Есть ли шансы у донбасских «колбасников» и севастопольских пенсионеров под охраной «зеленых человечков», казаков и четников войти в состав России - это пока что совершенно неизвестно.

Равно как не стоит полагать, что весь революционный пыл Юго-Востока улетит в небо вместе с криками «Россия! Россия!». Возможно, что когда эта пророссийская эйфория пойдет на спад и разочарует сторонников «воссоединения», а выборы не принесут ожидаемых результатам проукраинским умеренным, то Харьков, Донбасс и Одесса начнут новую, на этот раз уже реальную революцию. И не против «бандеровцев» и жителей западной половины страны, а против политиков и олигархов…

Что же касается России её возможной роли как организатора этой «Русской весны», то она может нажить на этом процессе множество неприятностей. Поскольку необязательно главные кукловоды этого процесса сидят в Кремле – возможно, команда Путина сама идет за приманкой, подброшенной хитрым охотником.


Речь идет о т.н. «Украинском капкане» - гипотетическом плане Пентагона, предусматривающем окончательное решение «русского вопроса» с помощью точечных ударов и диверсий протии объектов ядерного щита России, лишившись которого, она останется легкой добычей для НАТО или Китая. В этом плане вторжение российских войск в Украину под предлогом «защиты русскоязычных соотечественников» с последующим осуждением этого шага мировым сообществом является поводом для такой военной операции.



И хотя этот план существует лишь в книгах российских писателей жанра постапокалипсис, кто знает, насколько реальны их фантазии? Во всяком случае, украино-российскую войну они уже практически накаркали своими книгами из серии «Украинский фронт» и «Поле боя – Украина».

К сожалению, при таком гипотетическом развитии ситуации Юго-Востоку Украины просто не позволят уклониться от разработанного плана и предначертанной роли приманки, которая должна завести Россию в этот самый капкан. Но, разумеется, никто из участников этой разыгрываемой пьесы ни о чем таком даже не догадается. Одни будут убеждены, что действительно ведут Крым, Донбасс и Харьков «домой в Россию», а другие будут верить, что скоро Путин обеспечит им мирную, комфортную и безбедную жизнь…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA