«Если Крымский кризис продлится до лета, то крымчан нужно будет кормить бесплатным супом»
12.03.2014 14:00
Как зимняя революция в Украине и Крымский кризис повлияли на украинскую экономику, сможет ли украинский технический Кабмин договориться с миссией МВФ по получению финансового кредита, насколько профессионален экономический блок временного правительства и почему Запад обещает предоставить Украине финансовую помощь именно сейчас, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал украинский экономист, директор Международного центра перспективных исследований Владимир Панченко.

Новости Украины – From-UA: - Владимир Григорьевич, как Вы думаете, сколько предположительно потеряла Украина из-за зимней революции? И сколько ещё может потерять из-за Крымской блокады? Чувствителен ли будет срыв курортного сезона?

Владимир Панченко: - В принципе, курортный сезон начинается с апреля, поэтому я думаю, что пока есть только ожидание потерь. Скорее всего, терять в этом сегменте мы будем уже в этом месяце. Было межсезонье, и потом мы знаем, что наши курорты не имеют дополнительных трех месяцев, как Турция или Кипр, чтобы конкурировать с ними. Поэтому доходы сократятся. Я на днях обсуждал этот вопрос с одним специалистом в области туризма, и он считает, что если угроза военных действий в Крыму будет продолжаться до начала президентских выборов, то курортный сезон будет полностью сорван, а миллион крымчан нужно будет потом бесплатным супом кормить. Это будет не просто спад, рецессия в области, а полномасштабное гуманитарное бедствие.

Что касается других отраслей, то в связи со сменой власти, резкими изменениями, с одной стороны, резко улучшились потенциальные возможности экономики: коррупция на таможне и в Министерстве доходов (которое ликвидировали) может потенциально уменьшиться. Но это только потенциальные возможности. На сегодняшний день новой власти бизнес пока не поверил, не перестроился и пока стоит.

Если говорить об импорте, то его замедление продолжается. А если сравнивать сегодняшние убытки крупномасштабной блокады Россией украинской продукции на границе с прошлогодними, то, по оценкам специалистов, нынешняя блокада по продуктам питания стоит минимум миллиард долларов в месяц. Не знаю, будет ли Россия продолжать блокировку, но, видя это, бизнес должен переориентироваться и диверсифицировать свои рынки, а также работать на внутренний рынок. На это уйдет год-два, а в этом году бизнес будет очень чувствителен к переменам.

Между тем есть основания считать, что Москва может снять блокаду в случае успешного разрешения Крымского конфликта невоенным способом.

Новости Украины – From-UA: - А сколько же все-таки наша экономика потеряла за время зимней революции, если обратить внимание на беспорядки по всем регионам страны? Как реагируют инвесторы на эти события?

Владимир Панченко: - Инвесторы никак не реагируют - их отвадили еще два года назад. В прошлом году на пике революционной стадии инвест-климат был критически плохим, несмотря на то, что власть пыталась делать вид, что все в порядке. Однако мы видим спад от года к году – это то, что было видно уже тогда. Поэтому чего-то особенного не добавилось.


С середины декабря пришлого года были какие-то тревожные ожидания, но после определенных событий они превратились в ожидания катастрофы, поэтому инвесторы прекратили все сделки по покупке недвижимости. Хотя по покупке земли оживление было со стороны российских инвесторов, которые считали, что революция захлебнется, а режим Януковича устоит. Российских компаний было много, некоторые оживились, но при этом только присматривались и, естественно, инвестиций никаких не делали – ждали разрешения конфликта. Это были лишь потенциальные инвесторы и, вполне вероятно, политические, а не реальные. Бизнес-машина в России работает иначе, чем в Украине: бизнесмены могут по команде поехать куда-то и инвестировать, и по команде могут прекратить инвестировать.

Вот и получилось, что они приехали в Украину инвестировать по команде, и это было заметно. Некоторые бизнесмены даже говорили, что если революция проиграет, то будет больше шансов инвестиций из России, а если революционеры выиграют, то шансы прекратить инвестиции в недружественную страну увеличатся.

Психологически это было правильно, некоторые бизнесмены здесь на это реагировали, однако мало кто верил, что в Украине будут негосударственно спланированные бизнесы.

Стоит отметить, что Россия за два года показала очень хорошую работу по импортозамещению. Летне-осенний кризис 2013 года между Киевом и Москвой показал, что Россия готова к эмбарго, а Украина, наоборот, не готова к блокировке своего экспорта. Москва уже выстраивает цепочки и практически тестирует ситуацию, когда можно обойтись без украинских товаров.

Если для нас экспорт – это 30% нашего ВВП, то для России – это всего 7% собственного ВВП. И эта цифра у них может уменьшаться. Работа над замещением этой доли за счет внутренних производителей, аналогичных или лучших по технологии, все это время продолжалась.

Ярким примером более высоких технологий может служить вертолетное производство в Санкт-Петербурге. Наши вертолетчики дождались того, что даже высокие технологии, которые являются относительно высокими по сравнению с производством металлоизделий и даже вагонов (которые строятся в России в рамках программы импортозамещения), Россия может производить уже у себя дома без всякого.

Ожидания того, что российские инвесторы смогли бы сделать в Украине большой бум, были чисто теоретическими. Но практики понимали, что приватизировать им здесь уже нечего. И если бы они приватизировали какие-то объекты, они были бы вмонтированы в некую цепочку, которая, как правило, связана с ее переподчинением, как в энергетической цепочке – как часть системы, которая не предполагает независимой работы. Либо это могла быть покупка или приватизация с целью ликвидации – как, например, это случается с предприятиями, которые производят тепловозы и электровозы. Это фактическое устранение конкурента.

Новости Украиы – From-UA: - А сможет ли нынешнее правительство действительно договориться с миссией МВФ по кредиту, ведь представители Фонда уже находятся в Киеве? Если все будет удачно, сможет ли кредит перекрыть секвестр бюджета, о котором заявил Яценюк?

Владимир Панченко: - Небольшая ремарка: не секвестр, а то, что правительство хочет секвестрировать. Но это было бы большим злом, если бы бюджет оставили без изменений и дальше заимствовали кредиты. Я думаю, что нынешнее правительство делает очень правильно, поскольку это вызывает доверие Международного Валютного Фонда. Более того, я надеюсь, что не будет сделано больших глупостей – секвестра бюджета за счет населения, поскольку есть очень большой соблазн не бороться с разворовыванием бюджетных средств посредством пересмотра государственных целевых программ, госзакупок. Почему это такая страшилка для МВФ? Потому что обычно правительство не хочет прекращать капитальные затраты, в которых заложены коррупционные деньги – раздача денег приближенным бизнесам, себе и так далее. Лучше ведь населению поднять тарифы, чтобы донаполнить бюджеты, или урезать пенсии и зарплаты.


Это первые пункты МВФ-ской программы, и я надеюсь, что власть будет пересматривать эти пункты, поскольку теперь есть очень большой резерв по секвестру бюджета за счет коррупционной составляющей. Тогда это будет не только создавать денежный баланс, но и оздоровлять экономику.

Поэтому я считаю, что те люди, которые зашли в финансово-экономический блок, понимают, что они говорят, и знают, как это делать. Нужно только дождаться в течение недели или двух, действительно ли они это делают. И как только они начинают это делать, к ним резко возрастает доверие бизнеса – он начинает платить налоги, даже сверхналоги, понимая сложность ситуации. Это добровольные внутренние резервы, это не Клименко, который уничтожал бизнес до плинтуса. А дальше, если будет дипломатическое разрешение Крымского кризиса, я думаю, после выборов президента, подтянутся уже иностранные инвесторы. Это возможно достаточно быстро.

Новости Украины - From-UA: - Как Вы оцениваете первые шаги нового главы Нацбанка для спасения экономики Украины?

Владимир Панченко: - Шаги вменяемые. Я считаю, что Кубив на своем месте. Были опасения того, что банкир не разберется, но советников он себе взял нормальных. Хотя его критиковали за то, что он оставил Соркина, но, по-моему, у главы НБУ очень сбалансированный подход, и мне кажется, Степан Кубив может работать и справляться с ситуацией. Но им нужно всем вместе работать: премьеру, министру финансов, министру экономики и главе Нацбанка. Этой четверке нужно работать в одной упряжке 24 часа в сутки. Шлапак был в этой системе, он знает, как работает Минэкономики, Шеремета тоже знает свое дело. В общем, команда знает, что делать.

Новости Украины – From-UA: - Скажите, а ужесточил ли Запад условия для получения Украиной финпомощи по сравнению с тем, что было обещано раньше?

Владимир Панченко: - Нет, не усложнил. И даже есть желание давать не кредиты, а финансовую помощь. Полагаю, что средства в $610 млн финпомощи будут увеличены и составят несколько миллиардов. Судя по комментариям, у Запада к нам благосклонное отношение и ожидание активных действий с нашей стороны. Сейчас главное для украинского правительства - не бояться. Понятно, что у них цейтнот, кругом война, вспышка слева, вспышка справа, но не нужно бояться в этих тяжелых условиях предлагать свое. Потому что от них сейчас ждут активных предложений, им не нужно, как школьникам, выполнять все, что написано, как это было в 2010 году. Тогда же все писалось для людей, которые имеют некую клептоманскую привычку, а нынешняя власть воспринимается как такая, которая не собирается воровать, а хочет спасти экономику.

Политикам этим нужно думать о том, чтобы не популизмом народ перед выборами ублажать, не делать сейчас жесткие меры по отношению к населению, а применять эти меры по отношению к коррупционерам. Они сейчас от этого только сильно выиграют.

Да, нужно жить скромно, но не надо душить людей резким повышением тарифов в четыре раза, о чем раньше говорили, – в стране есть другие резервы для пополнения бюджета.

Новости Украины – From-UA: - Получается, что сейчас Запад не ставит Украину в зависимость от Москвы, а почему тогда он медлил раньше, когда нам так нужна была финансовая подмога?

Владимир Панченко: - Дело в том, что на все наши призывы и крики в прошлом году при подготовке подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом о том, что нам нужны деньги, не обращали внимания. Особенно сомневалась Германия. Им всем объясняли, что может в центре Старого Света загореться новая война, и конфликт может быть настолько большим, что они не узнали бы Европу и что Украина могла бы повторить судьбу Югославии. Вот мы сейчас и стоим на пороге этого – мы имеем много смертей и большие проблемы. Причем потенциально они не закончились и могут быть значительно больше.


Запад вдруг это увидел. Начались очень жесткие меры по отношению к Путину, прекращение подготовки к G8 и исключение России из стран большой восьмерки.

Условия получения средств для Украины никто не будет снимать, тем не менее, возможность диалога существует, и правительству нужно использовать эту возможность, потому что она очень короткая. Потому что как только проявятся такие вещи, как, скажем, покрывание коррупционных схем или безропотное выполнение всего, потому что у них цейтнот и потому что им нужно срочно подписывать СА с ЕС, доверие к власти упадет. Ведь несмотря на то, что мгновенное подписание этого документа – это политическое решение, которое показывает России, что Украина идет в Европу, должны быть созданы условия для того, чтобы смягчить проблемы для украинского бизнеса в случае подписания этого соглашения.


Виктор Гаценко
Новости Украины – From-UA