Коррупция и партнеры
13.03.2014 10:55
...и ведомственный «Фольксваген». Интригующим обстоятельством стало то, что за рулем «VW» пребывал один из руководящих чинов областного ГАИ. Ясность внес комментарий прохожего зеваки: «Влетел «Гаишник» - «Лексус» же СБУ-шный». Ведь очевидно, что в украинских реалиях ответ на вопрос «кто – кого?» будет найден не в Правилах Дорожного Движения и схеме ДТП, а в неформальной табели о рангах.

Годы поступательного разрушения системы правоохранительных органов превратили ее в чудовищный механизм, в котором главенствует неофициальная, неформальная, закулисная сторона. Следователи уже давно не ищут ответов на вопросы кто прав или виноват, а «решают» их. Дела «шьются», а не расследуются. Виновных не ищут, а назначают.

Творцы этой зазеркальной правоохранительной системы сейчас пребывают в розыске – и экс-генпрокурор Пшонка с сыном нардепом и дельцом по совместительству, и экс-главный милиционер страны Виталий Захарченко, разжившийся на государственном посту личным вертолетом, и кучка прихлебателей, которым смена системы выжгла землю под ногами. Но, покидая страну, они не смогли забрать с собой главного – свидетельств и доказательств своих преступлений, обеспечив журналистов работой на еще долгие годы. Выстроенная ими система не гнушалась ничем: с равной дерзостью она способна как подделать протокол о мелком ДТП, так и отжать крупный бизнес.

Мы публикуем вторую часть журналистского исследования "Корупция и партнеры", размещенного на Свободной трибуне сайта TRUST.UA.

Сегодня в Украине вскрываются все новые и новые факты коррупции и мошенничества, которые совершались правоохранительными органами с попустительства, а то и по команде первых или вторых лиц государства. Все общество ждет и смотрит с надеждой, получат ли преступники в погонах по заслугам или как в 2004 году уйдут от ответственности. В феврале мы опубликовали расследование о заказной деятельности одного из сотрудников правоохранительных органов Украины, а именно - следователя СО ГУ МВД Максима Мельника. Вскрылись доказательства того, что в ходе проведения досудебного расследования по «Делу Аблязова» следователь нарушил ряд криминально-процессуальных норм украинского законодательства, допуская к расследованию частных лиц и даже следуя их указке. Частная юридическая фирма «Ильяшев и партнеры» не только держала на контроле каждый этап следствия, она фактически управляла им. Сегодня мы продолжаем рассказывать о деталях расследования «Дела Аблязова».

В феврале мы опубликовали расследование о заказной деятельности одного из сотрудников правоохранительных органов Украины, а именно - следователя СО ГУ МВД Максима Мельника. Вскрылись доказательства того, что в ходе проведения досудебного расследования по «Делу Аблязова» следователь нарушил ряд криминально-процессуальных норм украинского законодательства, допуская к расследованию частных лиц и даже следуя их указке. Частная юридическая фирма «Ильяшев и партнеры» не только держала на контроле каждый этап следствия, она фактически управляла им.

Сегодня мы продолжаем рассказывать о деталях расследования «Дела Аблязова».

Напомним, Мухтар Аблязов – казахский оппозиционер, в прошлом успешный бизнесмен и банкир, а ныне - заключенный французской тюрьмы, ожидающий экстрадиции в Украину или Россию, так как у Казахстана подобного соглашения с Францией нет.

Сам Мухтар Аблязов заявляет, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на протяжении многих лет безуспешно пытался отобрать у него акции «БТА Банка», который до 2009 года был самым крупным и успешным банком страны. В феврале 2009 году по распоряжению Назарбаева правительство Казахстана национализировало «БТА Банк», в связи с чем иностранные кредиторы банка объявили дефолт и потребовали от финучреждения немедленного погашения всех своих кредитов. Также негативно отреагировали на национализацию вкладчики и клиенты банка. Они ринулись забирать депозиты и закрывать счета. В результате правительство Казахстана было вынуждено объявить о реструктуризации банка. Вскоре после этого власти Казахстана обвинили Мухтара Аблязова в том, что он похитил из национализированного у него «БТА Банка» от 5 до 10 миллиардов долларов (в публичных источниках точная сумма обвинений варьируется).

Отметим, что Аблязов владел значительной собственностью и за пределами Казахстана. К примеру, в Украине Аблязов являлся собственником акций ПАО «БТА Банк». Даже потеряв «БТА Банк» в Казахстане, он мог продолжать финансировать казахскую оппозицию. Существует мнение, что именно это и стало причиной гонений на бизнесмена. Потому казахскому режиму было важно лишить его и этого актива. Национализированный «БТА Банк» стал легальной «крышей» для работы казахстанских спецслужб на территории других государств, где власти страны преследовали Аблязова и его людей.

Так, в Украине было возбуждено уголовное дело против казахского бизнесмена. Оно появилось благодаря тесной совместной работе юристов национализированного в Казахстане «БТА Банка» «Ильяшев и Партнеры» и следователя СО ГУ МВД Украины Максима Мельника.







Кто выбрал именно Мельника для ведения этого дела – это вопрос для нашего следующего журналистского расследования. Пока же ограничимся свидетельствами того, что казахские власти через «БТА Банк» и его юристов тесно «сотрудничают» с правоохранительными органами не только Украины, но и Франции. Такие доказательства есть.

"Максим просит бензин"

Напомним, что опубликованная в первой части расследования переписка между следователем Мельником и юристами «Ильяшев и партнеры» открыла много пикантных деталей того, как велось это следствие. Не менее интересной с правовой точки зрения оказалась и переписка между самими сотрудниками упомянутой юридической фирмы. В переписке говорится о «Максиме» - то есть Максиме Владимировиче Мельнике, следователе, возбудившем и расследующем уголовное дело в отношении Аблязова и группы бывших сотрудников «БТА Банка».

В переписке между Арсением Герасымивым, партнером юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» в Киеве и старшим партнером Романом Марченко той же фирмы, один юрист сообщает другому о том, что "Максим просит бензин".




Значит ли это, что следователь Мельник просит юристов, заполнить бак его автомобиля? Или же все-таки просит заполнить его карманы банкнотами? Однозначный ответ нам еще предстоит получить.

Фальсификация и подделки

В другом сообщении, которое юрист Герасымив отправляет сотруднику национализированного “БТА Банка” Елене Молчановой, конкретики больше. В нем юрист обсуждает… фальсифицированный документ – «Протокол № 6». Позже следователи назовут этот документ “подделкой команды Аблязова” и на основании этого возбудят уголовное дело в Украине.

Письмо ГПУ от "Ильяшев и Партнеры": скан 1 и скан 2

В переписке, попавшей в руки журналистов, юрист «Ильяшев и Партнеры» и «нужный» сотрудник банка обсуждают два документа: подлинный протокол, который сотрудник «БТА Банка» «по недоразумению» передал следствию, и сфальсифицированный экземпляр Протокола №6, который потом передадут следственным органам для проведения экспертизы. В дальнейшем следствие назовет его доказательством преступления.

Недоразумение состояло в том, что из банка передали в действительности существующий документ, настоящий Протокол № 6, который украинскому следствию для заказного расследования был не нужен.

Итак, основное доказательство по делу о Протоколе №6 против Аблязова было сфабриковано следствием при помощи третьих лиц, в числе которых юристы «Ильяшев и Партнеры». Другими словами, «подделка документов», послужившая основанием для возбуждения уголовного дела, была сфальсифицирована.

Поэтому очевидно, что к ответственности должны быть привлечены те, кто на самом деле подделал документ, послуживший основанием для обвинения в мошенничестве бывшей команды «БТА Банка».




Ведь очевидно то, что если в Украине и орудовала организованная преступная группировка, которая должна быть привлечена к ответственности, то не та, которой, якобы, управлял Аблязов, а, скорее, состоящая из тех, кто захватил его банк, и тех, кто сотрудничает с ними. Эти люди дают «на бензин» следователям и подделывают документы, чтобы помочь режиму уничтожить Аблязова. Мы же являемся свидетелями того, как наши правоохранительные органы пособничают в таких делах.

Французские «связи»

Интересно, что аналогичное неподобающе тесное сотрудничество между юристами «БТА Банка», следователями и прокурорами происходит не только в Украине, но и во Франции. В «Деле Аблязова» мы можем наблюдать ситуацию, схожую с украинской. В ходе журналистского расследования мы узнали, что адвокаты, нанятые «БТА Банком», приняли участие в процедуре экстрадиции Аблязова от имени Украины. Это было очень удобно для мадам Соланж Легра, французского прокурора в маленьком городке Экс-ан-Прованс. Она рекомендовала суду экстрадировать Аблязова из Франции по запросам из Украины и России.

Мы изучили электронные файлы, полученные в Украине, и убедились, что прокурор Легра неоднократно звонила Гийому Фору (Guillaume Faure), парижскому адвокату, представляющему Украину в процессе экстрадиции Аблязова. Месье Фор является партнером юридической компании «Winston & Strawn», компании, которую нанял следователь Мельник для экстрадии Аблязова в Украину. Прилагаем записи разговоров юристов, которые попали в нашу редакцию: Разговор первый, разговор второй.

Отдельный интерес представляет то, что свои услуги «Winston & Strawn» предоставляет Украине безвозмездно(!?). Возникает вопрос: кто на самом деле платит дорогим западным юристам и почему?

При этом адвокат Фор передавал информацию, полученную от прокурора Антуану Леви, сыну знаменитого французского философа Бернара Анри Леви.

Младший Леви, юрист по образованию, получил работу в международной юридической фирме Hogan Lovells, которая от имени «БТА Банка» занимается преследованием Аблязова на международном уровне. По иронии судьбы, пока сын борется за экстрадицию оппозиционного политика Аблязова в Украину, обслуживая коррумпированный режим Казахстана, его отец клеймит коррупцию в Украине в своих революционных выступлениях на Майдане.





И совсем неподобающими для стандартов европейского правосудия, нам показались распечатки текстовых смс сообщений, которыми неформально обменивались прокурор Легра и адвокаты, представляющие режимы Украины и Казахстана.

Все текстовые смс сообщения вы можете посмотреть здесь: sms1, sms2, sms3, sms4, sms5

В этих сообщениях адвокаты обсуждают между собой встречи с прокурором и документы, которые они дают ей. Во время слушания во французском суде 12 декабря 2013 года по вопросу экстрадиции Аблязова, адвокаты шлют друг другу сообщения, в которых насмехаются над казахским бизнесменом и веселятся над тем, что судья не дает ему высказаться. При этом они шутят об отправке Аблязова «в ГУЛАГ». Прокурор Легра, со своей стороны, во время слушаний об экстрадиции отправляет смс-сообщения о ходе слушаний адвокатам, которые не присутствовали в зале.

Мы нашли достаточно доказательств того, как неподобающе ведет себя по отношению к Аблязову французское правосудие. Разве что пока не нашли подтверждения тому, как французский прокурор Легра просит адвокатов, нанятых для экстрадиции противника режима Назарбаева, «заправить и ее машину бензином».

Впрочем, это расследование, наверняка, не последнее, что посвящено аресту казахского бизнесмена. Ведь даже в рамках этой публикации возникло множество вопросов, которые потребуют поиска ответов и их правовой оценки.
Сергей Приходько
УРА-информ