Президентские амбиции Порошенко: на Запад через Россию
01.04.2014 08:00
Нет ничего хуже, чем великолепное начало
(Пабло Пикассо)


Евроинтеграционные устремления одного из бывших главных спонсоров майдана Петра Порошенко в качестве внешней картинки впечатляли с самого начала. Вспомним недавнее прошлое: Петр Порошенко вместе с протестующими на Банковой. Петр Порошенко гневно отстаивает «европейский вектор» страны на парламентской трибуне. Петр Порошенко с еврокомиссарами обсуждает в Мюнхене геополитическое будущее Украины. Петр Порошенко на ток-шоу заявляет о готовности понести «экономические убытки» ради европейского будущего украинцев…

К чему были все эти общие потуги Порошенко, в общем-то, уже сейчас понятно. У миллиардера уже тогда существовали четко обозначенные президентские амбиции. Об этом свидетельствовали рейтинговые данные КМИСа (очень злые языки рассказывают, что институт финансово зависит от вливаний Петра Алексеевича), согласно которым Порошенко набирает голосов больше ЛЮБОГО кандидата при любых раскладах. На 30 марта согласно опросам ориентировочный рейтинг Порошенко – 25%, хотя здесь есть определенный вопрос с выборкой.

Вообще, понять обобщенную логику, при которой миллиардер Порошенко становится Президентом Украины, достаточно трудно. Майдан, который 3 месяца стоял против богатых, а затем стал громить дома и офисы этих самых богатых, вдруг выбирает долларового миллиардера… В общем, сюрреализм современной Украины.

Кроме того, сам факт проведения выборов 25 мая все больше ставится под сомнение. Во-первых, ситуация с пока не признанным Украиной присоединением Крыма к России. Если в выборах президента не будет участвовать Крым, это будет означать, что косвенно Киев с потерей полуострова смирился.

Во-вторых, кроме Крыма «поплыть» вскоре может и остальной юго-восток страны, где перманентно происходят организованные захваты государственных учреждений. Через некоторое время юго-восток ощутит и экономически, что такое новая киевская власть – есть все основания полагать, что очень скоро там начнут массово закрываться заводы и шахты. И тогда люди начнут выходить на улицу не «против бандеровцев» и «за русский язык», а потому что им больше нечего будет есть. А такой бунт куда опаснее политического.

Как в таких условиях проводить выборы – непонятно. Равно как и непонятна будет реакция самого майдана на то, что их новым кормчим станет вдруг долларовый миллиардер. Да и вряд ли такие расклады устроят «Батькивщину», которая сейчас держит практически всю центральную власть (другое дело, что вся эта «центральная власть» дальше Киева распространяется очень туго).

Следует отметить еще один этический момент. Долларовый миллиардер Порошенко, являющийся владельцем корпорации «Рошен», начал проводить массовые сокращения рабочих на своих кондитерских фабриках задолго до победы майдана. И сокращения эти носят достаточно своеобразный характер. В Восточной Украине, в частности, в Мариуполе, где у «Рошен» до недавнего времени была мощная кондитерская фабрика, имеющая 100-летнюю историю, производство прекратилось полностью. На фабриках Центральной Украины происходят точечные сокращения (наименьшие в Виннице, где Порошенко «держит» свой персональный избирательный округ). В результате уже около тысячи людей оказались на улице, и это только начало этого процесса.

Таким образом, за евроинтеграционные устремления Порошенко платит не он сам, а рядовые украинцы, которые уже сейчас остались без работы.

Между Европой и совестью

Вообще, Петр Алексеевич – личность достаточно оригинальная. Пожалуй, только он мог, будучи действующим министром экономики в правительстве Азарова, баллотироваться по мажоритарному избирательному округу Винницы… в качестве оппозиционера к Партии регионов. Не менее странным (но только с первого взгляда) была позиция Порошенко и в вопросах торговых войн с Россией. Порошенко формально продолжает изображать из себя «мученика», который готов поставить на кон евроинтеграции свое личное благополучие. Особенно это ярким рефреном звучит накануне президентских выборов, на которых Петр Алексеевич в новой политической реальности неожиданно всплыл в качестве безоговорочного фаворита. Но при этом в бизнес-проектах Порошенко продолжают осуществляться очень интересные телодвижения.

Увеличивать производственные мощности своей корпорации в России Порошенко начал еще задолго до того, как между Россией и Украиной начались торговые противостояния. И тем более задолго до того, как миллиардер видел себя реальным будущим президентом Украины. Еще будучи министром иностранных дел при Ющенко, а затем и при Януковиче, и просчитывая будущую реакцию РФ на подписание Украиной торговой ассоциации с ЕС, Порошенко начал создавать для своего бизнеса своеобразную «подушку безопасности». Полная модернизация производства с запуском новой мощной линии на Липецкой кондитерской фабрике произошла уже к марту 2011 года. А в начале текущего года стремительными темпами завершалось строительство новой гигантской кондитерской фабрики в селе Косырёвка (все та же Липецкая область), которая должна была выпускать исключительно шоколадные конфеты и шоколадные плитки. При этом размах двух фабрик «Рошен» в Липецкой области предполагался таким, чтобы уже к 2016 году выпускать каждую третью шоколадную конфету в Российской Федерации.

Планы даже для долларового миллиардера и вероятного будущего Президента Украины, в общем-то, грандиозные… И если бы не арест счетов и не блокировка липецкой фабрики, вполне реально осуществимые. Вот только во всех этих телодвижениях есть некоторые моральные и финансово-экономические аспекты.

Первое. Основные производственные активы Порошенко были сосредоточены в соседней России, где как раз и создавались рабочие места, и платились солидные налоговые отчисления в местные бюджеты. Таким образом, выходит, что Порошенко «евроинтегрируется» только ментально, а вот экономически его кондитерская империя очень удачно вступала в Таможенный союз и материально поддерживала оккупацию русскими войсками Крыма. Можно только предположить, какого уровня эта «кооперация» достигнет, когда Порошенко станет главой Украины.

Второе. Продолжая политически спекулировать на евроинтеграционных устремлениях, Порошенко осознанно убивает местное украинское производство. Та же Мариупольская кондитерская фабрика финансовый 2013 год завершила с чистым убытком в 17 миллионов гривен, хотя еще годом ранее чистая прибыль составляла 11 миллионов. И, тем не менее, Порошенко не перераспределяет доходы между всеми фабриками «Рошен», которые по своей организационной структуре являются единым организмом, а принимает решение закрыть фабрику, выставив на улицу 800 человек. И это несмотря на то, что Донбасс является сейчас крайне взрывоопасным регионом, где до сих пор не установлена центральная власть.

Третье. Порошенко, играя на внутренней арене в «большую политику», делит украинские регионы на «не правильные» и «свои». Та же Мариупольская кондитерская фабрика попала под разряд «донецких» и пошла под сокращение. В то же время в Виннице («правильный регион») заканчивается ввод в строй новой производственной линии, которая даст возможность трудоустроить около 600 человек. Ситуация выходит достаточно интересная. Все кондитерские фабрики «Рошен» работают на территории Украины при ОДИНАКОВЫХ налоговых, финансово-трудовых и прочих условиях. Но Порошенко, тем не менее, выгоняет на улицу одних граждан и создает почти такое же количество рабочих мест в другом регионе одной и той же страны.

На этом фоне особо одиозным звучат интервью Порошенко для западных СМИ о том, что Украина монолитна и «68% ее населения поддерживает евроинтеграционные устремления».

Неправильные украинцы


Впрочем, претензии к Петру Порошенко, которые были озвучены выше, имеют больше моральный характер. Никто не может бизнесмену запретить закрывать свои частные предприятия там, где он считает нужным. Равно как никто не может запретить миллиардеру склонять украинцев к Европе и параллельно выводить большинство своих активов «во вражескую» Россию. Но вот то, как происходят увольнения на той же Мариупольской кондитерской фабрике, может заинтересовать местную прокуратуру.

Практически всех сотрудников фабрики увольняют по дивной формулировке «с согласия сторон». Как нам рассказал бывший сотрудник фабрики Алексей Малюха, увольнения происходят следующим образом. В отдел кадров вызывается работник, и ему предлагается «уйти на время, с занесением в первоочередной резерв».

«Лично мне объясняли так. Сначала говорят, что я неплохо справлялся и в целом претензий ко мне никаких нет. Но есть обстоятельства – на фабрику давит Партия регионов, давят конкуренты из «Конти» и АВК, и в целом всех очень сильно прессует режим Януковича. И тут же предлагают написать заявление по собственному желанию, получить месячную зарплату и автоматически быть включенным в «общеукраинский резерв» «Рошена». Мне даже пообещали, что поспособствуют в недалеком будущем с переводом в другой город на фабрику «Рошен», если я этого сам захочу. В общем, говорят ласково, обнадеживают… и люди тут же пишут заявления, которые им надиктовывают», - рассказал Алексей Малюха, ранее работавший в отделочном цехе.

Таким образом, руководство «Рошен» очень тонко обманывает своих же сотрудников, экономя значительные суммы даже при их увольнении. Например, упомянутый Алексей Малюха, если бы не написал заявление «по собственному желанию» (кстати, 24-летний парень до сих пор не может найти в городе работу), а был бы уволен по сокращению, то получил бы единоразово трехмесячный оклад. А это в случае с Малюхой вполне внушительная сумма в 17 тыс. гривен.

И показателен еще один момент. Руководство «Рошен» тотально убеждает своих уволенных сотрудников, что причина закрытия фабрики – это исключительно козни практически умершей Партии регионов, других кондитерских конкурентов и даже лично эмигрировавшего Виктора Януковича. Хотя, например, против закрытия фабрики выступил горсовет Мариуполя и мэр города Юрий Хотлубей (член Партии регионов). А что касается «конкурентов», то в Мариуполе больше вообще нет никаких других кондитерских фабрик, кроме «Рошен». Более того, наличие или отсутствие фабрики в конкретном городе влияет только на трудоустройство горожан и пополнение местного бюджета. А деньги зарабатываются на точках продаж конечной продукции. И в том же Мариуполе продукция корпорации «Рошен» предоставлена не в меньшем ассортименте, чем и в любом другом городе Украины.

Все это свидетельствует об очень циничной игре Петра Порошенко, который, сознательно выкидывая людей на улицу, обворовывая их даже на выходном пособии, создает общественное мнение, что во всех этих процессах виновны «коварные внешние силы». Порошенко «идет» в Европу и идет в президенты, но почему-то переводит свои активы в «дикую» Россию. На бизнес Порошенко давят «бандиты из восточных регионов» (хотя известно, что тот же мэр Мариуполя лично звонил владельцу «Рошен», прося его сделать все возможное, чтобы фабрика не была закрыта), и тот увеличивает мощности концерна… но в другой части Украины. Интересная игра для человека, который серьезно претендует стать самым главным в украинской политике.
Иван Летов
Новости Украины - From-UA