Революция пожирает своих детей
02.04.2014 08:00
Всё это происходит на фоне слухов о готовящемся со дня на день вторжении российских войск. Однако те, кто сейчас в ужасе заламывает (или радостно потирает) свои руки и голосит про гибель Украины, слишком драматизирует нынешние события. Ведь самое «веселое» ещё впереди…

Qui gladio ferit, gladio perit: Поднявший меч, от меча и погибнет

Такой паники в стенах Верховной Рады не было, пожалуй, даже во время Февральской революции. Но тогда народных избранников защищали сотни бойцов «Беркута» и ВВ, перекрывших «Правому сектору» дорогу к парламенту. Теперь же радикалы буянили прямо перед его входом, а немногочисленная охрана Рады баррикадировала его изнутри.

Как и в дни «восстания чернобыльцев», год назад проломивших забор вокруг Рады, депутаты спешно хватали в гардеробе свои кашемировые пальто и покидали её через секретные подземные ходы, выходящие… да потому они и секретные, что мало кто знает, куда именно они выводят. Иначе бы там депутатов тоже поджидали сердитые парни с дубинками. А охраны на все входы-выходы нынче не напасешься.



Кстати, интересное наблюдение: если при «прежнем режиме» покой народных избранников охраняли стройные офицеры и прапорщики в парадной форме, то теперь в вестибюле трудно было не заметить «шкафов» в полевом камуфляже и коротких «инкассаторских» бронежилетах. Судя по всему, люди, заменившие почетный караул на «быков», всё еще продолжают жить в эпохе конца 90-х и начале «нулевых» годов, когда наличие двух-трех таких здоровенных лбов на входе создавало гарантии неприкосновенности «авторитета». Власть так и не поняла, каким должен быть полноценный силовик эпохи «стреляющей революции».

Хотя, в принципе, и эти Алеши Поповичи вполне сгодятся для того, чтобы подпирать собой изнутри резные двери. Ведь их нынешние противники – это всего лишь тарабанящие в них лохи с палками.



Почему? Очень просто! Сколько бы СМИ (особенно российские) ни вопили о «вооруженных бандеровцах из Правого Сектора», якобы терроризирующих жителей Украины, лишь один из них потрясал на публике настоящим огнестрелом. Это был ныне покойный Александр Музычко по прозвищу «Сашко Билый». Убитый, по словам МВД, из того самого оружия, которым он грозил нынешней власти. Похоже, что грозил зря. Теперь еще нескоро улягутся споры о том, кто же «заказал» этого пылкого «революционера». Который, кстати, во время революции себя никак не проявил, но зато выскочил, словно из табакерки, сразу после падения режима. Но вот в качестве кого?

При всем уважении к покойному, он не тянул даже на современный вариант матроса Железняка, которого большевики выперли из Питера нести знамя мировой революции подальше от Смольного. А вот Сашко Музычко не был предводителем сотен вооруженных матросов, он был всего лишь лидером своей небольшой группировки, с которой много лет «гулял» в Ровно, ну и заодно числился членом УНСО и «координатором Правого сектора» в Ровенской области. То есть он никак не мог чем-то реально угрожать нынешней киевской власти, по меньшей мере пока. Поэтому его смерть с политической точки зрения совершенно бессмысленна.

И, тем не менее, его убийство при попытке задержания стало причиной политической акции, собравшей несколько сотен активистов «Правого сектора» у стен парламента, пришедших туда требовать расследования этого странного дела и отставки главы МВД Арсена Авакова.

Что ж, выдвигать подобные требования – это право граждан демократической Украины. Но отчего же поднялась такая суматоха, почему депутаты спешно бежали из парламента через подземные ходы, а «быки» в камуфляжах баррикадировали вход, почему в тот вечер все СМИ (особенно российские) голосили о «штурме Верховной Рады»? Только лишь потому, что под её стенами собрались не бюджетник, не льготники, не рыночные торговцы или шахтеры, а «Правый сектор»? Ну, так и что же?

Несколько сотен человек, из которых лишь некоторые принесли с собой палки, – это, конечно, очень «грозная» сила. В реальности же могущество «Правого сектора» - это миф, созданный самими журналистами. Да, они храбро перебрасывались с «Беркутом» камнями и «коктейлями Молотова», еще храбрее они лезли под пули снайперов, но они так и не сумели разгромить ни одно подразделение МВД. Менты взяли и отступили, как Кутузов после Бородино, а «Правый сектор» решил, что одержал над ними победу. Что там произошло на самом деле, так и осталось неизвестно широкой общественности.



После этого у «Правого сектора» был целый месяц для того, чтобы нарастить ряды и превратиться в настоящее боевое подразделение, в новых красногвардейцев или хотя бы в новых санкюлотов. С четкой командной структурой и дисциплиной, с легальным (и не очень) оружием, с боевым штабом и политическим крылом. Стать реальной силой, которая бы действительно могла бы угрожать нынешней власти. Однако «Правый сектор» этим шансом не воспользовался, так и оставшись небольшой толпой молодых людей с палками, пришедшей пошуметь под стенами Верховной Рады. Они действительно очень сильно «лоханулись»!




Но хотя в таком виде «Правый сектор» опасен не больше толпы футбольных хулиганов, его ликвидация уже предначертана. Ведь в нынешней власти сидят отнюдь не идиоты, они знают историю и социально-политические закономерности, а потому не будут терпеть возле себя таких активных оппонентов, особенно в канун президентских выборов. Думается, что как раз к маю с «Правым сектором» и покончат. Все предпосылки для этого уже есть: сначала его членам предлагали «разойтись по-хорошему» (в том числе предложили вступить в Нацгвардию), теперь же «Правый сектор» объявили предателями и провокаторами, которые «в трудный час» расшатывают ситуацию и «играют на руку врагу». Вот и Запад уже тоже осудил «Правый сектор», тем самым дав добро на его ликвидацию.

Чем-то это напоминает 17-й год, когда большевиков объявили немецкими шпионами. Однако «Правый сектор» - не большевики, сумевшие за несколько месяцев нарастить мускулы своей партии, это, скорее, матросы-анархисты, приговоренные к разгону самой историей. Таким образом, именно «Правый сектор», шедший в первых рядах Февральской революции, первым же будет и «съеден». Причем, с большой долей вероятности, всё произойдет согласно пророческой пословице: поднявшие на власть палки будут побиты милицейскими дубинками…

Lupus pilum mutat, non mentem: Волк меняет шерсть, а не натуру

Однако одним только «Правым сектором» политическое жертвоприношение не ограничится. И дело тут даже не в революционной закономерности. Сама украинская система власти, царившая тут 23 года, предусматривала не здоровую конкуренцию политических сил, а их грызню между собой. Даже в тех сдерживающих рамках договорной «стабильности», которая тут была до февраля, они так и норовили друг друга подставить, опустить, посадить в тюрьму, закопать в политическое небытие. Теперь же чрезвычайная ситуация, вызванная революцией и российской агрессией, развязывает им руки для более жестких и решительных мер.

То, что все эти пауки еще не начали пожирать друг друга живьем, с хрустом отрывая лапы, даже удивляет. Но этому есть объяснение: пока что перемены во власти состоят в том, что «режим регионалов» сменился «кликой БЮТ». Фактически, к власти пришли те же самые заслуживающие люстраций и тюремных сроков политики, чиновники и просто аферисты.



Это вполне типичное явление для т.н. незавершенной революции. Взять, к примеру, Францию 1789 года или Российскую империю после февраля 1917-го: тогда в ходе первой волны революции от власти отстранили лишь королевскую и царскую «семьи» (сотни представителей богатейшей части аристократии). Но подавляющее большинство королевских и царских депутатов, чиновников, генералов, олигархов так во власти и остались – они просто поднялись на ступеньку выше, на освобожденную от венценосных особ верхушку пирамиды. Первое время постреволюционной Францией управляли любимчик королевы маркиз де Ла Файет и адвокат парижского парламента барон Дюпор, а правительство Российской республики до июля 1917 возглавлял царский премьер князь Львов.

Поэтому не стоит удивляться тому, что власть в Украине пока что досталась «бывшим»: спикерам, министрам, вице-премьерам и губернаторам эпохи Кучмы-Ющенко-Януковича, вновь нацепивших на себя революционные ленточки, как князья, министры и генералы, щеголявшие в 1917-м с красными бантами на груди. Это вовсе не абсурд, это историческая и социально-политическая закономерность, опираясь на которую, нетрудно прикинуть будущие события.




Безусловно, будет типичная грызня за власть, которая обострится к моменту президентских выборов и закончится после того, как их победитель сформирует новую правящую команду. Вполне возможно, что победителем окажется либо Тимошенко (как лидер своих «юльков»), либо Порошенко, за которого наверняка проголосуют бывшие фанаты Ющенко. И к этому победителю будут традиционно проситься в «широкую коалицию» регионалы. И далее, как уверены все эти политики, в Украину вновь вернется эпоха 2005-2010 годов. С дележкой портфелей и бюджета, с пристраиванием родичей и одноклассников по кабинетам, постройкой новых маетков и т.д. Однако именно это может стать их роковой ошибкой, которая приведет ко второй волне революции.

«Есть только три по-настоящему достойных дела, о которых вы должны помнить всю жизнь. И это не посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Первое - это помочь тому, кто нуждается в помощи. Второе - защитить того, кто беззащитен. И третье, самое лучшее, что вы можете сделать в жизни – это подарить надежду тому, кто её лишился», - совершенно правильно заметил герой популярного и очень актуального сериала «Меч».

Именно этого и ждут от украинской власти миллионы граждан: помощи, защиты, надежды. Не болтовни о демократии и составе коалиционного правительства, не абстрактных лозунгов, не истерических «благаний» Тимошенко, ни молчаливого бездействия Турчинова. И если они не получат желаемого…



Vox populi - vox dei: Глас народа - глас Божий

Российская Федерация настаивает на принятии Украиной новой Конституции и новых законов. Видимо, рассматривая свою частично оккупированную соседку поверженным трофеем, над которой Москва решила взять полную «опеку».




Что ж, как говорится, не дождетесь! И, тем не менее, кое в чем Москва права: Украине действительно необходима новая Конституция. Разумеется, написанная и принятая без руководства Кремля. Дело в том, что этого требует нынешняя ситуация. Ведь после февраля в стране ничего так почти и не изменилось, если не считать того, что Януковича сменил Турчинов, а Крым был оккупирован Россией. В том числе прежней остались конституционная система власти и государственного устройства.

Конституция-2004? Возвращение к прежней модели парламентских выборов и формирования правительства имеет какое-то значение лишь для кучки политиков, а вот 45 миллионов украинцев этого просто не заметят. А они, повторим, жаждут не «стабильности», потому что только идиот может желать консервировать эту убогость в стабильном состоянии, а перемен к лучшему. Или хотя бы пока что помощи, защиты, надежды.

В отличие от прошлых 23 лет новейшей украинской истории, когда «биомасса» смиренно и терпеливо ждала, что им все это даст новый добрый и справедливый царь-президент (не этот, так следующий), нынче терпение у населения лопнуло. И даже самых ленивых и трусливых вдохновили примеры Евромайдана либо Крыма – как двух вариантов достижения желаемого. В первом случае украинцы, желающие жить в своей державе, решили «обустроить» её собственными руками. Во втором случае население Крыма, соблазненное рекламой «богатой жизни в великой России», возжелало, чтобы их проблемы решил Путин – и поддержали аннексию.

Оба этих способа сейчас актуальны и популярны в народе – в той его части, которая не хочет смиренно сидеть и ждать с моря погоды, продолжать с кряхтением приспосабливаться под ситуацию. Где-то больше сторонников одного, где-то больше сторонников другого, и мы видим, как в одном месте вспыхивает «пророссийская акция», а в другом мужики грозят устроить еще один Майдан.






Пророссийские силы сейчас более активны, но не только потому, что они лучше организованы специально подготовленными для этих выступлений людьми и имеют всестороннюю поддержку из России. Слеп тот, кто за «рукой Москвы» не видит остального! А именно: пророссийски настроенные жители Украины (гражданами их уже не назовешь) отлично понимают, что не получат ожидаемого от новой украинской власти. Ни в этом году, ни в следующем, ни десять лет спустя. А потому и торопятся получить это от России – пока есть такая возможность.

Украинцы, сохраняющие собственное гражданское достоинство и стремящиеся сохранить свою державу, ни о каком «присоединении», разумеется, не помышляют. Они надеются получить желаемое от своего украинского правительства, пока что нынешнего – ведь оно пришло к власти совсем недавно и пока еще имеет какой-то кредит доверия (очень быстро иссякающий) от граждан, верящих что революция всё изменила.

Кроме того, вся лидеры и предводители Евромайдана сейчас либо делят кресла во власти, либо делят экспроприированное имущество - в любом случае, они уже не с народом, а потому его некому поднимать, организовывать и направлять. Вот почему активность проукраинских масс пока что очень низкая. Однако это ненадолго…

Heu quam est timendus qui mori tutus putat - Тот страшен, кто за благо почитает смерть

Уж на примере «Правого сектора» можно было воочию узреть, что правящая «клика БЮТ» начинает сильно разочаровывать даже тех, кто помог ей прийти к власти.

Причин для этого более чем достаточно: без сопротивления сдали Крым, с позором потеряли размещенные там военные части и корабли, не могут удержать гривну и стабилизировать экономику, не могут разработать новую внешнеполитическую и внешнеэкономическую концепцию Украины, не развернули борьбу против коррупции, не начали люстрацию и т.д. В этом длинном списке почти каждый украинец сможет найти то, что его более всего беспокоит и злит.






Пока что сдерживающим фактором являются выборы: президентские в мае и парламентские в сентябре. Недовольные властью надеются, что она скоро поменяется, причем законным путем, и для этого не придется вновь штурмовать административные здания. Это напоминает ситуацию 1917 года, когда все крупнейшие политические силы ждали выборы в Учредительное собрание, а потому просто прозевали подготовку Июльского восстания и Корниловского мятежа и даже проигнорировали Октябрьскую революцию.

Что ж, пройдут одни выборы, пройдут другие. Если их победители просто вернут для себя счастливые «оранжевые годы» и вновь начнут бездарно «профукивать» время почем зря, то одним только падением рейтинга (как у Ющенко) дело теперь не обойдется. Вот тут-то и начнется самое «веселое»!

Проблема, собственно, не в том, что народ в Украине за последние пару лет стал горячим и скорым на бунт. Проблема в том, что украинцы вообще стали более радикальными как в своих требованиях, так и в методах их достижения. И для политической элиты страны угрозу представляет вовсе не очередной Майдан, пусть даже с горящими баррикадами и стрельбой из ружей, а возможная народная поддержка некой организованной силе, которая захочет довести революцию до конца. Ну, или «навести порядок». Собственно, под каким именно лозунгом она это сделает, не суть важно. Важно, что революция продолжит пожирать своих детей.

Депутаты нынешней Рады испугались «Правого сектора» и спрятались от него за широкими спинами бойцов госохраны. Но они, как говорится, не тех боятся. Что, если, к примеру, в октябре на Грушевского придет не толпа студентов с палками, а пара батальонов Нацгвардии или аэромобильный полк, которых туда направит политическая сила, имеющая горячую поддержку киевлян? Что, если никто не встанет на пути бронетехники, чтобы «защитить свободу и демократию», а будет радостно аплодировать и кричать «давай, хлопці, викуріть цю наволочь з Ради!»?









Не спешите говорить «не может быть»: подобное однажды уже чуть не произошло в 2007 году, когда две ветки власти в своей грызне за власть дошли до использования силовых структур. Но тогда ситуация в стране и обществе была намного спокойнее, да и главными действующими лицами конфликта была украинская элита, которая сама не хотела заходить слишком далеко. Сейчас же в Украине могут появиться новые политические игроки, которые не убоятся крови. Тем более, что кровь надоевшей всем «старой аристократии» лишь повеселит толпу, жаждущую «заслуженного возмездия». А потом, по законам жанра, количество жертв репрессий намного превзойдет число жертв революции.

Собственно, последние события уже показали, что появились, как минимум, два повода, позволяющие репрессировать (заслуженно или по навету) практически любого политика или общественного деятеля. Причем повода совершенно законных, более того, народ будет всячески приветствовать это, подбрасывая вверх шапки с чувством ликующего патриотизма.

Первый повод – обвинение в коррупции или причастности к свергнутой «семье». Украинцы ждут показательных процессов над совсем уж зарвавшимися беспредельщиками и, как минимум, люстрации бездарных чиновников «старого режима». Собственно говоря, ради этого народ и устроил революцию, а не для того, чтобы сменить Януковича на Турчинова.

Второй повод – обвинение в «измене родине». Под него попадают не только перебежавшие на сторону России чиновники и военные Крыма, а также коллаборационисты и сепаратисты Харькова и Донбасса. Под него можно подвести всю нынешнюю власть во главе с и.о. главнокомандующего за действия (точнее, бездействия), приведшие к оккупации украинской территории и потери имущества украинских Вооруженных сил. И уж подавно под него можно подвести Партию Регионов, коммунистов и другие политические силы, столь опрометчиво выступающих в это опасное время с призывами сотрудничать с Россией.

Беда в том, что этого не избежать. Это можно лишь отсрочить, что только усугубит ситуацию обвинениями в бездействии и сговоре с «бывшими». Так что если этого не сделает нынешняя власть, то это придется сделать следующей…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA