«Такого политика мы еще не наблюдали ни разу и наблюдать будем не скоро»
10.04.2014 14:00
О том, что для избирателей готовят кандидаты в президенты на выборы 25 мая и как будет проходить предвыборная гонка, в эксклюзивном интервью корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA рассказал политолог и юрист Юрий Кочевенко.

Новости Украины – From-UA: - Юрий, прежде чем обсудить кандидатов в президенты, давайте поговорим о съездах пяти парламентских фракций, которые состоялись еще 29 марта. Для многих они принесли много сюрпризов. А что Вы скажете?

Юрий Кочевенко: - Давайте начнем с Партии Регионов (далее ПР. – Ред.). Прежде, чем давать анализ, надо понимать, что ПР никогда не была политической партией в классическом понимании этого слова, то есть основанной на определенной идеологии, опирающейся на определенный базовый электорат.

Это всегда была корпоративная партия крупного капитала, члены которой тянулись к себе подобным, чтобы защищать свои интересы. И так уж исторически и географически совпало, что крупный капитал в основном базируется в промышленно-развитых регионах востока и юга Украины. Поэтому даже в самые лучшие для ПР времена обращали на себя внимание довольно жесткая внутрипартийная борьба, фракционность внутри самой партии, группы, ориентированные на конкретных людей (как любят отмечать журналисты, группа Клюева, Левочкина и т. д.). Были группы, ориентированные на разные идеологические векторы — группа западников, основу которой составляли Герман и Чорновил, когда он еще состоял в ПР. И группа откровенно пророссийски настроенных депутатов — Колесниченко, Царев.

То есть ни о какой монолитности как партии говорить не приходилось. Поэтому в условиях кризиса это разбегание, которое мы наблюдаем, абсолютно нормальное, потому что разбегаться им просто, так как они уже поделены по группам. И вопрос выдвижения целого ряда кандидатов, которые так или иначе связаны с ПР, это вопрос того, какая группа в перспективе станет основной и ведущей силой юго-востока Украины.



Поэтому для регионалов эти президентские выборы очень важны. Сниматься никому ни в коем случае нельзя с политической точки зрения. Потому что, что бы ни говорили, единство — это все популизм, большинство из ПР сейчас выиграть выборы не сможет, но не участвовать в выборах — это значит зачеркнуть свое политическое будущее, что, безусловно, недопустимо ни для Тигипко, ни для кого-либо другого, кто видит в себе амбиции для дальнейшего политического роста и развития.

Мы можем наблюдать в президентской кампании, по сути, три разных кампании и двое разных выборов, которые будут проходить в Украине, несмотря на то, что они организационно будут объединены в выборы президента Украины. Особенно это касается первого тура. Во втором туре наверняка будут кандидаты, которых восток и юг Украины не сможет идентифицировать как безусловно своих, но в первом туре, помимо того, кто выйдет во второй тур, будут отдельные выборы лидера юго-востока. И тот, кто займет 3 или 4 место после лидера из тех людей, которые представляют ПР, – вот этот человек и возглавит новую политическую силу, которая будет выражать интересы избирателей юго-востока.

Для них это сейчас главная борьба, кто это будет — Тигипко, Добкин, Ренат Кузьмин, Бойко? Возможно, потом будет какое-то объединение между этими политиками, создание новой политической силы, в которую могли бы войти все они, но для них всех важен их процент, особенно на юго-востоке, который позволит им вести торги при создании этой новой политической силы для того, чтобы иметь для своих людей наибольшее количество мест и большее влияние. Вот за это между этими кандидатами и будет развернута борьба.

Новости Украины – From-UA: - А как, по Вашему мнению, прошел съезд «Батькивщины»: предсказуемо или нет?

Юрий Кочевенко: - Партия «Батькивщина» сейчас под открытым небом: они — партия власти, партия победителей — они так себя ощущают и позиционируют. Поэтому съезд был красивым, ярким, в американском стиле и традициях. Самое забавное, что в съезде ПР было гораздо больше партийности и демократии, чем в показательном партии «Батькивщины». Даже сам факт, что однопартийцы обвиняют руководство ПР в том, что какие-то решения были приняты заранее и кулуарно, — это уже говорит о неких процессах, которые ранее были совершенно не свойственны для этой политической силы.

Всегда, на всех съездах решения принимаются кулуарно, и это аксиома. Съезд партии для выдвижения кандидатов или списка кандидатов в парламент — это всегда, в первую очередь, публичное шоу для журналистов и избирателей (так как все решения уже приняты). В классическом понимании работы съезда нет и быть не может — все заранее оговорено и проконсультировано и с региональными лидерами, и с политсоветом партии. Съезд всегда идет на «одобрям-с». Вот в этом плане в ПР была какая-никакая дискуссия, и если не конфликт, то движение. Для съезда — это индикатор трансформации в ПР, где может вестись диалог между партийцами, а не все решает лидер.



В партии «Батькивщина» это совершенно наоборот, она всегда была партией сугубо авторитарного типа, где все решения принимались лидером единолично без оглядки на однопартийцев, даже на самых приближенных. Она, конечно, может проконсультироваться, но прислушается только к тем мнениям, которые совпадают с ее собственным. Поэтому и съезд прошел в формате абсолютного шоу. Это было народное выдвижение Тимошенко – она вернулась. И для меня этот съезд лично никакого недоумения, сюрприза и вообще каких-либо эмоций не вызвал. Это было логично и ожидаемо на 100 %.

Новости Украины – From-UA: - Ну, если «Батькивщина» провела съезд ожидаемо, то вот съезд УДАРа у многих вызвал неоднозначные эмоции. Правильно?

Юрий Кочевенко: - Да, сюрприз был. Я не ожидал от Кличко такого решения, и мне оно, честно говоря, не совсем ясно. Метания Кличко по вертикали украинской политики какие-то странные. Так и не доведя до конца киевский проект, он бросился в проект национальный, а теперь обратно. Имея крупную фракцию в ВР, будучи ее лидером, а соответственно, одним из государственных лидеров, он спускается опять на уровень местной общины, пусть даже такой большой и значимой, как Киев. Эти вещи не совсем сопоставимы.

Ну, не меняют лидерство национальное на лидерство в Киеве. Если он будет эффективным и ярким мэром Киева, то он все равно будет только мэром Киева. Был бы смысл, если бы говорили о том, что в случае победы Порошенко Кличко будет премьер-министром, хотя это тоже отдельная тема — мы не знаем, кого мы выбираем, под какую Конституцию, какие будут полномочия. Поэтому такое решение мне сложно объяснить какой-то логикой со стороны Кличко.

Его политические консультанты, возможно, и не без участия Порошенко, нарисовали какие-то красивые схемы, в которые он поверил, но, на мой взгляд, такое ощущение, что Виталика развели. В нашей политической системе так заведено (и это плохо на самом деле): если ты не участвуешь в президентских выборах, то ты можешь забыть о своем партийном проекте. В таком случае, если Кличко поддержал Порошенко, если его электорат перекочует, морально примет Порошенко как лидера, то на следующих выборах не за УДАР проголосует, а за партию Порошенко.



Новости Украины – From-UA: - После завершения подачи документов кандидатов на пост президента Украины для регистрации ЦИК (31 марта) всеукраинская общественная организация Передовые Правовые Инициативы презентовала результаты всеукраинского социологического исследования по наиболее популярным кандидатам.

По результатам опроса электоральные ориентации относительно рейтингов кандидатов на президентских выборах распределились следующим образом:

Петр Порошенко - 38,3%, Сергей Тигипко - 17,9%, Юлия Тимошенко - 11,6%, Юрий Бойко - 6,9%, Олег Тягныбок - 3,3%, Петр Симоненко - 3,2%, Ольга Богомолец - 2,5%, Олег Ляшко - 2,3%, Анатолий Гриценко - 1,7%, Дмитрий Ярош - 1,3%, Михаил Добкин - 1,1%, другой кандидат - 1%. Как Вы оцениваете этот рейтинг?


Юрий Кочевенко: - Психология избирателя так уж устроена, что голосовать хотят за победителей. Не хочется, чтобы твой голос пропал. Это неправильный, стадный подход. Голосовать нужно за того, за кого тебе не будет стыдно, и не важно, есть у этого человека шансы на победу или нет. Политтехнологи строят это таким образом: зачем выкидывать свой голос, лучше из двух зол выбрать меньшее. Есть такой элемент в политтехнологиях, который называется социологические войны, когда учитываются не только результаты социологических исследований, но подключается и экспертное мнение для того, чтобы искусственно подвинуть кандидата в якобы лидеры, а потом, исходя из этой логики, он реально туда подтянется, а избиратель на него переключится.

Поэтому я поверю только той социологии, которую я, как руководитель компании, сам заказал и сам проплатил, и никому ее не показывал. Все, что сейчас публикуется в открытых источниках, это те вещи, которым верить нельзя. В Украине нет ни одной социологической службы, которой бы можно было бы доверять на 100 %, особенно в нынешних условиях.

Новости Украины – From-UA: - У кого, по Вашему мнению, есть наибольшие шансы победить на выборах?

Юрий Кочевенко: - Наибольшие шансы есть у того кандидата, у кого есть базовый твердый электорат, на который он сможет опереться. И в этом плане, на мой взгляд, это пока что Юлия Тимошенко. Несмотря на то, что ее рейтинги сильно подмочены, она имеет возможность опереться: а) на власть, которую она фактически сейчас контролирует, и б) на мощную развитую партийную структуру в регионах — ни у одного другого кандидата нет структуры такого уровня, которая сейчас еще будет оживлена фактом вхождения во власть.

Порошенко, как самый рейтинговый, — это в первую очередь продукт определенных политических обстоятельств, избиратель сам его создал. Избиратель, который сейчас поддерживает Порошенко, он не знает, какой Порошенко, он думает о нем то, что ему хочется думать. Порошенко для каждого избирателя индивидуальный. Есть такой специфический образ в политических технологиях, который называется «мессия». Он редко получается и не может быть создан искусственно, он является только продуктом определенных исторических обстоятельств, когда есть потребность в таком образе и есть человек, который может под этот образ попасть. У Порошенко сейчас этот образ очень сильный, но он и легко разрушаем, поэтому ему надо сейчас поменьше говорить, чтобы избиратель не разочаровался.



Новости Украины – From-UA: - А что касается радикальных кандидатов — Ляшко, Яроша, Тягныбока? Смогут они преодолеть какой-то порог?

Юрий Кочевенко: - Для радикальных кандидатов и тех кандидатов, которые находятся за чертой, эти выборы — старт своего личного политического проекта или его поддержания. Безусловно, поляризация общества существует значительная, и на радикализм тоже есть спрос, но этот спрос в пределах 10 % даже в самых критических точках истории, как сейчас.

При общей нормальной политической системе радикализм находится в нише 3-4 %. Сейчас, безусловно, ниша для них расширена, хоть они и разделены, но реальных шансов победить у них нет, но есть шанс громко о себе заявить. Особенно это касается Ляшко, который, играя в этом образе продолжительное время, наконец-то попал в благоприятные для него исторические обстоятельства, у меня даже блог был на тему «Радикалом ради кала».

Он себя сейчас неплохо отпозиционировал, и если он возьмет на президентских выборах 3-4 % (а это вполне реально, как говорится, вытоптать поле, ресурс у него найдется, и сам он активен), то это уже серьезная заявка на политический проект парламентских выборов, то есть из политического клоуна он уже превратится в политика пусть не первого эшелона, но уже далеко не рядового депутата.

Новости Украины – From-UA: - Как Вы думаете, как поделится электорат избирателей на этих выборах?

Юрий Кочевенко: - Безусловно, будет определенная сегментация. Сейчас ПР «похудела» где-то до 10 %, «похудеет» еще процента на два, но потом будет рост. Дело в том, что это общий электорат всех восточных регионов, и кандидаты в президенты между собой будут его делить. И кто его первым возьмет — тот и будет лидером юго-востока. Сейчас у Тигипко большие на это шансы, но это не факт.



Новости Украины – From-UA: - По Вашему мнению, есть ли предпосылки и угрозы для срыва президентских выборов в мае?

Юрий Кочевенко: - Да есть.

Юлия Тимошенко – этот тот человек, который может поспособствовать срыву или откладыванию выборов в случае, если она не будет уверена в высоких шансах на свою победу. Воля к власти этого человека безусловна и исключительна. Такого политика в своей новейшей истории мы еще не наблюдали ни разу и наблюдать будем не скоро. Несмотря на то, что жизнь ее потрепала, все равно у этого человека безусловная воля к власти, которая находится за пределами любых моральных принципов, как и для любого настоящего политика.

Как сказал Ленин, в политике не может быть слово нравственность, может быть только слово эффективность. Юлия Владимировна исповедует этот принцип. Поскольку сейчас реально «Батькивщина» контролирует в стране центральную исполнительную власть — МВД, ВР, и.о. Президента, то можно предположить, что могут быть созданы некие прецеденты, как то война с Россией. Если бы этого конфликта с Россией не было, то его надо было бы придумать — настолько удобен он сейчас нынешней власти для того, чтобы удерживать так называемый «второй этап революции». В этой ситуации реальному лидеру гонки надо было бы немного «похудеть» в своем рейтинге, создав иллюзию возможности победы, чтобы уже точно состоялся второй тур. После первого тура будет ясно: если Тимошенко не пройдет во второй тур, то мы сможем наблюдать все что угодно.

Новости Украины – From-UA: - Тимошенко инициировала амнистию 70 тысяч заключенных. Как Вы думаете, это пиар-ход для набора электората?

Юрий Кочевенко: - Но она действительно делилась информацией и делилась ею с теми, кто сидит, она считает, что часть людей сидят незаконно, так что, возможно, это и есть такой ход. Возможно, это показательный момент того, что судебным решениям старой системы нельзя верить и они являются нелегитимными. Поскольку разбираться с каждым конкретным делом возможности нет, принцип мирового права гласит, что лучше пусть виновный избежит наказания, чем будет наказан невиновный — исходя из такой логики, возможно, и было принято такое решение.

Новости Украины – From-UA: - Сейчас поговаривают о тандемах президент — мэр Киева: Порошенко — Кличко и Тимошенко — Луценко. Насколько они реальны и адекватны с действительностью?

Юрий Кочевенко: - Для Луценко позиция мэра Киева является адекватной его политическому весу. Для него это будет продвижением вперед. Для Кличко как лидера крупной парламентской партии это будет движение вниз.

Кличко и Порошенко оба находятся в одном электоральном поле, они не случайно друг друга нашли. Возвращаясь к этому вопросу, я предположу, что, возможно, планируется и создание единого партийного проекта этих двух лидеров. Поэтому Кличко, скорее всего, и отступает назад, выводя вперед Порошенко. Но их рейтинг дает неплохую синергию именно за счет того, что находится в едином электоральном поле. А слияние рейтингов Тимошенко и Луценко — они тоже, в общем-то, находятся в одном электоральном поле, но там как-то 0+1 все равно будет 1. Поэтому если рейтинг Кличко с Порошенко реально усиливает, то рейтинг Луценко с Тимошенко дает разве что моральную поддержку.



Новости Украины – From-UA: - Как Вы думаете, какая ждет судьба Януковича,как политика? Где он сейчас на карте украинской политики?

Юрий Кочевенко: - С первой пресс-конференции в Ростове-на-Дону было ясно – его задача делигитимизировать украинскую власть, чтобы Россия могла к этому апеллировать, и эту задачу он системно и последовательно выполняет.

Сам он находится в заложниках. Он не ведет никакую самостоятельную политическую игру и даже не может отстаивать свою политическую позицию, поскольку если его последнее интервью еще было похоже на разговор живого человека, то предпоследнее заявление на брифинге — это были совершенно не его слова. Мы же все-таки наблюдаем его много лет, его риторику, видим, каким лексиконом он пользуется. Он никогда в жизни не употреблял такие слова, как «бандеровец», «красно-черное знамя Бандеры» — это все придумал московский райтер, причем, по-моему, не самый образованный.

В любом случае, все эти посылы обращены не вовне и не на Украину. Он вполне адекватно понимает, что в Украине они не только не будут восприняты, но никто в них и не поверит. Совершенно понятно, что он там поет под чужую дудку. Это, прежде всего, его посылы внутрь России.

Исходя из этого, я могу сказать, что Янукович больше не украинский политик, а российский. И его задача сейчас — легитимизировать политику Путина в отношении Украины для россиян, а не для украинцев и не для мирового сообщества, чтобы таким образом давать моральное оправдание действиям российского правительства. Возможный возврат в украинскую политику и какое-то здесь будущее крайне маловероятно. Это все уже отработанный материал, в том числе и для политической элиты — она его уже назад не пустит, даже если предположить, что будут какие-то благоприятные политические обстоятельства, совершенно фантастические. Политическая элита уже сбросила его со счетов, даже его бывшие соратники уже не позволят ему вернуться.

Юлия Процышена
Новости Украины - From-UA